Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2019 г. N 12-АПА19-5 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Медведевой И.А., при секретаре Харченко Е.А., с участием прокурора Назарова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рыбалко А. В. к Окружной избирательной комиссии Зарубинского одномандатного избирательного округа N 1 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва об отказе в регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 6 июня 2019 года N 677-П на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва.
Постановлением Окружной избирательной комиссии Зарубинского одномандатного избирательного округа N 1 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва (далее - окружная избирательная комиссия) от 2 августа 2019 года N 15/28 Рыбалко А.В, выдвинутому Региональным отделением в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА" (решением общего собрания от 11 июня 2019 года), отказано в регистрации кандидатом в депутаты на основании подпункта "ж" пункта 11 статьи 42 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 72-3 "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл" (далее - Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 72-3) в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Не согласившись с решением от 2 августа 2019 года N 15/28, Рыбалко А.В, согласно уточненному иску от 10 августа 2019 года, просил признать его незаконным и отменить, обязать административного ответчика зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва по Зарубинскому одномандатному избирательному округу N 1 на основании представленных
административным истцом 23 июля 2019 года документов.
В обоснование административного иска указал, что оспариваемое решение принято с нарушением действующего законодательства по процедуре его принятия, а именно нарушены требования пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), поскольку копия протокола рабочей группы по проверке подписных листов передана кандидату 31 июля 2019 года, то есть менее чем за двое суток до заседания окружной избирательной комиссии.
При принятии оспариваемого решения также нарушены требования пункта 18 статьи 38 названного Федерального закона, поскольку установленный законом срок принятия избирательной комиссией решения о регистрации или отказе в регистрации кандидата не должен превышать десять дней.
Кроме того, подписи 8 избирателей, признанные окружной избирательной комиссией недействительными из 43 недействительных подписей, признаков недействительности не содержат, поскольку отсутствуют неоговоренные исправления в подписях избирателей, внесенные исправления толкуются (воспринимаются) однозначно.
С учетом указанного, оспариваемое решение не может быть признано законным.
В судебном заседании Рыбалко А.В. требования уточненного административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представители административного ответчика ? окружной
избирательной комиссии Береснев Д.И, действующий на основании доверенности от 8 августа 2019 года, с административным иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что представленные кандидатом 463 подписи избирателей были проверены окружной избирательной комиссией с соблюдением установленной законодательством процедуры, при этом 43 подписи на основании подпунктов "в", "е", "ж" и "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ были признаны недействительными. Учитывая недостаточное количество достоверных подписей избирателей, в
регистрации кандидату было обоснованно отказано.
Представитель заинтересованного лица - Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл Газизов М.Р, действующий на основании доверенности от 10 января 2019 года N 3, поддержал позицию административного ответчика и просил в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица - Регионального отделения в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА", извещенный о судебном заседании, в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Административным ответчиком представлены возражения относительно
заявленного административного иска.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заслушав показания свидетеля Ф, заключение прокурора Назарова А.А, просившего в удовлетворении иска отказать, исследовав материалы дела и дополнительно представленные документы, проверив подписные листы, суд приходит к следующему.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл от 5 апреля 2019 года N 97/666 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва, и предельном количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатов, в том числе по Зарубинскому одномандатному избирательному округу: необходимое количество - 421 подписей,
предельное количество - 463 подписи.
Судом установлено, что 23 июля 2019 года в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидат в депутаты по указанному избирательному округу Рыбалко А.В. представил 101 подписной лист с 463 подписями избирателей в свою поддержку, из которых при проверке всех представленных подписей 51 подпись избирателей была признана недействительной (итоговый протокол от 30 июля 2019 года).
Согласно уточненному протоколу от 1 августа 2019 года, принятому с учетом возражений кандидата от 1 августа 2019 года, недействительными были признаны 43 подписи избирателей.
В силу пункта 11 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума.
Судом установлено, что итоговый протокол о результатах проверки подписных листов от 30 июля 2019 года был получен Рыбалко А.В. 31 июля 2019 года, однако указанное, с учетом обстоятельств дела, не может свидетельствовать о существенном нарушении процедуры, ввиду того, что данное обстоятельство не явилось препятствием для осуществления прав кандидата на принесение своих замечаний по результатам проверки подписных листов.
