Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Магомедовой А.М.,
судей Алиевой Э.З. и Ташанова И.Р.
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда г.Махачкалы РД от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МВД по Республике Дагестан о признании незаконным решения комиссии МВД по РД от 27.12.2018г. N о признании недействительным удостоверения "Ветеран боевых действий" и прекращении ежемесячных денежных выплат, как ветерану боевых действий, отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО12, выслушав объяснения ФИО1 и его представителя ФИО6, просивших решение суда отменить, представителя МВД по РД ФИО8, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
Установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по РД о признании незаконным решения комиссии о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, прекращении ежемесячных денежных выплат, как ветерану боевых действий. В обоснование исковых требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел РД на различных должностях. В период с "дата" по "дата" находился в составе группы оперативного управления МВД России в ЧР и выполнял обязанности борьбы с незаконными вооруженными формированиями и восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики.
В феврале 2006 г. ему выдано удостоверение ветерана боевых действий, через отделение пенсионного фонда России по РД производилась ежемесячная денежная выплата, как ветерану боевых действий.
В конце февраля 2019 г. ему стало известно, что комиссией МВД по РД по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от "дата" его удостоверение "Ветеран боевых действий" признано недействительным и прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.
Решение комиссии Министерства внутренних дел по РД от "дата" считает незаконным по следующим основаниям.
Согласно приказу начальника УВД г.Махачкала полковника милиции ФИО7 от 02.08. 1995 г. N "О командировании личного состава ОБ ДПС при УВД г. Махачкала в распоряжение оперативного штаба МВД РД по "адрес"" сотрудники ОБ ДПС при УВД г. Махачкала МВД РД, в том числе и он, инспектор ОБ ДПС при УВД г. Махачкалы МВД РД, был откомандирован для несения службы в зону вооруженного конфликта в Чеченскую Республику и прилегающую к ней территорию.
Факт несения службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте и непосредственное участие в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории Чеченской республики подтверждается справкой, выданной заместителем руководителя Группы управления Оперативного штаба в Чеченской Республике полковником милиции ФИО11.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что факт его командирования и несения службы в зону вооруженного конфликта в Чеченскую Республику и прилегающей к ней территории подтверждается справкой, выданной заместителем руководителя Группы управления Оперативного штаба в Чеченской Республике полковником милиции ФИО11, иными имеющимися в деле документами.
Ответственность за совершение технических ошибок и сохранность документов не должна ложиться на граждан, следовательно, отсутствие в архивах МВД РД приказа об откомандировании 45 человек в зону конфликта, не сохранение архива, не должно отражаться на его правах, на него не возложена обязанность по сохранности данного архива. Суд не учел также, что спустя двенадцать лет после получения звания ветерана, комиссия в 2018г. приняла решение о его аннулировании.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель МВД по РД ФИО8 просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3Федерального закона "О ветеранах", к числу ветеранов боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Раздел III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий относит в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
В соответствии со ст.16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, к числу которых относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 -4 пункта 1 статьи 3 названного го закона "О ветеранах", в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Пунктом 1 Инструкции от "дата" N 763 предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (пункт 2 Инструкции от "дата" N 763).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от "дата"г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее. - МВД России) разработана и утверждена приказом от "дата"г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
В пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России содержится перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Дагестан уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Поскольку МВД по Республике Дагестан уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 в 2006 году на основании приказа УВД г.Махачкалы от "дата" N "Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по г.Махачкала в распоряжение ГУОШ МВД РД "адрес"", было выдано удостоверение ветерана боевых действий РМ N.
Решением комиссии N МВД по РД по рассмотрению обращений сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных из органов внутренних дел и внутренних войск МВД России о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от "дата" удостоверение "Ветеран боевых действий", выданное ФИО1 признано недействительным, в связи с отсутствием достоверных сведений о нахождении в служебной командировке в 1995 году в составе ГУОШ МВД России в Чеченской Республике.
Данное решение принято на основании заключения служебной проверки, утвержденной Министром внутренних дел по Республике Дагестан ФИО14 A.M. "дата".
