Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев дело по жалобе Лямина А.М, "... " ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекавшегося,
на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 июня 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением от 1 марта 2019 года 12 N П-04-02/19 и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Кельмяшкиной О.А. Лямину А.М. назначено административное наказание в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением от 1 марта 2019 года 12 N П-04-03/19 и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Кельмяшкиной О.А. Лямину А.М. назначено административное наказание в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Постановлением от 1 марта 2019 года 12 N П-04-04/19 и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Кельмяшкиной О.А. Лямину А.М. назначено административное наказание в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Постановлением от 1 марта 2019 года 12 N П-04-05/19 и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Кельмяшкиной О.А. Лямину А.М. назначено административное наказание в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Постановлением от 1 марта 2019 года 12 N П-04-06/19 и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Кельмяшкиной О.А. Лямину А.М. назначено административное наказание в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Постановлением от 1 марта 2019 года 12 N П-04-07/19 и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Кельмяшкиной О.А. Лямину А.М. назначено административное наказание в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Лямин А.М. подал в суд жалобы на вышеуказанные постановления, просил их отменить, прекратить производство по делам в связи с отсутствием состава административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В обоснование жалоб были приведены следующие доводы и обстоятельства аналогичного характера. Должностным лицом существенно нарушены нормы материального и процессуального права. При составлении протоколов об административном правонарушении Лямину А.М. не были разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьей 25.1 КоАП РФ. При внеплановой проверке на местности не исследовались признаки не использования земельного участка. Объективная сторона состава административного правонарушения заключается в совершении действий, направленных на использование земельного участка без установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения. Никаких действий на использование земельного участка без установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения он не производил. В нарушение пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля внеплановая выездная проверка не была согласована с органами прокуратуры. Эксперт фактически не был привлечен к проведению проверки.
Решениями судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 апреля 2019 года вышеуказанные постановления и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл отменены, дела направлены на новое рассмотрение в административный орган.
Решениями судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 мая 2019 года, от 17 мая 2019 года решения судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 апреля 2019 года отменены, дела возвращены на новое рассмотрение в тот же суд.
Определением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 мая 2019 года дела по жалобам Лямина А.М. на постановления и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 1 марта 2019 года за номерами 12 N П-04-02/19, 12 N П-04-03/19, 12 N П-04-04/19, 12 N П-04-05/19, 12 N П-04-06/19, 12 N П-04-07/19 объединены в одно производство на основании части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 июня 2019 года постановления и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 1 марта 2019 года за номерами 12 N П-04-02/19, 12 N П-04-03/19, 12 N П-04-04/19, 12 N П-04-05/19, 12 N П-04-06/19, 12 N П-04-07/19 изменены, Лямину А.М. назначено одно административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Лямин А.М. просит решение судьи, постановления должностного лица административного органа отменить, прекратить производство по делу, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, допущенные при рассмотрении дела. В жалобе излагаются обстоятельства дела, указывается, что протоколы были составлены в отсутствие Лямина А.М, права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьей 25.1 КоАП РФ Лямину А.М. и его защитнику не были разъяснены. Признаки неиспользования земельного участка при проведении проверки не исследовались, растительность находилась под снежным покровом, зарастание участков в процентном отношении определить было невозможно, в постановлениях отсутствуют сведения о том, каким образом производился обмер земельных участков. При рассмотрении дела судом не дана оценка нарушению должностным лицом Административного регламента от 27 декабря 2016 года N 591, нарушениям при составлении протоколов об административном правонарушении и рассмотрению дел должностным лицом.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Заслушав объяснения Лямина А.М, поддержавшего жалобу и пояснившего, что участки для сельхозиспользования были переданы с многолетними деревьями, он не мог полностью нести затраты на сенокошение на всех участках, период освоения участков не окончен; объяснения защитника Новоселова И.А, поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам и пояснившего, что Кельмяшкина О.А. вручила им копии постановлений, не зачитав их, суд не вник в обстоятельства дела, три договора аренды были заключены зимой, договоры аренды составлены не корректно, исследовав материалы дела, материалы административного производства, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как следует из материалов дела, установлено судьей суда первой инстанции, сотрудниками Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл 19-21 ноября 2018 года проведена внеплановая проверка состояния земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Марий Эл и переданных в пользование Лямину А.М. на основании договоров аренды, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район:
