Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Ибрагимовой А.М,
судей - Гаджиева Б.Г, Ташанова И.Р,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Т.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании от "дата" в г. Махачкала гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительства и ЖКХ РД о признании отказа Министерства в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения незаконным и обязании ответчика предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Махачкала от "дата", которым в
удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству строительства и ЖКХ РД отказано.
Заслушав доклад судьи Гаджиева Б.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в Советский районный суд г. Махачкалы с исковым заявлением к Министерству строительства и ЖКХ РД о признании отказа Министерства в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения незаконным, обязании Министерство предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения, в обосновании указав, что он ( бывший начальник О ГИБДД ОМВД России по "адрес") проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счёт средств федерального бюджета и "дата", согласно Приказу N л/с от 07.09.2015г. уволен из органов внутренних дел по пункту 1 части 3 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011г. N-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.
Выслуга лет в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия составляет: 26 лет, 02 месяца, 08 дней, а в льготном исчислении - 29 лет, 00 месяцев, 11 дней.
Постановлением Администрации городского округа " "адрес"" от "дата" N он восстановлен в списках нуждающихся в жилых помещениях с "." года.
В связи с технической ошибкой в восстановлении его в списках нуждающихся в жилых помещениях с 1992 года, Постановлением Администрации городского округа " "адрес"" от 22.10.2018г. N, вынесенным на основании его обращения, в Постановление Администрации городского округа " "адрес"" N от 24.08.2012г. внесены изменения, заменив слова "начальник ОГИБДД ОМВД России по "адрес"" на "сотрудник ГОВД МВД РД по РФ".
"дата" он, руководствуясь Федеральным законом от "дата" N-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", обратился к ответчику с заявлением об обеспечении его и членов его семьи жилым помещением в форме единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Между тем, "дата" Министерство отказало в удовлетворении его заявления.
Отказ Министерства строительства и ЖКХ РД является незаконным, а доводы, изложенные в письме, являются необоснованными и несостоятельными.
Согласно справке от 26.10.2018г. N из МВД по РД выслуга лет в календарном исчислении в МВД по Республике Дагестан на должностях, содержащихся за счёт средств федерального бюджета, составляет 16 лег, 0 месяцев, 28 дней.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ с т. 11 ГК РФ каждому гражданину гарантирована судебная защита нарушенных или оспариваемых прав.
Гражданин, уволенный из органов внутренних дел, принятый на учёт органом местного самоуправления в установленном порядке, не может быть лишён предоставленного ему законом права на обеспечение жилым помещением в зависимости от того, в каком порядке он постановлен на учёт.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного содержится просьба в апелляционной жалобе ФИО1 Жалоба мотивирована тем, что изложенные в решении выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Кроме того, жалоба содержит те же доводы, что приведены и в исковом заявлении.
В возражениях Министерства относительно апелляционной жалобы указано на несостоятельность изложенных в ней доводов.
Представитель Администрации ГО " "адрес"", надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах отсутствия суду не сообщил, ходатайств об отложении дела в суд не представил.
Представитель истца адвокат ФИО6 в суд не явился, письменно просил отложить рассмотрение дела ввиду болезни, в обоснование приложив отрывной талон к карте вызова скорой медицинской помощи.
С учетом надлежащего извещения указанных лиц о судебном заседании, в представленном ФИО6 отрывном талоне не указано, что в указанный день он находится в состоянии, препятствующем участию в судебном заседании, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 ст. 327 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, Судебная коллегия не находит оснований для иной оценки изложенных в решении выводов суда первой инстанции.
Отказ в удовлетворении иска ФИО1 суд первой инстанции мотивировал тем, что истцом, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, в суд не представлены доказательства того, что до "дата" органами местного самоуправления он был принят на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, как соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N 153 предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (утверждена Постановлением Правительства РФ от "дата"!г. N675), является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Этим же Постановлением утверждены Правила, пунктом 5 которых определены категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в указанной подпрограмме, и к которым, в числе других, отнесены граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении помещений) до "дата"г. (подпункт "г").