В ходе проведенной служебной проверки установлено, что в архивном деле N т.2 "Приказы начальника УВД по г.Махачкала, изданные в период с 14.07.95г. по 30.12.1995г. имеется совместный приказ Прокураторы г.Махачкалы и начальника УВД по г.Махачкала от "дата" N "О создании следственно-оперативной группы для раскрытия нападения на депутата Государственной Думы РФ ФИО9", иных приказов с номером 206 не имеется.
В архивном личном деле ФИО1 отсутствуют какие- либо сведения о пребывании его в 1995 году в служебной командировке в зоне чрезвычайного положения.
В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от "дата" N, к подтверждающим документам относятся для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, - выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научных организаций системы МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России.
Выдача удостоверения "Ветеран боевых действий" за участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации зависит от фактического участия в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил и сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Поэтому выдача такого удостоверения должна производиться тем лицам, которые реально участвовали в этих операциях. При этом само по себе нахождение в период командировки в районе контртеррористических операций не означает фактического участия в боевых действиях. В связи с этим фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона.
Судом установлено, что приказ начальника УВД г.Махачкалы от 02.08.1995г. N "Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по г.Махачкала в распоряжение ГУОШ МВД РД "адрес"" не издавался и является поддельным, из чего следует, что решение о направлении истца в служебную командировку в распоряжение оперативного штаба МВД РД в "адрес" в составе ГУОШ МВД России в Чеченской Республике для участия в контртеррористической операции не принималось.
Постановлением дознавателя ОП "адрес" УМВД России по г.Махачкала капитанов полиции ФИО10 от "дата" отказано в возбуждении уголовного дела по основаниям п.3 части 1 статьи 24 УК РФ.
Вместе с тем установлено, что приказ начальника УВД г.Махачкалы от 02.08.1995г. N "Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по г.Махачкала в распоряжение ОШ МВД РД "адрес"" в УВД по г.Махачкале не издавался. Представленная копия в 2006 году в УК МВД по РД данного приказа является фиктивной.
Кроме того, сам по себе факт нахождения в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, без участия в боевых действиях, не может являться основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Однако непосредственно факт участия истца в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции надлежащими доказательствами не подтвержден.
Истцом представлены суду Приказ УВД по г.Махачкале N от 2.08.1995г. (ксерокопия) об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД г.Махачкалы в распоряжение оперативного штаба МВД РД "адрес", где в списке значится ФИО1, ксерокопия справки заместителя руководителя группы управления Оперативного штаба в Чеченской Республике о том, что ФИО1 с "дата" по 15.09 08.1995 г. находился в служебной командировке в составе группы оперативного управления УВД РФ в Чеченской Республике.
Таким образом, на момент приобретения ФИО1 статуса ветерана боевых действий и выдачи удостоверения ветерана боевых действий у комиссии МВД по Республике Дагестан, предусмотренные в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России документы отсутствовали, а представленные им в комиссию приказ N от "дата" и справка заместителя руководителя ГУОШ ФИО11 в отсутствие иных документов не являлись достаточным основанием для наделения его статусом ветерана боевых действий.
Для установления или исключения факта направления сотрудников, указанных в приложении к приказу начальника УВД по г.Махачкала от 02.08.1995г. N в состав ГУОШ МВД России в ЧР, были направлены запросы в УФСБ России по ЧР и ЦР ЖПРиАИ "ФКУ ГИАЦ МВД России".
Из писем УФСБ России по ЧР и ЦР ЖПРиАИ "ФКУ ГИАЦ МВД России" следует, что сведения о нахождении в служебной командировке в распоряжении ГУОШ МВД России в ЧР ФИО1, не имеются.
Как установлено судом, в личном деле ФИО1 (архивный N) отсутствуют какие-либо сведения о его пребывании в 1995 году в служебной командировке в зоне чрезвычайного положения.
При таких данных суд пришел к правильному выводу, что истец не мог быть признан ветераном боевых действий, и действия ответчика по признанию недействительным выданного истцу удостоверения ветерана боевых действий являются обоснованными.
Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
Довод истца о том, что решение о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного ФИО1 и как следствие, о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий могло быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц, не основано на нормах закона и противоречит правовому регулированию спорных отношений.
При изложенных обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения требований о признании незаконным решения комиссии МВД по РД от "дата" N "Об аннулировании удостоверения Ветеран боевых действий" выданного ФИО1
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы РД от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.