земельный участок, расположен примерно в 1700 м от д. Зайцево д. 1 на юго-восток, кадастровый номер "... " категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 80362 кв.м, находящийся в аренде у Лямина А.М. (договор от 15 февраля 2016 года N 244-рс аренды земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл), выявлено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении Ляминым А.М. установленных требований и мероприятий по защите земель и охране почв от зарастания деревьями и сорными растениями. В результате этого данный земельный участок на всей площади зарос сорной (цикорий обыкновенный, осот, полынь обыкновенная, тысячелистник обыкновенный, пижма обыкновенная, скерда кровельная и др.) и древесной (ива, береза бородавчатая высотой от 1 м до 4 м) растительностью, в связи с этим земельный участок не пригоден для сельскохозяйственного использования;
земельный участок, расположен примерно в 1200 м от д. Зайцево д. 1 на юго-восток, кадастровый номер "... ", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 78155 кв.м, находящийся в аренде у Лямина А.М. (договор от 15 февраля 2016 года N 245-рс аренды земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл), выявлено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении Ляминым А.М. установленных требований и мероприятий по защите земель и охране почв от зарастания деревьями и сорными растениями. В результате этого данный земельный участок на всей площади зарос сорной (осот, полынь обыкновенная, тысячелистник обыкновенный, пижма обыкновенная, скерда кровельная и др.) и древесной (ива, береза бородавчатая высотой от 1 м до 5 м) растительностью, в связи с этим земельный участок не пригоден для сельскохозяйственного использования;
земельный участок, расположен примерно в 1500 м от д. Зайцево д. 1 на юго-восток, кадастровый номер "... ", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 49800 кв.м, находящийся в аренде у Лямина А.М. (договор от 15 февраля 2016 года N 246-рс аренды земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл), выявлено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении Ляминым А.М. установленных требований и мероприятий по защите земель и охране почв от зарастания деревьями и сорными растениями. В результате этого данный земельный участок на всей площади зарос сорной (цикорий обыкновенный, осот, полынь обыкновенная, тысячелистник обыкновенный, щавель конский, скерда кровельная и др.) и древесной (ива, береза бородавчатая высотой от 1 м до 3 м) растительностью, в связи с этим земельный участок не пригоден для сельскохозяйственного использования;
в северо-западной части кадастрового квартала на земельном участке с кадастровым номером "... ", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 162692 кв.м, находящемся в аренде у Лямина А.М. (договор от 13 марта 2015 года N 232-рс аренды земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл), выявлено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении Ляминым А.М. установленных требований и мероприятий по защите земель и охране почв от зарастания деревьями и сорными растениями. В результате этого данный земельный участок на всей площади зарос сорной (цикорий обыкновенный, осот, полынь обыкновенная, тысячелистник обыкновенный, щавель конский, скерда кровельная и др.) и древесной (ива, береза бородавчатая высотой от 1 м до 3 м) растительностью, в связи с этим земельный участок не пригоден для сельскохозяйственного использования;
в северо-западной части кадастрового квартала, на земельном участке с кадастровым номером "... ", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 497807 кв.м, находящемся в аренде у Лямина А.М. (договор от 13 марта 2015 года N 233-рс аренды земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл), выявлено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении Ляминым А.М. установленных требований и мероприятий по защите земель и охране почв от зарастания деревьями и сорными растениями. В результате этого данный земельный участок на всей площади зарос сорной (цикорий обыкновенный, осот, полынь обыкновенная, тысячелистник обыкновенный, щавель конский, скерда кровельная и др.) и древесной (ива, береза бородавчатая высотой от 1 м до 3 м) растительностью, в связи с этим земельный участок не пригоден для сельскохозяйственного использования;
в северо-западной части кадастрового квартала, на земельном участке с кадастровым номером "... ", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 21266 кв.м, находящемся в аренде у Лямина А.М. (договор от 13 марта 2015 года N 234-рс аренды земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл), выявлено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении Ляминым А.М. установленных требований и мероприятий по защите земель и охране почв от зарастания деревьями и сорными растениями. В результате этого данный земельный участок на всей площади зарос сорной (цикорий обыкновенный, осот, пижма обыкновенная, и др.) и древесной (ива козья, сосна обыкновенная, ель обыкновенная высотой от 1 м до 3 м) растительностью, в связи с этим земельный участок не пригоден для сельскохозяйственного использования.
Как следует из акта проверки от 21 ноября 2018 года N 1550, протоколов об административных правонарушениях от 21 ноября 2018 года, по результатам проверки должностными лицами Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл в отношении Лямина А.М. по фактам выявленных нарушений земельного законодательства со сходными обстоятельствами 21 ноября 2018 года составлены шесть протоколов об административных правонарушениях: NN ОЗН 04-174 (кадастровый номер земельного участка "... "), ОЗН 04-177 (кадастровый номер земельного участка "... "), ОЗН 04-178 (кадастровый номер земельного участка "... "), ОЗН 04-184 (кадастровый номер земельного участка "... "), ОЗН 04-185 (кадастровый номер земельного участка "... "), ОЗН 04-186 (кадастровый номер земельного участка "... "), по рассмотрению которых было вынесено шесть вышеуказанных постановлений.
