Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Судневой В.Н,
судей Овчинниковой Н.А, Поповой Н.В,
при секретаре Рогатневой А.Н,
рассмотрела 14 августа 2019 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Волчка Игоря Марковича на решение Кировского районного суда г. Перми от 24 мая 2019 г, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Волчка Игоря Марковича к департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о признании незаконным отказ в оказании муниципальной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", в отношении квартиры N ** в доме N ** по ул. **** города Сочи, изложенный в письме от 10 декабря 2018 года N 30976/02-05-16, об устранении нарушения прав и законных интересов административного истца путем раздела перепланируемого и переустраиваемого помещения ** на две квартиры N ** и N **, с переводом нежилого помещения ** в жилое помещение, в жилом доме N ** по ул. **** города Сочи, отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волчок И.М. обратился в суд с административным иском к департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о признании незаконным отказа в оказании муниципальной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", в отношении квартиры N ** в доме N ** по ул. **** города Сочи, изложенный в письме от 10 декабря 2018 года N 30976/02-05-16, об устранении нарушения прав и законных интересов административного истца путем раздела перепланируемого и переустраиваемого помещения ** на две квартиры N ** и N **, с переводом нежилого помещения ** в жилое помещение, в жилом доме N ** по ул. **** города Сочи.
В обоснование заявленных требований указал, что 24 ноября 2018 года он, в лице своего представителя, обратился с заявлением о переустройстве или перепланировке жилого помещения, в соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, приложив к нему выписку из Единого государственного реестра недвижимости от 23 октября 2017 года, проект "Перепланировка, переустройство кв. ** с разделом на N ** и N **, и переводом нежилого помещения ** в жилое, по адресу: ****", технический паспорт. По результатам рассмотрения заявления, 10 декабря 2018 года административному истцу отказано в его удовлетворении, в котором указано, что представленный им проект переустройства и/или перепланировки жилого помещения не соответствует требованиям законодательства, однако не содержит ссылок на конкретные нормы права. Полагает, что указанный отказ является незаконным, противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе административный истец, указывая на его незаконность и необоснованность. Полагает, что суд неверно распределил бремя доказывания, поскольку административный ответчик не доказал обоснованность оспариваемого решения. Суд не учел, что помещение ** отвечает всем признакам жилого помещения. В результате работ несущие стены и перекрытия затрагиваться не будут. Квартиры исторически имеют 2 отдельных входа. Препятствия иным лицам созданы не будут. Проект, вопреки выводам суда, содержит раздел мероприятия по организации производства работ; технологических решений.
В суде апелляционной инстанции административный истец доводы апелляционной жалобы поддержал.
Административный ответчик в судебное заседание представителя не направил, о его времени и месте извещен надлежащим образом, что следует из почтового уведомления, сведений с сайта почты России. Каких-либо ходатайств не заявлял.
Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Волчку И.М. на праве собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером **, площадью 170,5 кв.м, расположенное по адресу: ****, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 23 октября 2017 года (л.д. 14).
24 ноября 2018 года Волчок И.М, в лице представителя, обратился в департамент имущественных отношений администрации города Сочи с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке, принадлежащего ему на праве собственности, жилого помещения, выписку из Единого государственного реестра недвижимости от 23 октября 2017 года, проект (проектная документация) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланировки жилого помещения (л.д. 8-10).
Из проекта перепланировки и переустройства квартиры N ** с разделом на две квартиры N **, N ** и переводом нежилого помещения ** в жилое, по ул. ****, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью " ***", приложенного Волчком И.М. к заявлению о переустройстве и (или) перепланировке, следует, что проект перепланировки и переустройства квартиры N ** с разделом на две квартиры N **, ** и переводом нежилого помещения ** в жилое разработан в соответствии с исходными данными и нормативными документами. Проектируемая квартира N **, которая впоследствии будет квартирой ** находится на цокольном и первом этаже двухэтажного жилого дома. Квартира ** находится в правой части двухэтажного жилого дома, в цокольном этаже, который является первым надземным этажом двухэтажного жилого дома. Эти помещения одной квартиры являются разобщенными, между ними есть другие квартиры (л.д. 15-31).
При этом в проекте отмечено, что жилое помещение до перепланировки и переустройства имеет следующие технические показатели: общая площадь - 170,5 кв.м, жилая площадь - 16,2 кв.м, вспомогательная - 150,8 кв.м, в том числе терраса - 3,5 кв.м. После перепланировки и переустройства квартиры N **, раздела на две квартиры и перевода в жилое помещение ** квартира N ** имеет следующие характеристики: общая площадь - 142, 1 кв.м, жилая площадь - 16,2 кв.м, вспомогательная - 125,9 кв.м, в том числе терраса - 3,5 кв.м.; квартира N ** имеет следующие характеристики: общая площадь - 24,9 кв.м, жилая площадь - 16,2 кв.м, вспомогательная - 6,8 кв.м, в том числе 4,0 кв.м.
В разделе 3 "Архитектурные решения" проекта, отмечено, что запланированная перепланировка и переустройство в квартиры N ** с разделом на две квартиры N **, ** и переводом нежилого помещения ** в жилое, по адресу: ****, будет состоять из раздела квартиры N ** на две квартиры N **, **, а также помещение ** переводится в жилое. В квартире N ** не будет производиться перепланировка и переустройство. Квартира находится на двух этажах двухэтажного жилого дома и разделена существующими квартирами с вновь образованной квартирой **. Квартира ** находится на цокольном этаже, который так назван формально, так как он является первым надземным этажом. Уровень пола этого этажа находится на 20 см. выше уровня земли. Помещение ** может быть признано жилым, так как оно соответствует всем признакам жилого помещения.
