Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью "БиоСтом", расположенного по адресу: "... ", ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,
на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июня 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении,
установил:
24 мая 2019 года старшим уполномоченным отделения КЛСО УНК МВД по Республике Марий Эл Новиковым Г.Е. в отношении общества с ограниченной ответственностью "БиоСтом" (далее - ООО "БиоСтом", общество) составлен протокол N 899 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июня 2019 года ООО "БиоСтом" назначено административное наказание в виде штрафа в размере ста тысяч рублей без конфискации наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.
ООО "БиоСтом" в лице защитника Рогачевского А.В. (доверенность от 1 июля 2019 года) подало в Верховный Суд Республики Марий Эл жалобу на данное постановление, просило прекратить производство по делу либо снизить наказание на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, указывая, что в 2018 году препарат "Villacril Н Plus" не использовался, отчет о количестве использованного прекурсора предоставляется не о приобретении прекурсора, а о его использовании.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Заслушав объяснения генерального директора ООО "БиоСтом" Целищевой Е.Я, поддержавшей жалобу и пояснившей, что материал был закуплен в период лицензирования, отчет был составлен 9 января 2019 года, но вовремя не отправлен, материал хранится в сейфе, в 2018 году расходы организации превысили её доходы; объяснения защитника ООО "БиоСтом" Шамакова Л.Б, поддержавшего жалобу и пояснившего, что судом не было учтено, что препарат не использовался, на момент проверки отчет был оформлен и находился в организации, учитывая характер и обстоятельства совершения административного правонарушения, не повлекшего тяжких последствий, финансовое состояние организации, признание вины, имелись основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ, также обращает внимание, что ответственность предусмотрена за не предоставление отчета об использованных препаратах; объяснения оперуполномоченного Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Марий Эл Шипицына Е.В, пояснившего, что правонарушение имеется, так как отчет направлен не был, против снижения размера штрафа и приостановления деятельности не возражает, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681, включен метилметакрилат в концентрации 15 процентов и более.
В соответствии с пунктами 4, 12 статьи 30 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ) к мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу II Списка IV, относятся, в частности, установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами. При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 419 утверждены Правила представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - Правила предоставления отчетов) и Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - Правила ведения и хранения журналов).
Пунктом 2 Правил предоставления отчетов предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке реализацию и использование прекурсоров, внесенных в таблицы I и II списка IV Перечня, направляют почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо доставляют нарочным в территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по месту нахождения юридического лица или по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя годовой отчет о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II списка IV Перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля.
Пунктом 12 Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 года N 640, установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие приобретение прекурсоров для производственных нужд, в течение 10 дней после приобретения прекурсоров уведомляют территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации о количестве приобретенных прекурсоров по форме согласно приложению N 4.
Как следует из материалов и обстоятельств дела, в ходе проведения сверки отчетной документации, поступившей в Управление по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Марий Эл, установлено, что ООО "БиоСтом":
не предоставляет уведомления в Управление по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Марий Эл о количестве приобретенных прекурсоров;
не предоставило в срок до 20 февраля 2019 года в Управление по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Марий Эл годовой отчет об использовании прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за 2018 год. Для протезирования ООО "БиоСтом" приобрело "Villacril Н Plus", содержащее в своем составе прекурсор наркотических средств и психотропных веществ метилметакрилат 15 % или более, который включен в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681. Отчет о количестве использованных прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря 2018 года был составлен генеральным директором ООО "БиоСтом" Целищевой Е.Я. и предоставлен в Управление 16 мая 2019 года.
Действия (бездействие) ООО "БиоСтом" по факту нарушения пункта 2 Правил представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (не предоставление в срок до 20 февраля 2019 года в Управление по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Марий Эл годового отчета об использовании прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации) квалифицированы судьей суда первой инстанции, как образующие состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.16 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 6.16 КоАП РФ нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.
В соответствии с частью 2 статьи 6.16 КоАП РФ те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
Вместе с тем, в постановлении судьи не получили правовой оценки действия (бездействие) ООО "БиоСтом" по факту нарушения пункта 12 Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (не предоставление уведомления в Управление по контролю за оборотом наркотиков о количестве приобретенных прекурсоров).
Как предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 28.6 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.
В силу части 1 статьи 29.8 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Таким образом, судебное постановление не соответствует требованиям части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, поскольку судом не рассмотрен и не разрешен вопрос о наличии (отсутствии) состава административного правонарушения в действиях (бездействии) ООО "БиоСтом" по факту не предоставления уведомления о количестве приобретенных прекурсоров в Управление по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Марий Эл.
Между тем, установление данного обстоятельства имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела ввиду взаимосвязанности двух вышеуказанных событий, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении от 24 мая 2019 года N 899.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
С учетом изложенного постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным, судебный акт не соответствует требованиям статьи 24.1 КоАП РФ, поэтому подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
Доводы ООО "БиоСтом", изложенные в жалобе и приведенные при рассмотрении дела в суде второй инстанции, об отсутствии административного деликта, малозначительности административного правонарушения, наличии оснований для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, установленного КоАП РФ, могут быть доведены до суда и должны быть проверены при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июня 2019 года отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Настоящее решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Г.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.