Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Алиевой Э.З.,
судей Гомленко Н.К. и Омарова Д.М,
при секретаре ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Хасавюртовского районного суда РД от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Управлению Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" и Государственному Учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан о признании решения Управления отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" от "дата" об отказе в установлении пенсии по выслуге лет педагогической деятельности незаконным и обязании установить досрочную трудовую пенсию с момента обращения за установлением пенсии, то есть с "дата", отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО12, выслушав объяснения представителя ФИО1 ФИО8, просившего решение суда отменить, представителя ГУ ОПФР по РД Магомедова P.M, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
Установила:
ФИО9 обратился в суд с иском к Управлению Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" и Государственному Учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан о признании решения Управления отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" от "дата" об отказе в назначении пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью незаконным, возложении обязанности назначить ее с момента обращения, то есть с "дата".
В обоснование исковых требований указал, что вышеуказанным решением ответчика ему отказано в установлении досрочной пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью в связи с отсутствием требуемого стажа, так как согласно п.п.19 п.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ от "дата" "О страховых пенсиях" пенсия досрочно назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. По предварительным документам стаж его составил 24 года 9 месяцев 6 дней. С указанным отказом он не согласен, считает его не основанным на законе. Ответчиком не учтен период его службы в рядах Вооруженных сил ФИО2 с "дата" по "дата", который, по его мнению, подлежал зачету при исчислении его стажа.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО9 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в период его службы в армии с "дата" по "дата"г. действовало Постановление ФИО2 от "дата"г. N, которое предусматривало включение службы в армии в специальный стаж.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ ОПФР по РД ФИО10, указывая на законность и обоснованность решения суда, просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Право на страховую пенсию по старости, как установлено частью 1 статьи 8 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что ФИО9 "дата" года рождения, "дата" обратился в Управление Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" о назначении ему досрочной пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью.
Решением от "дата" N ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В специальный стаж ФИО1 пенсионный орган не засчитал период прохождения им службы в составе Вооруженных Сил с "дата" по "дата".
Согласно дубликата трудовой книжки серии AT-V N, а также сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, страховой номер индивидуального лицевого счета - 069-163-513 78, акта проверки достоверности сведений о трудовом стаже от "дата" и других исследованных судом документов усматривается, что до "дата" он не осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению ФИО2 от "дата" N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), и Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона ФИО3 "О государственных пенсиях в ФИО3", утвержденным постановлением ФИО3 от "дата" N 463 (далее - Список от "дата" N 463).
Он был принят на работу в качестве учителя труда, черчения и рисования в Первомайскую среднюю школу Территориального Управления образования "дата", приказ N от "дата", уволен по собственному желанию "дата", приказ N от "дата". После этого был принят на работу учителем истории в МКОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа им. ФИО11" "дата", приказ N от "дата". Согласно поданному заявлению с "дата" по "дата" истец находится в отпуске без содержания по семейным обстоятельствам.
Согласно справке от "дата" N, выданной Военным комиссириатом "адрес", Хасавюртовского и "адрес"ов Республики Дагестан, ФИО9 с "дата" по "дата" проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от "дата"И 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от "дата" N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от "дата" N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее -постановление Правительства Российской Федерации от "дата" N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с "дата" по "дата"
включительно; список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона ФИО3 "О государственных пенсиях в ФИО3", утвержденный постановлением ФИО3 от "дата" N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с "дата" по "дата" включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению ФИО2 от "дата" N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), -для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до "дата".
Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до "дата", производится в соответствии с постановлением ФИО2 от "дата" N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с "дата" в связи с изданием постановления ФИО2 - Правительства Российской Федерации от "дата" N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений ФИО3 по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой").
Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от "дата" N 1397).
Подпунктом "г" пункта 1 Положения от "дата" N 1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил ФИО2.
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановлением ФИО3 от "дата" N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с "дата" по "дата" включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением ФИО3 от "дата" N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N781.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до "дата", содержались в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном постановлением ФИО2 от "дата" N 1397. Согласно этому положению учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил ФИО2. Однако обязательным условием зачета времени службы в составе Вооруженных Сил ФИО2 (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С "дата" постановлением ФИО3 от "дата" N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил ФИО2, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил ФИО2 допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от "дата" N 1397, то есть до "дата" (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до "дата" в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением ФИО2 от "дата" roflaN 1397.
Как следует из искового заявления ФИО1 и пояснений суду его представителя, в обоснование исковых требований они ссылаются на нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением ФИО2 от "дата" N1397.
Между тем, в силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, постановление ФИО2 от "дата" N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (приложения к нему - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до "дата".
Поскольку с "дата" постановлением ФИО3 от "дата" N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил ФИО2, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Начало педагогической деятельности ФИО1, как установлено судом, имело место с "дата", то есть у него отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил (с "дата" по "дата"), так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением ФИО2 от "дата" N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил ФИО2 при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
Поэтому суд пришел к правильному выводу, что служба в Вооруженных силах ФИО1 в данном случае учету не подлежит.
Из исследованных судом материалов следует, что на момент обращения за установлением пенсии ( "дата") он не выработал необходимый педагогический стаж.
Согласно поданному заявлению с "дата" по "дата" он находится в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам. В данный период времени он фактически не выполняет трудовые функции по должностям, предусмотренным Списком, то есть не занимается педагогической деятельностью, этот период также не включен подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное
назначение пенсии.
С учетом изложенного суд правильно признал обоснованным решение Управления отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" от "дата" об отказе в установлении пенсии по выслуге лет педагогической деятельности и отказал в удовлетворении требований ФИО1
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Хасавюртовского районного суда РД от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.