Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А, Головкиной Л.А.
с участием прокурора
Ермаковой Я.С.
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела административное дело N 2а-3263/2019 по апелляционной жалобе председателя административного истца Буденного В. Л. - Щабельской И. Н. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2019 года по административному исковому заявлению Буденного В. Л. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской о признании незаконным решение N7-9 от 07 июля 2019 года о регистрации Батожка Е. А. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской шестого созыва по многомандатному избирательному округу N20.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя административного ответчика ИКМО Морской-Рыбинской Н.В, административного истца Буденного В.Л. - Щабельской Н.Н, представителя заинтересованного лица Батожка Е.А.-Шепель А.С, представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии - Зацепа О.О. заключение прокурора, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Буденный В.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской (далее-ИКМО Морской, избирательная комиссия), в котором просил признать незаконным решение N7-9 от 07 июля 2019 года о регистрации Батожка Е.А. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской шестого созыва по многомандатному избирательному округу N20.
Свои требования мотивировал тем, что Батожок Е.А. в заявлении о согласии баллотироваться в качестве основного места работы указал "... ", занимаемая должность -ведущий специалист по работе с обращениями граждан. Между тем, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 15 июля 2019 года, Батожок Е.А. с 2010 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. По мнению административного истца, предпринимательская деятельность, а не работа в вышеуказанной организации, является для заинтересованного лица действительным источником дохода.
Сведения об основном месте работы указываются в подписных листах. Как считает административный истец, указание в подписных листах в качестве основного места работы Батожок Е.А. - Региональное "... "", а не предпринимательская деятельность, способствовало созданию положительного образа кандидата и быстрый сбор подписей избирателей, а в последующем обеспечит поддержку избирателей на выборах.
Таким образом, Батожок Е.А. исказил и скрыл информацию об основном месте работы, ввел в заблуждение избирателей, поддержавших его кандидатуру, и избирательную комиссию. Следовательно, подписные листы составлены с нарушением законодательства, т.к. указанные в них сведения не соответствуют действительности.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение, указав на неправильное применение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца, представитель Санкт-Петербургской избирательной комиссии, представитель ИКМО Морской, прокурор, каждый в отдельности, настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители ИКМО Морской и Санкт-Петербургской избирательной комиссии пояснили, что в заявлении о согласии баллотироваться, как и в сведениях о размере и об источнике доходов, форма которой установлена в Приложении N1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, Батожок Е.А. был обязан указать источник своего дохода по состоянию на 01 июня 2019 года, т.е. за период, предшествующую его официальному трудоустройству в "... " Вместе с тем, поскольку в указанную организацию Батожок Е.А. трудоустроился 03 июня 2019 года, а заявление о согласии баллотироваться подал в избирательную комиссии 24 июня 2019 года, то с целью исполнения п.57 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2019 года N67-ФЗ и последующего надлежащего информирования избирателей о себе, Батожок Е.А. должен был указать в заявлении о согласии баллотироваться и в подписных листах как место основной работы - "... ", так и факт осуществления предпринимательской деятельности. Сокрытие информации об осуществлении заинтересованным лицом предпринимательской деятельности свидетельствует о недействительности представленных подписей избирателей.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на действительность и достоверность информации об основном месте работы Батожок Е.А, приведенной как в заявлении о согласии баллотироваться, так и в подписных листах. По мнению представителя Батожок Е.А, доводы представителей избирательных комиссии о необходимости одновременного указания в заявлении о согласии баллотироваться и в подписных листах места основной работы кандидата и источник его дохода по состоянию на 01 июня 2019 года противоречит содержанию п.57 ст.2 и Приложению N1 к Федеральному законную от 12 июня 2002 года N67-ФЗ.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов административного дела следует, что решением ИКМО Морской N7-17 от 14 июля 2019 года административный истец Буденный В.Л. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципального округа Морской шестого созыва на многомандатному избирательному округу N20 (Л.д.10-11).
Оспариваемым решением ИКМО Морской N7-9 от 07 июля 2019 года заинтересованное лицо Батожок Е.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципального округа Морской шестого созыва на многомандатному избирательному округу N20 (л.д.8-9).
Согласно п.2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно п.2.2 указанной статьи Федерального закона вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Пунктом 3 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-Фз определено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Аналогичные требования к содержанию заявления о согласии баллотироваться, к перечню документов, представляемому в избирательную комиссию одновременно с заявлением, а также к форме и содержанию сведений о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах изложены в пунктах 1-4 ст.22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее-Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46).
Согласно Приложению N 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года в установленной форме "Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах" в графе "доходы за ___год" кандидат обязан указать доходы (включая пенсии, пособия, иные вклады) за год, предшествующий году назначения выборов, полученные от юридических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральными законами, физических лиц, организацией, осуществляющих соответствующие выплаты; в графе "имущество по состоянию на___20__ года" сведения указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов.