С учетом признания недействительными, количество достоверных
подписей избирателей составило 420 подписей, что менее 421 -
необходимого количества достоверных подписей избирателей.
Результаты проверки подписных листов отражены в таблице сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей (справка УВМ МВД по Республике Марий Эл от 29 июля 2019 года N 35/8363), ведомости проверки подписных листов N 1, уточненном протоколе о результатах проверки подписных листов от 1 августа 2019 года.
О времени проведения проверки подписных листов Рыбалко А.В. был уведомлен, кандидат присутствовал на заседании рабочей группы по проверке подписных листов, получил копии документов по проверке подписных листов, что административным истцом не оспаривается.
Постановлением Окружной избирательной комиссии Зарубинского одномандатного избирательного округа "N" по выборам депутатов
Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва от 2 августа 2019 года N 15/28 Рыбалко А.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты на основании подпункта "ж" пункта 11 статьи 42 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 72-3, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 приведенного Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Аналогичное положение закреплено в подпункте "ж" пункта 11 статьи 42 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 72-3.
Пунктом 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что избирательная комиссия в течение
установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Поскольку документы, необходимые для регистрации кандидата, представлены Рыбалко А.В. 23 июля 2019 года, решение от 2 августа 2019 года, вопреки доводам административного иска, принято в установленный законом срок.
Согласно пункту 11 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ заседание избирательной комиссии, кроме Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Исходя из пункта 14 данной статьи, решения избирательной комиссии по вопросам, не указанным в пункте 13 этой же статьи, принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Как установлено судом, решение об отказе Рыбалко А.В. в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва 2 августа 2019 года принято большинством голосов членов комиссии с правом решающего голоса (8 голосов "за", протокол заседания комиссии от 2 августа 2019 года N 15).
Указанное подтвердил в судебном заседании свидетель Ф, являющийся членом окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Доводы административного истца и показания свидетеля об оказании давления на членов окружной избирательной комиссии суд находит несостоятельными ввиду того, что они не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Никто из членов комиссии, в том числе свидетель, по фактам оказания давления в вышестоящую комиссию, либо в правоохранительные органы не обращался, правом изложить свое особое мнение, предусмотренное пунктом 17 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, ни один из членов комиссии не воспользовался, следовательно, указанные доводы основаны исключительно на субъективном восприятии свидетелем обстоятельств.
Кроме того, как показал свидетель, он голосовал против принятия указанного решения, то есть его волеизъявление было свободным.
В силу пункта 12 статьи 28, пункта 1 статьи 30 названного Федерального закона, члены вышестоящей избирательной комиссии вправе присутствовать на заседаниях нижестоящей избирательной комиссии, поэтому участие 2 августа 2019 года в заседании окружной избирательной комиссии члена Центризбиркома Республики Марий Эл Микка М.В. не является нарушением требований закона.
Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей должна предусматриваться законом. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 41 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 72-3 проверке подлежат все представленные подписи избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах. При проведении проверки подписей избирателей в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке подписных листов должен извещаться кандидат, представивший установленное для регистрации кандидата количество подписей.
Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов (пункт 4 статьи 41 названного Закона Республики Марий Эл).
Члены рабочей группы, указанной в пункте 4 настоящей статьи, в процессе проверки составляют ведомость проверки подписных листов, форма которой устанавливается Центральной избирательной комиссией в соответствии с настоящим Законом. В соответствии с Федеральным законом по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6 статьи 41 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 72-3).
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В силу пункта 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона недействительными признаются:
подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии
с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт "в");
подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями (подпункт "е");
подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (подпункт "ж");
все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов (подпункт "з").
Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Судом установлено, что из 463 представленных кандидатом в его поддержку подписей избирателей, недействительными признано:
29 подписей в связи с несоответствием действительности сведений об избирателе на основании справки УВМ МВД по Республике Марий Эл от 29 июля 2019 года N 35/8363);
6 подписей в связи с неоговоренными исправлениями в дате внесения подписи избирателя;
4 подписи в связи с неоговоренными исправлениями в сведениях об
избирателе;
4 подписи в связи с неоговоренными исправлениями в дате внесения подписи кандидатом.
