Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО11,
судей ФИО11 и ФИО11,
при секретаре судебного заседания ФИО11,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - ГУ - ОПФР по РД) на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" по исковому заявлению ФИО11 к ГУ - ОПФР по РД о понуждении назначить досрочную пенсию как отцу ребенка-инвалида с детства.
Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия
установила:
ФИО11 обратился в Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан с исковым заявлением к ГУ - ОПФР по РД:
о признании незаконным решения территориального органа пенсионного фонда в "адрес" г. Махачкалы об отказе в установлении пенсии за N от "дата";
об обязании ГУ-ОПФР по РД назначить ему досрочную страховую пенсию в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня подачи письменного заявления о назначении пенсии, то есть с "дата"
В обоснование искового заявления указал, что "дата" он обратился в отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" г. Махачкалы (далее - УОПФР по РД в "адрес" г. Махачкалы) с письменным заявлением о назначении досрочной пенсии как родителю, воспитавшему до восьмилетнего возраста ребенка-инвалида с детства.
"дата" УОПФР по РД в "адрес" г. Махачкалы вынесло решении об отказе в назначении ему пенсии за N по причине отсутствия стажа, требуемого для назначения пенсии.
Причина отказа заключается в халатном отношении специалистов органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, а не в отсутствии требуемого стажа. Отказывая в назначении пенсии, из страхового стажа специалистами пенсионного фонда были незаконно исключены период прохождения службы в армии с "дата" по "дата", а также период с "дата" по "дата".
При этом его вызвали в УОПФР по РД в "адрес" г. Махачкалы и предложили написать повторное заявление о назначении пенсии, после чего она ему была назначена. Назначая пенсию, в его страховой стаж были включены периоды, которые были исключены ранее.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" постановлено:
"Требования ФИО11 удовлетворить.
Признать незаконным решение территориального органа пенсионного фонда в "адрес" г. Махачкалы об отказе в установлении пенсии ФИО11 за N от "дата".
Обязать ГУ-ОПФР по РД назначить ФИО11 досрочную страховую пенсию в соответствии с пп. 1 п. 1ст. 32 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня подачи им письменного заявления о назначении пенсии, то есть с "дата" года".
Не согласившись с данным решением суда, ответчиком ГУ - ОПФР по РД подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата".
В обоснование апелляционной жалобы указано, что ФИО11 при подаче первичного заявления был извещен о необходимости представления дополнительно необходимых документов, однако указанные документы в установленный законом срок представлены не были.
ФИО11 была представлена справка, в которой содержались не полные сведения. В указанной справке не было даты увольнения в запас, а так же имелись расхождения в отчестве, вместо " ФИО11" указанно "Ахмедович".
Согласно перечню документов необходимых для установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному постановлением, все представленные документы должны соответствовать документу, удостоверяющему личность. По данным основаниям период прохождения службы по призыву был исключен из стажа лица.
На заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ - ОПФР по РД ФИО11 поддержал апелляционную жалобу и просил удовлетворить ее по основаниям, изложенным в жалобе.
Истец ФИО11, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не явился и не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)).
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика ГУ - ОПФР по РД ФИО11 судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция РФ) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39).
Положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 4).
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8).
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14).
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14).
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в пункте 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрел в том числе, право одного из родителей инвалидов с детства, воспитавших их до достижения ими возраста 8 лет, на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (далее - досрочная страховая пенсия по старости): мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Указанная правовая норма представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей в многодетной семье и детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами. Такое правовое регулирование направлено на социальную защиту указанной категории граждан, обусловлено приоритетом интересов и благосостояния детей, отражает признание общественной значимости осуществления материнской функции, направлено на защиту семьи, материнства, отцовства, опекунства и детства, имеет целью установление для соответствующей категории лиц с семейными обязанностями особых мер социального обеспечения, что согласуется с конституционными ценностями справедливости и юридического равенства и основанным на них принципом сбалансированности прав и обязанностей.
Как установлено судом и следует из копии свидетельства о рождении серии N N от "дата" (л. д. 30), ФИО11 приходится отцом ФИО11, "дата" года рождения.
Из копии справки N, выданной администрацией "адрес" г. Махачкалы Республики Дагестан (л. д. 28), следует, что истец ФИО11 воспитал до восьмилетнего возраста ребенка инвалида-детства ФИО11 "дата" года рождения.
Из копии справки N, выданной Махачкалинским межрайонно-городским бюро медико-социальной экспертизы N (л. д. 31 - 32) следует, что "дата" ФИО11, 1986 года рождения признан ребенком инвалидом.
Как следует из копии трудовой книжки серии N N (л. д. 13 - 17), аттестата N об окончании технического училища N г. Махачкала (л. д. 9), истец ФИО11, после периода обучения с "дата" по "дата" в техническом училище N г. Махачкала, был зачислен на Махачкалинский завод радиотоваров в качестве слесаря-инструментальщика с "дата"; с указанной даты неоднократно менял место работы; работает по настоящее время.
"дата" истец обратился в УОПФР по РД в "адрес" г. Махачкалы с заявлением о назначении пенсии (л. д. 33 - 37).
Судом установлено и представителем пенсионного фонда не оспаривается, что в декабре 2018 года истец ФИО11 был приглашен в УОПФР по РД в "адрес" г. Махачкалы, где ему предложили написать письменное заявление о назначении пенсии, что им было сделано. Истцом было подано заявление о назначении пенсии, а в последующем ему была назначена пенсия с указанной даты. Общий страховой стаж работы при установлении пенсии при этом составил 24 года 1 месяц 8 дней.
В соответствии с решением об отказе в назначении пенсии от "дата" N (л. д. 38), на "дата", то есть на дату первичного обращения за назначением досрочной пенсии, стаж ФИО11 составлял 18 лет 1 месяц 2 дня.
Как следует из разъяснений представителя ответчика в суде первой инстанции, при подаче первичного заявления о назначении пенсии, истец ФИО11 представил справку о прохождении военной службы по призыву, в которой содержались не полные сведения: не было даты увольнения в запас; имелись расхождения в отчестве, вместо " ФИО11" указано " ФИО11". В связи с этим, период прохождения военной службы по призыву был исключен из стажа истца.
Пунктом 3 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В свою очередь, в материалах дела не содержится и стороной ответчика суду не представлено допустимых в соответствии с требованиями закона доказательств в подтверждении того факта, что ответчиком был извещен истец ФИО11 о расхождениях в справке о прохождении военной службы, и ему был предоставлен трехмесячный срок для донесения справки с соответствующими изменениями.
Кроме того, исключение периода прохождения военной службы из общего страхового стажа также не отражено в решении об отказе в установлении пенсии от "дата" N (л. д. 38).
Следовательно, суд пришел к обоснованному выводу, что истец не мог знать об исключении спорного периода из его общего трудового стажа.
Поскольку законодательно не введено ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, отказ в досрочном назначении страховой пенсии истцу, является необоснованным и ведет к ущемлению его конституционного права, предусмотренного ст. 39 Конституции РФ.
При таких обстоятельствах, судом обоснованно удовлетворено требование истца ФИО11, признав незаконным отказ пенсионного органа о досрочном назначении страховой пенсии.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
На основании изложенного, судом обоснованно признано право истца на получение досрочной страховой пенсии с даты его обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением (л. д. 33 - 37), то есть с "дата".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.