Условие о постановке перечисленных в подпункте "г" пункта 5 Правил категорий граждан на жилищный учёт в органах местного самоуправления до "дата"г. основано на положениях абзаца второго пункта 2 статьи 15 Федерального закона от "дата"г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в ред. Федеральных законов от "дата"г. N 122-ФЗ, "дата" N 225-ФЗ).
Постановлением Конституционного Суда РФ от "дата" N 5-П по делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. п.8 ст. 100 ФЗ от 22.08.2004г. N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ, её статьям 19 (ч.2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета граждан, вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до "дата"г, в отличие от граждан, уволенных и подлежащих увольнению с военной службы после 01.01.2005г.
В соответствии со ст. 23 ФЗ от "дата" N-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце 1 пункта 2.1 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих", переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 19.18.2011г. N уполномоченным органом исполнительной власти РД по обеспечению на территории Республики Дагестан за счёт средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан определено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД.
Указанная в названной правовой норме дата "дата"г. является днём вступления в силу Федерального закона от "дата"r.N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым льготы в натуральной форме заменены на денежные компенсации, предоставляемые в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Категории военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на участие в вышеназванной подпрограмме, перечислены в подпункте "а" пункта 5 Правил. В связи с этим сотрудники органов внутренних дел, увольняемые (уволенные) со службы после "дата", имеют право на участие в подпрограмме, если они соответствуют требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 51 правил.
К ним относятся:
-сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счёт средств федерального бюджета и увольняемые при достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
-граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти; в ред. Постановления Правительства РФ от "дата" N681).
Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом N 342-ФЗ от "дата" "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" от "дата"г. N 342-ФЗ статья 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" абзац второго пункта 2 ст. 15 признан утратившим силу, и дополнен пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания па военной службе или по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до "дата" были приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:. жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Таким образом, Федеральный закон от 08.12.2010г. N 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право гражданина на обеспечение жилым помещением в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел до или после "дата".
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счёт средств федерального бюджета и "дата", согласно Приказу N л/с от 07.09.2015г. уволен из органов внутренних дел по пункту 1 части 3 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011г. N-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.
Выслуга лет в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия составляет: 26 лет, 02 месяца, 08 дней; льготном исчислении 29 лет, 00 месяцев, 11 дней.
Согласно выписки из Постановления Администрации городского округа " "адрес"" N от "дата" истец ФИО1 восстановлен в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с "." года, т.е. истец органом местного самоуправления восстановлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в бытность его службы в качестве действующего сотрудника подразделения безопасности дорожного движения ОМВД России по "адрес", т.е. на общих основаниях.
Соответственно, при изложенных обстоятельствах обоснованными являются выводы суда первой инстанции о том, что изложенное дает истцу право на предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда, а не за счет средств федерального бюджета.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалы дела не содержат доказательства того, что истцом в обоснование своих требований в суд были представлены доказательства, из которых следует факт его принятия до "дата" органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, как того требует положения Федерального закона от 08.12.2010г. N 342-ФЗ.
Согласно материалам дела, выслуга лет истца в календарном исчислении составляет: 26 лет, 02 месяца, 08 дней; льготном исчислении 29 лет, 00 месяцев, 11 дней из них за счет федерального бюджета 16 лет 00 месяцев 28 дней.
Как следует из решения суда, судом надлежащая оценка дана Постановлению Администрации городского округа " "адрес"" за N от "дата", указав, что указанное Постановление судом не может быть принято во внимание, поскольку судом было установлено, что оно было вынесено в августе 2012 года на основании заявления ФИО1 от "дата" о рассмотрении вопроса об очередности улучшении жилищных условий истца.
Более того, в суде представитель МО ГО " "адрес"" ФИО7 пояснил, что какие-либо сведения в архивных документах администрации о том, что истец ФИО1 состоял на очереди на получение жилья или улучшения жилищных условий до "дата", в Администрации города отсутствуют.
По мнению судебной коллегии, при изложенных обстоятельствах обоснованными являются выводы суда относительно доводов истца о том, что Администрацией "адрес" первоначальное учетное дело утеряно.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкала от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.