Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Биремовой А.А,
Судей Зайнудиновой Ш.М. и Сатыбалова С.К.
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД по доверенности Давудовой Г.К. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 14 марта 2019 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Прокурора Хасавюртовского района РД в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и дорожного хозяйства РД и ГКУ "Управление автомобильных дорог РД" о признании бездействия незаконным, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными бездействие Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД и ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" выразившегося в неудовлетворительном содержании автомобильной дороги "Хасавюрт-Бабаюрт" с 7км по 8км и с 12,3 км по 33 км.
Обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства РД и ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" произвести работы приведению автодороги "Хасавюрт-Бабаюрт" с 7 км по 8 км и с 12,3 км по 53 км. в соответствие с установленными требованиями, стандартами и техническими нормами"
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М, представителей ГКУ "Дагестанавтодор" по доверенности Исламова А.А, Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД Нурмагомедова Г.Н, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Хасавюртовского района РД в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства РД и ГКУ "Управление автомобильных дорог РД" о признании бездействия незаконным.
Иск мотивирован тем, что проведенной прокуратурой района с привлечением специалистов ООО "Дорстрой-3" и ОГИБДД ОМВД по Хасавюртовскому району проверкой установлено, что Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (далее - Минтранс РД) и ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" (далее - ГКУ "Дагестанавтодор") не обеспечено содержание автомобильной дороги "Хасавюрт-Бабаюрт" с 7 км по 8км и с 12,3 по 33 км пролегающий по территории МО "Хасавюртовский район" в соответствии с требованиями технических норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Основанием проведения проверки послужило обращение жителя Хасавюртовского района Рашидханова Т.М. об исполнении законодательства о безопасности дорожного движения.
05.02.2019 года в Минтранс РД направлен запрос о направлении специалиста для проведения проверки автомобильной дороги республиканского значения "Хасавюрт - Бабаюрт" в период с 13 по 15 февраля 2019 года. Однако в представитель Минтранса РД в указанный период не явился, в связи с чем проверка указанной автомобильной дороги проведена без их участия.
В ходе обследования автомобильной дороги "Хасавюрт-Бабаюрт" с 7 км по 33 км установлено, что техническое состояние на участках 7 км ? 8 км, 12,3 км- 33 км не соответствует требованиям технических регламентов, в том числе ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации".
Согласно ответу Минтранса РД автомобильная дорога "Хасавюрт-Бабаюрт" находится в оперативном управлении ГКУ "Дагестанавтодор".
В 2018 году Государственный контракт на содержание автомобильных дорог республиканского значения Хасавюртовского района был заключен ООО НПО "Дормост" (N 29/18-СОД/Р от 26 марта 2018).
В настоявшее время контракт на содержание автомобильных дорог республиканского значения, пролегающий по территории Хасавюртовского района, не заключен.
Истец просит суд признать незаконными бездействие Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД и ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" выразившегося в неудовлетворительном содержании автомобильной дороги "Хасавюрт-Бабаюрт" с 7 км по 8 км и с 12,3 км по 33 км.
Обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства РД и ПСУ "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" произвести работы приведению автодороги "Хасавюрт-Бабаюрт" с 7 км по 8 км и с 12,3 км по 53 км. в соответствие с установленными требованиями, стандартами и техническими нормами.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя ГКУ "Дагестанавтодор" по доверенности Исламова А.А. ставится вопрос об отмене решения, указывая на следующее.
Суд первой инстанции необоснованно ссылается в решении на то, что установление либо отсутствие вины ответчика в совершении административного правонарушения не влияет на прямую обязанность ответчиков по обеспечению безопасности при эксплуатации дорог, а также поддержанию дорожного покрытия в надлежащем состоянии в соответствии с действующим законодательством, находящихся в ведении Минтранса РД (на стр.4 решения), при том, что дело рассматривалось в порядке гражданского судопроизводства, а не в порядке рассмотрения дела об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции также не обосновал вывод о том, в чем именно выразилось бездействие Минтранс РД, тогда как в 2018 году государственный контракт на содержание автомобильных дорог республиканского значения Хасавюртовского района был заключен с ООО НПО "Дормост" (N 29/18-СОД/Р от 26 марта 2018) и соответствующая работа проводилась. По представленным ГКУ "Дагестанавтодор" сведениям 18.02.2019г. ответчиком был размещен госконтракт на содержание автомобильных дорог республиканского значения, пролегающих по территории Хасавюртовского района на период действия 2019-2021 г. г. на сайте http://zakupki.gov.ru (N закупки 0 N, но на момент рассмотрения дела этап определения подрядчика не завершен и, следовательно, госконтракт не заключен, тогда как каждый этап проведения торгов требует соблюдения определенных сроков.
Также в резолютивной части решения суд вышел за пределы требований истца, указав следующее: "Обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства РД и ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан произвести работы приведению автодороги "Хасавюрт-Бабаюрт" с 7 км по 8 км и с 12,3 км по 53км (вместо 33км - прим. автора) в соответствие с установленными требованиями, стандартами и техническими нормами".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Правительства Республика Дагестан от 06.06.2018 N 65 Минтранс РД является органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению и контролю в сфере транспортного комплекса и дорожного хозяйства в пределах установленной компетенции, а также осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в указанной сфере.