По результатам рассмотрения заявления Волчка И.М, департамент имущественных отношений администрации города Сочи письмом от 10 декабря 2018 года N 30976/02-05-16 отказал Волчку И.М. в удовлетворении заявления о переустройстве и (или) перепланировке, принадлежащего ему на праве собственности, жилого помещения, по тем основанием, что представленный проект не содержит необходимых разделов (мероприятия по организации производства работ; технологических решений); в проекте перепланировки и переустройства квартиры N ** по ул. ****, представленный состав помещений не позволяет сделать вывод о наличии в составе указанных помещений также помещений вспомогательного использования (кухня, ванна, туалет) для удовлетворения гражданам бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; отсутствуют сведения о газификации и газоснабжении в указанном помещении; размещение жилых помещений в цокольном этаже жилого дома не допускается (л.д. 11-13).
Признавая отказ органа местного самоуправления, изложенный в письме от 10 декабря 2018 года N 30976/02-05-16, обоснованным, суд правильно руководствовался положениями пункта 7 части 1 статьи 4, ст. 8, пп. 7, 9.1 части 1 статьи 14, ч. 3, ч. 4 ст. 16, ст. ст. 22, 23, 24, 25, 26, 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170.
Суд верно указал, что проектом не предусмотрено выполнение работ по переустройству и (или) перепланировки жилого помещения - а именно, не предусмотрены действия, направленные на установку, замену или перенос инженерных сетей, и (или) изменение конфигурации жилого помещения.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии со статьями 25 и 26 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, и проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Частью 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Из анализа представленного проекта, выписки из ЕГРН, техпаспорта 2003 года следует и административным истцом не опровергнуто, что в настоящее время квартира зарегистрирована в качестве единого объекта недвижимого имущества, однако части этой квартиры находятся на двух этажах двухэтажного жилого дома и разделены существующими квартирами.
Согласно истцом представленному проекту квартира N ** по конфигурации после перепланировки (переустройства) останется "как есть" - то есть помещение, расположенное на 1 этаже останется в том же виде, как и до реализации представленного проекта, ни перепланировка ни переустройство по сути производиться не будут.
Из технического паспорта от 26.07.2003 г. квартиры следует, что кухня, туалет на 1 этаже не предусмотрены. Новым проектом указанные вспомогательные помещения для квартиры N ** также не запланированы, иное из наименования помещений представленного плана не следует, соответствующие строительно-монтажные работы по подключению к сетям, прокладке коммуникаций, с проекте не отражены.
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых нужд.
Комната в силу части 4 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации может существовать только как часть жилого дома или квартиры. Образование для проживания комнат в многоквартирных домах без наличия помещений вспомогательного использования действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Также, согласно представленному истцом проекту, вторая квартира - квартира N ** образуется путем присоединения нежилого помещения ** к жилому, при этом из технического паспорта следует, что квартира N ** образуется на цокольном этаже.
Согласно п. 3.36 "СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" этаж цокольный - это этаж с отметкой поверхности пола ниже планировочной отметки земли не более чем на половину высоты помещения.
Кухня в квартире N ** проектом не предусмотрена.
Согласно абз. 2 п. 23 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47), размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.
Доводы истца о том, что цокольный этаж назван формально, на самом деле является первым этажом, противоречат технической документации, а именно - техпаспорту, в связи с чем доводы о том, что квартира N ** образуется не на цокольном этаже, а на первом, судебной коллегией отклоняются.
При таких обстоятельствах оснований для согласования проекта, представленного истцом, у органа местного самоуправления не имелось.
В данном случае из материалов дела видно, что изначально приобретенная административным истцом квартира имела разобщенную конфигурацию, её части располагались одновременно на 1 и цокольном этаже жилого дома.
Действия истца по получению муниципальной услуги согласования проекта перепланировки (реконструкции) направлены на юридическое узаконивание разобщенных частей квартиры в качестве отдельных жилых помещений.
Вместе с тем, предоставление истцу испрашиваемой муниципальной услуги возможно только при реальной необходимости производства работ по планировке (реконструкции) помещений, при условии соблюдения требований, предъявляемых законом к составу и расположению жилых помещений.
В данном же случае, в представленном проекте не предусмотрено каких-либо работ, при этом в отношении квартиры N ** планировка не меняется, переоборудование не предусмотрено, а квартира N ** по составу помещений, по расположению не будет отвечать вышеприведенным требованиям закона.
Учитывая, что целью судебной защиты является нарушенное право, в данном случае отказ компетентного органа в согласовании перепланировки (переустройства) не может затрагивать законных прав истца.
Доводы апелляционной жалобы об изначальной разобщенной конфигурации квартиры, об отсутствии нарушенных прав иных лиц, с учетом сказанного, не влекут отмену решения суда.
Судебная коллегия считает, что оспариваемый отказ правильно признан судом первой инстанции обоснованным, что доводами апелляционной жалобы не опровергается.
Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Перми от 24 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Волчка Игоря Марковича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.