Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Ильичёвой Е.В.
с участием прокурора
Бахтиной Н.И.
при секретаре
Ч
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4215/19 по апелляционной жалобе С на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 26 июля 2019 года по административному иску С к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 241.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, возражения представителя административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Смольнинское - Ф.И.О. (по доверенности), заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга - Бахтиной Н.И, судебная коллегия
установила:
С обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское (далее - ИКМО Смольнинское) от "дата" N... "Об отказе С в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 241".
В качестве меры по восстановлению нарушенного права истец просила возложить на ИКМО Смольнинское обязанность зарегистрировать её кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 241 либо обязать избирательную комиссию в установленный судом срок принять от Спировой Я.В. новое заявление с учетом устранения недостатков, указанных в решении ИКМО Смольнинское N... от "дата".
В обоснование административного иска С ссылалась на то обстоятельство, что она представила в избирательную комиссию необходимый для регистрации кандидатом в депутаты комплект документов, однако "дата" решением избирательной комиссии N... ей было отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N 241 со ссылкой на то, что данные паспорта (номер), указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, не соответствуют сведениям в представленных копиях страниц паспорта.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 26 июля 2019 года в удовлетворении административного иска С отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на нарушением судом норм материального и процессуального права.
Административный истец С, представитель заинтересованного лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом посредством телефонной и факсимильной связи, доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).
Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов).
При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства.
08 июля 2019 года С подала в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 241 в порядке самовыдвижения (л.д. 58).
Согласно подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N 241 (л.д. 34-36), членом ИКМО Смольнинское 08 июля 2019 года в 11 часов 03 минуты от С приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- копия паспорта;
- копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности;
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- флешноситель;
- согласие на обработку персональных данных;
- заявление об уведомлении.
Решением ИКМО Петровский от "дата" N... административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 241 по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав - отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом или иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации, поскольку не представлена копия паспорта, подтверждающая сведения, указанные в заявлении кандидата в депутаты.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона об основных гарантиях избирательных прав самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно пункту 1 статьи 38 названного Федерального закона, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого же Федерального закона.
Статьей 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи Закона к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
Аналогичные требования содержатся и в статье 22 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов.
Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов.
В силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, подпункта "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов, основаниями для отказа в регистрации кандидата является в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с указанным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В силу пункта 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, или иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Из материалов дела следует, что в представленном 08 июля 2019 года С заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в качестве документа, удостоверяющего личность, указан паспорт гражданина Российской Федерации с серией N... и номером N... (л.д. 58).
При проверке документов, представленных С в избирательную комиссию, требованиям названных выше законов, установлено, что реквизиты копий страниц паспорта не соответствуют реквизитам паспорта, указанным в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, поскольку из представленных копий страниц паспорта следовало, что данный документ имеет серию N... и N... (л.д. 59-69).
Согласно положениям части 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
Аналогичные требования к документам, представленным для регистрации кандидатов и к возможности их исправлению, изложены в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.
Как установлено судом и не оспаривалось административным истцом в ходе судебного разбирательства, 14 июля 2019 года она посредством телефонной связи была уведомлена о возможности получить извещение об отсутствии необходимых для выдвижения документов и о выявлении неполноты сведений, представление которых в избирательную комиссию предусмотрено законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Судом первой инстанции обоснованно отвергнут довод С о том, что сам факт телефонного разговора не позволяет установить его содержание.
15 июля 2019 года административный истец лично получила извещение о наличии недостатков в представленных документов, в котором было указано на то, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты указаны неверные сведения о кандидате и о том, что кандидатом представлены незаверенные сведения о трудовой деятельности (л.д. 49).
Таким образом, возложенная на административного ответчика обязанность уведомить кандидата о выявлении неполноты сведения не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, со стороны комиссии была исполнена, а доводы административного истца о том, что отсутствует указание на конкретные неточности в заявлении, опровергаются представленным в материалы данного дела извещением.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обнаружить ошибку в серии паспорта без указания на это в извещении ИКМО Смольнинское истец не мог самостоятельно, поскольку невозможно обнаружение данной ошибки ввиду схожести цифр "... " не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку не имеют правового значения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 26 июля 2019 года по административному делу N 2а-4215/19, оставить без изменения, апелляционную жалобу С - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.