Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО6,
судей ФИО6 и ФИО6,
при секретаре судебного заседания ФИО6,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО6 на решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от "дата" по исковому заявлению ФИО6 к администрации муниципального образования " "адрес"" Республики Дагестан (далее - МО " "адрес"" РД), управлению социальной защиты населения в МО "адрес"" РД (далее - УСЗН в МО "адрес"" РД) о восстановлении его в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО6 обратился в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с исковым заявлением к администрации МО " "адрес"" РД, УСЗН в МО "адрес"" РД об обязании администрацию МО " "адрес"" РД восстановить его в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий с "дата".
В обоснование искового заявления указал, что он является ветераном боевых действий, что подтверждается выданным ему удостоверением ветерана боевых действий за N от "дата".
После прохождения военной службы в Афганистане он как вынужденный переселенец в "дата" году переехал из "адрес" в "адрес".
По его заявлению в администрации "адрес" в "дата" году он принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, что подтверждается справкой от администрации "адрес" за N от "дата", где указывается, что он состоял в льготном списке очередности участников Афганских событий на улучшение жилищных условий с "дата".
После того как он был принят на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, в "дата" году из-за проблем с жильем он вынужден был переехать из "адрес" в "адрес" Республики Дагестан. В дальнейшем при смене места жительства им было получено письмо из администрации "адрес" за N от "дата", о том, что он снят с регистрационного учета.
При снятии его с учета администрация "адрес" должна была предоставить ему постановление или выписку из постановления о том, что он снят с регистрационного учета и передать ему документы, чтобы он мог предоставить их в администрацию "адрес" для включения его в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий до "дата" года. Но со стороны администрации "адрес" никаких действий в отношении него не были произведено, то есть необходимые документы для включения его в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий, им не были получены.
После того, как он с семьей переехал в "адрес", он обратился с заявлением в администрацию МО " "адрес"" РД о том, чтоб его включили в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий, где он получил отказ за N от "дата", что в журнале регистрации приема граждан он не зарегистрирован в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до "дата" года.
В дальнейшем он узнал, что ветеранам Афганистана по государственной программе выделяются средства для улучшения жилищных условий.
Решением Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от "дата" постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ФИО6 к Администрации МО " "адрес"" и Управлению социальной защиты населения МО " "адрес"" об обязании Администрации МО " "адрес"" восстановить его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий - отказать".
Не согласившись с данным решением суда, истцом ФИО6 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от "дата".
В обоснование апелляционной жалобы указано, что в ходе рассмотрения гражданского дела было выяснено, что реальным ответчиком является администрация городского округа " "адрес"" (далее - ГО " "адрес""), так как постановлением администрации ГО " "адрес"" N от "дата" он принят на учет в список участников Афганских событий, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий.
В ходе рассмотрения данного дела в суд представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что в связи с его переездом на постоянное место жительства в "адрес", постановлением администрации ГО " "адрес"" он снят с учета как лицо, принятое на учет для улучшения жилищных условий, что повлекло за собой его выбытие из списков, нуждающихся в обеспечение за счет средств федерального бюджета.
Но его учетное дело в администрацию МО " "адрес"" не было передано, из чего усматривается что администрация ГО " "адрес"" проявила бездействие, при котором он выбыл из списка.
В связи с тем, что он не обладает достаточными юридическими знаниями и является инвалидом, то есть лицом особой категории, суду следовало в определении о подготовке к разбирательству гражданского дела по своей инициативе разъяснить и предложить ему замену ответчика и привлечь в качестве ответчика администрацию ГО " "адрес"".
Судьёй не было разъяснено ему данное обстоятельство, что привело к процессуальной и материальной ошибке.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу начальник УСЗН МО " "адрес"" РД ФИО6 указал, что доводы истца в адрес ответчика УСЗН МО " "адрес"" РД являются необоснованными и подлежат отклонению.
На заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО6 поддержал апелляционную жалобу и просил удовлетворить ее по основаниям, изложенным в жалобе; начальник УСЗН МО " "адрес"" РД ФИО6 в письменных возражениях на апелляционную жалобу просил рассмотреть дело без их участия; представитель ответчика - администрации МО " "адрес"" РД, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, на судебное заседание не явился и не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)).
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения ФИО6, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Как установлено судом и следует из паспорта гражданина Российской Федерации серии N N, выданного отделом внутренних дел "адрес" Республики Дагестан "дата" ФИО6, в период с "дата" по "дата" он был зарегистрирован по адресу: Республика Дагестан, "адрес", с "дата" зарегистрирован по адресу: Республика Дагестан, "адрес".
Судом установлено и подтверждается копией удостоверения ветерана боевых действий N от "дата", что истец ФИО6 является ветераном боевых действий.
Из копии постановления администрации ГО " "адрес"" N от "дата" следует, что истец ФИО6 принят на учет в список участников Афганских событий, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий.
Положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) предусмотрено, что ветеранами боевых действий являются военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов (подп. 3 п. 1 ст. 3).
Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Закона о ветеранах, предоставляется, в том числе, мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона о ветеранах. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (подп. 3 п. 1 ст. 16).
Пунктом 2 постановления Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 года N 348 "О форме и Порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" министерство труда и социального развития Республик Дагестан определено уполномоченным органом по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилого помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В свою очередь, в материалах дела не содержится и истцом суду не представлено допустимых в соответствии с требованиями закона доказательств, подтверждающих тот факт, что он до 01 января 2005 года обратился в администрацию МО " "адрес"" РД, как лицо, согласно п. 3 ст. 16 Закона о ветеранах, нуждающееся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета.
Поскольку судом установлено, что в администрации МО " "адрес"" РД истец на учёте, как лицо, нуждающееся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, никогда не состоял, судом обоснованно отказано в удовлетворении его исковых требований о возложении обязанности на администрацию МО " "адрес"" РД о восстановлении его на указанном учёте.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.