Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Головкиной Л.А.
судей
Бутковой Н.А, Медведкиной В.А.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-7334/2019 по апелляционной жалобе Артеменко В. В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 2 августа 2019 года по административному иску Артеменко В. В. к Окружной избирательной комиссии N 1 по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Парголово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 о признании незаконным решения от 11 июля 2019 года N 11-2 "О регистрации Султонова Д. Ю. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Парголово шестого созыва по многомандатному округу N 1".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителя административного ответчика Окружной избирательной комиссии N 1 - Балясниковой С.В, представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии N 14 - Федоровой Е.А, заинтересованного лица Султонова Д.Ю. и его представителя Александрова Ю.А, заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга Андреевой Н.И, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Артеменко В.В, зарегистрированный кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Парголово шестого созыва по многомандатному округу N 1, обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Окружной избирательной комиссии N 1 по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Парголово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 (далее ОИК N 1) от 11 июля 2019 года N 11-2 "О регистрации Султонова Д.Ю. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Парголово шестого созыва по многомандатному округу N 1".
В обоснование требований административный истец указывает, что Султоновым Д.Ю. в избирательную комиссию представлено Решение Пленума Комитета Выборгского местного (районного) отделения КПРФ от 26 июня 2019 года о выдвижении его кандидатом в депутаты; Постановление (Решение) Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ о согласовании кандидатуры Султонова Д.Ю.; постановление Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ "Об изменении структуры Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ" от 24 февраля 2009 года N Б-4/2, подписанное первым секретарем Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ Ходуновой О.А, в то время, как Ходунова О.А. приступила к исполнению обязанностей первого секретаря Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ только в сентябре 2013 года и не была уполномочена в 2009 году подписывать представленный документ. Поскольку документ о создании в 2009 году Выборгского местного (районного) отделения КПРФ подписан неуполномоченным лицом, а также оформлен ненадлежащим образом, он не соответствует требованиям пунктов 5.1 и 5.5 Устава КПРФ.
Административный истец полагает, что Постановление Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ не является решением о создании избирательного объединения, уполномоченного выдвигать кандидатов на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и ставит под сомнение сам факт образования указанного избирательного объединения.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 2 августа 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 2 августа 2019 года отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и на нарушением судом норм материального права.
Представитель административного ответчика ОИК N 1 - Балясникова С.В, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии N 14 - Федорова Е.А, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы жалобы поддержала.
Заинтересованное лицо Султонов Д.Ю. и его представитель Александров Ю.А. в заседание суда апелляционной инстанции явились, возражали против доводов жалобы.
Административный истец Артеменко В.В, представитель Санкт-Петербургской избирательной комиссии, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены судом надлежащим образом; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46) обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в окружную избирательную комиссию в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
Статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлен порядок выдвижения кандидатов, списка кандидатов избирательными объединениями.
Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 не предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, а также не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, поэтому при разрешении возникшего спора применению подлежат пункты 14.5 и 14.6 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 14.5 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
При рассмотрении административного дела установлено, что 28 июня 2019 года Султанов Д.Ю. обратился в ОИК N 1 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Парголово шестого созыва по многомандатному округу N 1. В заявлении Султонов Д.Ю. указал, что избирательным объединением является Выборгское местное (районное) отделение "Коммунистической партии Российской Федерации" (далее КПРФ) (л.д.85-86).
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Султоновым Д.Ю. представлены документы, в том числе: нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Санкт-Петербургского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" от 31 октября 2012 года; постановление бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ "Об изменении структуры Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ" N Б-4/2 от 24 февраля 2009 года; справка о принадлежности кандидата к политической партии; решение местного отделения о выдвижении кандидата; документ, подтверждающий согласование кандидатуры (л.д.72-74,77-79, 82-84).
Решением ОИК N 1 от 11 июля 2019 года N 11-2 Султанов Д.Ю, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Парголово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 (л.д.61-62).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46...
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ОИК N 1 не имелось оснований, для отказа в регистрации Султонова Д.Ю. кандидатом в депутаты.
Данный вывод суда следует признать правильным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.