Таким образом, приведенными нормами Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 кандидат в депутаты обязан, помимо прочих документов, представить да самостоятельных документа: заявление о согласии баллотироваться; по установленной форме "Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах".
При этом форма заявления о согласии баллотироваться федеральным и региональными законами не установлена, но определено его содержание в п.2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года и в ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года.
Из п.2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года и в ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года не усматривается обязанность кандидата в депутаты указывать в заявлении о согласии баллотироваться сведения о своих доходах по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов (в случае, по состоянию на 01 июня 2019 года). Такая обязанность возникает у кандидата при заполнении установленной формы "Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах" в отношении имущества, но не доходов. Доходы кандидат указывает за год, предшествующий году назначения выборов (т.е. в данном случае, за 2018 год).
Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах представлены Батожок Е.А. в ИКМО Морской 24 июня 2019 года одновременно с заявлением о согласии баллотироваться (Л.д.56-58, 64-67). Претензий и замечаний к заполнению данной формы, к достоверности и полноте приведенной информации о доходах Батожок Е.А. за 2018 год и о его имуществе по состоянию на 01 июня 2019 года, у ИКМО Морской и Санкт-Петербургской избирательной комиссии нет.
24 июня 2019 года Батожок Е.А. представил в ИКМО Морской заявление о согласии баллотироваться, в котором указал основное место работы - "... ", должность - ведущий специалист по работе с обращениями граждан (Л.д.55).
Из подтверждения о получении документов ИКМО Морской от 24 июня 2019 года следует, что одновременно с заявлением о согласии баллотироваться, заинтересованным лицом представлена справка от 21 июня 2019 года, подтверждающая сведения об основном месте работы или службе, занимаемой должности (роде занятий) - л.д.56-58.
Впоследствии, 28 июня 2019 года Батожок Е.А. представил в ИКМО Морской заявление от 27 июня 2019 года, в котором сообщил о неточном указании основного места работы в справке, представленной в избирательную комиссию 24 июня 2019 года, а также представил справку об основном месте работы и занимаемой должности, выданную 26 июня 2019 года генеральным директором "... " (Л.д.68-69, 73, 62).
Согласно ст.16, 61, 68 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, который вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено действующим законодательством и трудовым договором
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.
В суд заинтересованным лицом представлена копия приказа о приеме Батожок Е.А. на работу 03 июня 2019 года в указанную организацию на должность - ведущий специалист по работе с обращениями граждан, полная занятость (Л.д.103), копия трудового договора N 3, заключенного -3 июня 2019 года между Батожок Е.А. и "... " о приеме на работу с 03 июня 2019 года (Л.д.104-105), копия трудовой книжки, в которую внесена запись о приеме Батожок Е.А. на работу в указанную организацию 03 июня 2019 года (Л.д.106-108).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 15 июля 2019 года, Батожок Е.А. с 25 февраля 2010 ода зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (Л.д.12-16).
В суде первой инстанции Батожок Е.А. также пояснил суду, что фактически предпринимательскую деятельность не осуществляет и доход не получает.
Из вышеприведенных доказательств по делу следует, что на дату уведомления ИКМО Морской о выдвижении кандидата документально подтвержденной деятельностью Батожок Е.А, приносящей ему доход, является работа в "... "
Поскольку п.2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года и ст.22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 на кандидата возложена обязанность указать в заявлении о согласии баллотироваться основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), то при наличии документально подтвержденного основного места работы, указывать род занятий не требуется.
В связи с этим Судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда первой инстанции о соответствии заявления Батожок Е.А. о согласии баллотироваться требованиям п.2 и подп. "б" п.2.2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года, п.1 и подп. "б" п.3 ст.22 закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46.
Согласно п.8 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ форма подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования и порядок их заполнения приведены в приложениях 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
В утвержденной форме подписного листа (приложение 8) кандидат обязан указать место работы, занимаемую должность.
Заинтересованным лицом 28 июня 2019 года в ИКМО Морской сданы подписные листы (8 штук с 16 подписями избирателей), которые по форме и содержанию соответствуют приложению N8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, поскольку в них указаны основное место работы и должность кандидата, соответствующие исследованным судом трудовой книжке, приказа о примем на работу, справке генерального директора "... "
Исчерпывающий перечь оснований для признания недействительными и недостоверными подписи избирателей изложен в ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ.
При проверке подписей избирателей, поддержавших кандидатура Батожок Е.А, обстоятельств, приведенных в ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, избирательной комиссией не выявлено.
Из заключения специалиста экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N7/И/127-19 от 04 июля 2019 года (Л.д.95) следует, что в подписных листах с 1 по 8 в поддержку Батожка Е.А. каких-либо нарушений в заполнении, входящих в компетенцию специалиста-почерковеда, не выявлено.
Таким образом, разрешая возникший спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применил нормы материального права. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку они сводятся к переоценке выводов суда, изложенных в решении. Существенные для дела обстоятельства, которые не исследованы судом и влияют на решение суда, в апелляционной жалобе не приведены.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.