Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Грачев А.В., рассмотрев жалобу Ахмадуллиной А.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 10 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 29 мая 2019 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заведующей аптекой ООО "Калина" Ахмадуллиной А.И., родившейся "дата" в " ... ", зарегистрированной и проживающей по адресу: "адрес", ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 10 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 29 мая 2019 года Ахмадуллина А.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 июля 2019 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл жалобе Ахмадуллина А.И. просит отменить указанные постановление мирового судьи и решение судьи городского суда. Выводы судей о соблюдении административным органом порядка проведения проверки не основан на положениях Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Результаты проверки не могут быть признаны допустимыми доказательствами.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела "N", поступившего в Верховный Суд Республики Марий Эл 5 августа 2019 года, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, отнесена фармацевтическая деятельность.
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение о лицензировании) осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 данного Положения о лицензировании.
В силу подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании лицензиат, имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и осуществляющий розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, для осуществления фармацевтической деятельности должен соблюдать правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требования части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Подпунктом "з" пункта 5 Положения о лицензировании установлена обязанность лицензиата, осуществляющего хранение лекарственных средств для медицинского применения, соблюдать правила хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Согласно части 6 статьи 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Такими лекарственными препаратами в соответствии с утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря
2018 года N 2738-р Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год являются лекарственные препараты хлорамфеникол (таблетки), ципрофлоксацин (капли ушные).
Пунктом 12 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 года N 706н, установлено, что при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
Мировым судьей установлено, что Территориальным органом Росздравнадзора по Республики Марий Эл на основании приказа от 1 апреля 2019 года "N" в период с 25 апреля по 26 апреля 2019 года проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Калина".
По результатам плановой выездной проверки в аптеке готовых форм ООО "Калина", расположенной по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 61, выявлены нарушения указанных выше норм, в частности, отсутствие хлорамфеникола (таблеток) и ципрофлоксацина (капель ушных), а также записей по отсутствующим препаратам в журнале по обеспечению лекарственными препаратами, входящими в минимальный ассортимент лекарственных препаратов (нарушения в части несоблюдения требований к минимальному ассортименту); хранение лекарственного препарата "Липы цветы", 20 фильтр-пакетиков производства
АО "Красногорсклексредства" в количестве 1 упаковки, сроком годности до ноября 2018 года, совместно с другими лекарственными препаратами на одной полке (нарушение условий хранения лекарственных препаратов с истекшим сроком).
Согласно приказу (распоряжению) о переводе работника на другую работу от "дата" Х. (согласно свидетельству о заключении брака от "дата" Ахмадуллина) А.И. переведена на должность заведующей аптекой ООО "Калина", расположенной по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 61.
В должностной инструкции заведующей аптеки, с которой Ахмадуллина А.И. ознакомлена 20 марта 2018 года, указаны обязанности заведующего аптекой, в том числе, организация работы аптеки в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами, методическими материалами и внутренними нормативными актами ООО "Калина" по вопросам, имеющим отношение к деятельности аптеки, с целью качественного обеспечении лекарственными препаратами; осуществление организации выполнения в аптеке лицензионных требований и условия осуществления фармацевтической деятельности, в частности контроль за изъятием из оборота лекарственных препаратов, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности, обеспечение наличия в аптеке необходимого (минимального) ассортимента, а также запаса лекарственных препаратов. Также инструкцией установлено, что заведующий аптекой несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности.
По результатам проверки Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Марий Эл составлен акт проверки от 26 апреля 2019 года
"N", в отношении должностного лица заведующей аптекой
ООО "Калина" Ахмадуллиной А.И. составлен протокол об административном правонарушении от 26 апреля 2019 года "N".
Наличие выявленных нарушений лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности в аптеке ООО "Калина" Ахмадуллиной А.И. в настоящей жалобе не оспаривается.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения заведующей аптекой ООО "Калина"
Ахмадуллиной А.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается имеющими в деле доказательствами, в том числе полученными по результатам проведенной проверки, которые согласуются между собой, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, они оценены мировым судьей и судьей городского суда в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки указанных доказательств не имеется.
В связи с этим является несостоятельным довод жалобы о том, что результаты проверки не могут быть признаны допустимыми доказательствами, поскольку административным органом не был соблюден порядок проведения проверки, в частности, был нарушен срок уведомления о проведении проверки.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что приказ о проведении плановой выездной проверки юридического лица от
1 апреля 2019 года на следующий день направлен ООО "Калина" по месту его нахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: Курская область, Железногорский район, г. Железногорск, ул. Ленина,
д. 64, ком. 3. Согласно отчету, сформированному официальным сайтом Почты России, отправление с почтовым идентификатором "... " прибыло в место вручения 9 апреля 2019 года, 10 апреля 2019 года зафиксирована неудачная попытка вручения, 24 апреля 2019 года отправление получено адресатом.
В обжалуемых судебных актах верно указано, что юридическое лицо, действуя разумно и добросовестно, должно было своевременно и надлежащим образом организовать прием почтовой корреспонденции по адресу своего места нахождения, неисполнение предусмотренной законом обязанности и ненадлежащая организация деятельности в части получения корреспонденции является риском самого лица и все неблагоприятные последствия такой организации своей деятельности в результате несвоевременного получения корреспонденции последний должен нести сам.
Кроме того, мировым судьей при рассмотрении дела установлено, что представитель ООО "Калина" неоднократно извещался по телефону о направленной в адрес общества почтовой корреспонденции, информация о дате проверки также размещена на официальном сайте прокуратуры.
На основании указанного мировой судья, а в последующем и судья городского суда пришли к выводу о соблюдении административным органом порядка проведения проверки. Оснований сомневаться в правильности данного вывода при рассмотрении настоящей жалобы не возникло.
Приведенные доводы жалобы сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств, которым была дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного по делу постановления, в ходе производства по данному делу допущено не было. Административное наказание, назначенное Ахмадуллиной А.И, является минимальным в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи, решение судьи городского суда являются законными и обоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13,
статьей 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 10 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 29 мая 2019 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заведующей аптекой
ООО "Калина" Ахмадуллиной А.И, оставить без изменения, жалобу Ахмадуллиной А.И. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Марий Эл А.В. Грачев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.