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Исследовав подлинники подписных листов и сопоставив их с представленными УВМ МВД по Республике Марий Эл сведениями, суд приходит к выводу, что несоответствие действительности сведений об избирателе, указанных в подписном листе, нашло подтверждение в 29 подписях, признанных недействительными окружной избирательной комиссией, что является основанием признания указанных подписей недействительными, а именно:
лист 6 (далее - л.), строка 1(далее - с.); л.7, с. 5; л.11, с. 4; л.26, с.2,5; л.30,с.1; л. 38, с. 1; л. 44, с.2; л.53, с.5; л.60, с. 1,2; л. 69, с. 4; л.80, с. 2; л. 86, с.З - сведения об адресе места жительства;
л.16, с.2; л. 36, с. 4; л.53, с.З; л. 84, с. 4; л.89, с. 1; л. 101, с. 2 - сведения о серии и номере паспорта;
л.28, с.1; л.43, с. 1; л.61, с. 4; л. 65, с.2 - избиратель не значится; л.30, с.5; л. 55, с. 4 - сведения об имени; л.42, с. 5 - сведения о месте жительства и фамилии; л.53, с. 1; л. 91, с.2 - сведения о годе рождения.
По мнению суда, 7 подписей избирателей должны быть признаны недействительными в связи с наличием неоговоренных исправлений в дате внесения подписи избирателя: л.19, с.1; л. 31, с.4; л.33, с.4; л.46, с.2; л.55, с.5; л. 85, с.5; л.92, с.1. г
4 подписи избирателей содержат неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (л.20, с.5; л.66, с.1; л.80, с.4; л.84, с.2)
При этом доводы административного истца о том, что ошибочное отражение сведений об избирателях, исправления в датах внесения подписей избирателей являются особенностями почерка, небрежностью, помарками, не препятствующими однозначному восприятию написанного, не принимаются судом во внимание.
Федеральным законодателем оговорка об однозначном восприятии сделана лишь в отношении имеющихся в сведениях об избирателях, содержащихся в подписных листах, сокращений слов и дат (пункт 5 статьи 38 Федерального закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Никаких иных указаний, в частности, на то, что неоговоренные исправления и допущенные помарки могут служить основанием для признания подписей недействительными лишь в случае, если такие исправления искажают смысл сведений и препятствуют их однозначному восприятию, закон не содержит, предполагая необходимость специальной оговорки любых исправлений. Иной подход нарушал бы принцип равенства кандидатов, позволяющий одному из избирательных объединений, выдвигающих список кандидатов, не соблюдать требования закона, предусматривающего право внесения исправлений с соблюдением специальных оговорок.
Согласно пункту 13 статьи 37 каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
При проверке подписных листов судом установлено, что на листе 79 содержатся 4 подписи избирателей, при этом в дате заверения подписного листа Рыбалко А.В. допущено неоговоренное исправление, что является, в силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для признания недействительными всех подписей в подписном листе.
Доводы административного истца о том, что исправления в данном случае не содержится, а имеется помарка, не могут быть приняты во внимание, поскольку исправление (изменение первоначального содержания на цифру "9") является очевидным.
Доводы административного истца о том, что выводы о характере изменений, и о том, являются ли сведения в подписных листах помаркой или исправлением, а также являются ли подписи избирателей недостоверными, могут быть сделаны только на основании и заключения эксперта, юридически несостоятельны в силу приведенных выше положений Федерального закона о недостоверности подписей, а также в связи с очевидностью и однозначностью исправлений, для определения которых специальных познаний не требуется. Данный вопрос может быть разрешен без привлечения экспертов.
Таким образом, общее число недействительных подписей избирателей равно 44 подписям, при этом общее количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, составляет 419 подписей, что менее 421 необходимой подписи, и недостаточно для регистрации Рыбалко А.В. кандидатом в депутаты.
При таком положении оспариваемое решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации Рыбалко А.В. кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является законным и не может быть отменено судом.
Следовательно, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Рыбалко А. В. к Окружной избирательной комиссии Зарубинского одномандатного избирательного округа N 1 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва о признании незаконным и отмене постановления Окружной избирательной комиссии Зарубинского одномандатного избирательного округа N 1 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва от 2 августа 2019 года N 15/28 об отказе в регистрации кандидата в депутаты.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Верховного Суда... ?"
Республики Марий Эл И.А. Медведева
? /
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.