Таким образом, бездействие Лямина А.М. выявлено в рамках одной проверки, рассмотрение дел об административных правонарушениях было подведомственно одному субъекту административной юрисдикции - Управлению Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, поэтому лицо, в отношении которого были возбуждены производства по делам об административных правонарушениях, правильно в итоге привлечено судом первой инстанции к административной ответственности с применением части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Бездействие Лямина А.М. должностным лицом административного органа квалифицировано как не соответствующее вышеуказанным требованиям земельного законодательства и образующее состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, согласно которой невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Событие и состав административного правонарушения, вина Лямина А.М. в его совершении кроме вышеуказанных доказательств подтверждаются: актами осмотра вышеуказанных земельных участков от 25 июля 2018 года, фототаблицами, распечатками с публичной кадастровой карты, выписками из ЕГРН, письменными объяснениями Лямина А.М. от 28 ноября 2018 года и другими доказательствами по делу, которым в их совокупности дана правильная оценка в решении.
Доводы Лямина А.М, изложенные в жалобах на постановления должностного лица административного органа, судьей суда первой инстанции проверены и правильно признаны несостоятельными.
Так, признаки неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 369, при фиксации (документировании) события административного правонарушения не подлежали применению ввиду иного состава административного правонарушения, вмененного Лямину А.М, а именно: невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Соответственно, для рассмотрения дела не требовалось установления процентов зарастания земельных участков древесной и кустарниковой растительностью.
Как следует из акта проверки от 21 ноября 2018 года N 1550, при обследовании земельных участков использовались: фотоаппарат, планшетный компьютер, служебный навигатор.
Собранными по делу доказательствами достоверно подтверждается наличие события административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что при проведении проверки были допущены нарушения пунктов 48, 58, 59, 82 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 591, согласно которым установлена возможность привлечения экспертов для проведения плановой проверки; определены последовательность и объем действий для проведении внеплановой выездной проверки; предусмотрено принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по факту уклонения проверяемого лица от проведения проверки, материалами дела не подтверждаются.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В данном случае внеплановая проверка была произведена по иному основанию: мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) - и.о. министра государственного имущества Республики Марий Эл (пункт 2 части 2 статьи 10 названного Федерального закона).
Не привлечение к проведению проверки эксперта, на что было указано в приказе Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 26 октября 2018 года N 1550-ООД, не повлияло на обоснованность выводов должностного лица, составившего акт проверки от 21 ноября 2018 года N 1550.
Доводы жалобы о том, что протоколы были фактически составлены в отсутствие Лямина А.М, права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьей 25.1 КоАП РФ Лямину А.М. и его защитнику не были разъяснены, являются несостоятельными.
В протоколах об административных правонарушениях от 21 ноября 2018 года имеются сведения о том, что при составлении протокола Лямин А.М. присутствовал. В графе 10 - о разъяснении Лямину А.М. прав, предусмотренных статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьей 25.1 КоАП РФ, имеется подпись Лямина А.М. В графе 8 имеется рукописная запись о том, что вышеуказанные права не были разъяснены Лямину А.М. устно. Однако, как было отмечено выше, права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьей 25.1 КоАП РФ, были разъяснены путем прочтения Ляминым А.М. соответствующего текста.
При рассмотрении дел и вынесении должностным лицом обжалованных постановлений Лямин А.М. и его защитник Новоселов И.А. присутствовали, процессуальные права им были разъяснены, содержание письменных объяснений Лямина А.М. было исследовано и отражено в постановлениях.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Личность и имущественное положение Лямина А.М, характер совершенного им административного правонарушения учтены должностным лицом при назначении наказания - административный штраф в минимальном размере.
Иные доводы жалобы и объяснения лиц, участвующих в деле, которые были приведены при рассмотрении дела в суде второй инстанции, не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, так как не основаны на действующем законодательстве и материалах дела.
Дело рассмотрено должностным лицом административного органа, судьей суда первой инстанции с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. При этом презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не была нарушена.
Оснований для отмены решения судьи суда первой инстанции и прекращения производства по делу не имеется. Жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 июня 2019 года оставить без изменения, жалобу Лямина А.М. - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Г.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.