Основными задачами Минтранса РД являются формирование и координация развития современной транспортной инфраструктуры и международных транспортных коридоров на территории Республики Дагестан.
Согласно п. 3.1 указанного Постановления Минтранс РД несет ответственность за управление транспортным комплексом в установленном порядке.
Согласно п. 4.3.1 указанного Постановления Минтранс РД организует устойчивое функционирование транспортного комплекса Республики Дагестан.
Согласно п. 4.3.54 указанного постановления Минтранс РД организует проведение ремонта и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствии требованиями технических регламентов целях поддержания бесперебойного безопасного движения транспортных средств.
Согласно п. 4.3.36 указанного постановления Минтранс РД участвует в обеспечении транспортной безопасности и осуществляет сбор, обобщение и учет информации по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.
В соответствии с Постановлением Правительства Республика Дагестан от 06.06.2018 N 65 ГКУ "Дагестанавтодор" является учреждением Минтранса РД.
Согласно изменениям в устав ГКУ "Дагестанавтодор", утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД от 10.07.2018 за N37 целями ГКУ "Дагестанавтодор" является обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского, межмуниципального и местного значения, закрепленным за казенным учреждением на праве оперативного управления, а так же улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния повышения пропускной способности, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.
Предметом деятельности ГКУ "Дагестанавдор" согласно указанному Уставу является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона от 18 ноября 2007 г. N 257 - ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствие с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров ? Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. N 1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 2 указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" безопасные и качественные дороги являются одним из приоритетных направления для обеспечения целей и задач, установленных в данном указе.
Суд при разрешении настоящего спора пришёл к обоснованному выводу о том, что в нарушение указанных норм закона Минтранс РД и ГКУ "Дагестанавтодор" не обеспечивают ремонт и содержание автомобильной дороги "Хасавюрт-Бабаюрт" с 7 км по 8 и с 12,3 по 33 км в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 50597-2017 и не принимают мер к обеспечению безопасности дорожного движения.
Указанные нарушения закона способствуют не только совершению дорожно-транспортных происшествий, но и причинению материального ущерба участникам дорожного движения из-за неудовлетворительного состояния дорог, тем самым нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, жителей МО "Хасавюртовский район".
В подтверждение вывода суд сослался на акт обследования технического состояния автомобильной дороги республиканского значения "Хасавюрт-Бабаюрт" от 15 февраля 2019 года, из которого следует, что указанная автомобильная дорога с 7 по 8 км нуждается в ямочном ремонте асфальтобетонного покрытия, с 12,3 км по 33 км нуждается в реконструкции, капитальном ремонте с устройством асфальтобетонного покрытия.
Вышеобозначенный акт составлен комиссией в составе: Турабова Т.З. - помощника прокурора Хасавюртовского района, Абдурахманова Ш.М. - дорожного мастера ООО "Дорстрой-3", Телевова С.А. - госавтоинспектор по дорожному надзору ОГИБДЦ ОМВД России по Хасавюртовскому району.
Довод представителя ответчика ГКУ "Управление автомобильных дорог РД" Исламова А.А. о том, что истцом не указаны в акте обследования размеры выявленных дефектов, установленных таблицей 5.3 ГОСТ Р50597-17, не принят судом в качестве основания для отказа в удовлетворении иска, поскольку судом установлено, что именно на ответчиках лежит обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, в том числе выявление дефектов, установление их размеров и способа устранения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела и нормах закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком был размещен госконтракт на содержание автомобильных дорог республиканского значения, пролегающих по территории Хасавюртовского района на период действия 2019-2021 г. г. на сайте http://zakupki.gov.ru N закупки 0803200014719000082, что на момент рассмотрения дела этап определения подрядчика не завершен не могут повлечь отмену правильного решения суда, поскольку не заключение госконтракта для определения подрядчика на проведение работ, не исключает ответственности ответчиков на выполнение обязанностей, возложенных на них в силу прямого указания вышеназванных норм закона. Этими доводами ответчики не оспаривают того, что ими не обеспечивается соответствие состояния дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам
Кроме того, как правильно указано в решении суда, избрание способа проведения ремонтных работ для приведения автодороги "Хасавюрт-Бабаюрт" в соответствии с установленными требованиями и стандартами также входит в предмет деятельности ГКУ "Управление автомобильных дорог РД".
Что касается довода апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы исковых требований, указав вместо 33 км-53 км, он также не влечет отмену судебного решения, поскольку этим судом допущена описка, которая может быть исправлена в порядке ч.2 ст.200 ГПК РФ
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут влиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, повторяют правовую позицию ответчика, изложенную им в суде первой инстанции и являвшуюся предметом изучения, сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке и иному толкованию действующего законодательства, что является недопустимым, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы решения суда, а также указаний на наличие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в связи с чем признаются несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 14 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.