Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Петрова О.А.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
с участием прокурора Полозовой Т.В,
рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Марий Эл и жалобу Китаевой Е.Е. на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "должность" Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл Китаевой Е.Е, "дата" рождения, уроженки "... ", проживающей по адресу: "адрес", ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением первого заместителя прокурора Республики Марий Эл от 14 июня 2019 года в отношении "должность" Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл Китаевой Е.Е. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 июля 2019 года "должность" Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл Китаева Е.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В протесте прокурор просит постановление судьи городского суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, ссылаясь на то, что судьей необоснованно из объема обвинения исключено умышленное невыполнение требования прокурора от 13 мая 2019 года N 07-40-2019 о предоставлении информации о средней цене одного квадратного метра общей площади квартир среднего качества (типовые квартиры) с отделкой по городу Йошкар-Оле в 1 квартале 2019 года на первичном рынке жилья.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Китаева Е.Е. просит постановление судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав объяснения защитника Китаевой Е.Е. Доспехова И.А, поддержавшего доводы жалобы, прокурора Полозову Т.И, поддержавшую доводы протеста, изучив доводы жалобы и протеста, проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 июля 2019 года основанием для возбуждения в отношении Китаевой Е.Е. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило невыполнение ею требований первого заместителя прокурора Республики Марий Эл от 13 мая 2019 года N 07-40-2019 и запроса прокуратуры Республики Марий Эл от 21 мая 2019 года N 07-46-2019.
Как следует из материалов дела, 13 мая 2019 года в адрес "должность" Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл Китаевой Е.Е. первым заместителем прокурора Республики Марий Эл направлено требование N 07-40-2019 о предоставлении информации о средней цене одного квадратного метра общей площади квартир среднего качества (типовые квартиры) с отделкой по городу Йошкар-Оле в 1 квартале 2019 года на первичном рынке жилья. Из содержания требования следует, что требование о предоставлении информации направлено на основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях информационного обеспечения надзора за исполнение законов.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 6 Федеральному закону от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 названного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, а их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность.
Пункт 2 статьи 1 и пункт 1 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 определяют, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 2202-1 установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Пунктом 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" предусмотрено, что проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона. Пунктом 15 указанного Приказа предписано, не допускать факты возложения на контролирующие и иные органы (статистики и др.), а также организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.
Учитывая, что информация о средней цене одного квадратного метра общей площади квартир среднего качества (типовые квартиры) с отделкой по городу Йошкар-Оле в 1 квартале 2019 года на первичном рынке жилья запрашивалась первым заместителем прокурора не в рамках прокурорской проверки исполнения законов, оснований для возбуждения в отношении Китаевой Е.Е. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту невыполнения требования первого заместителя прокурора Республики Марий Эл от 13 мая 2019 года N 07-40-2019 не имелось, указанное нарушение подлежало исключению из вмененных Китаевой Е.Е. нарушений.
Доводы протеста о том, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, позволяющей судье исключить из объема вмененного правонарушения части действий, противоречит положениям статей 24.1, 26.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений.
Привлекая Китаеву Е.Е. к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда обоснованно исходил из того, что направление на запрос прокуратуры Республики Марий Эл от 21 мая 2019 года N 07-46-2019 ответа, не содержащего сведений о динамике стоимости авиатоплива на территории республики за период с 2015 года, со ссылкой на невозможность предоставления информации, содержащей первичные статистические данные, являющиеся информаций ограниченного доступа, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку право прокурора получать сведения ограниченного доступа при осуществлении прокурорского надзора, закреплено в части 2.1 статьи 4 Федерального закона N 2202-1.
Доводы жалобу Китаевой Е.Е. о том, что право прокурора получать доступ к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, не распространяется на статью 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" не являются основанием для отмены постановления судьи, поскольку основаны на неправильном толковании положений части 2.1 статьи 4 Федерального закона N 2202-1 и статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", не содержащих запрет истребования прокурором статистических сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, при проведении им проверки исполнения законодательства, регулирующего вопросы ценообразования.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 июля 2019 года по доводам жалобы и протеста не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Китаевой Е.Е. в пределах санкции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "должность" Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл Китаевой Е.Е. оставить без изменения, протест заместителя прокурора Республики Марий Эл и жалобу Китаевой Е.Е. - без удовлетворения.
Судья О.А.Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.