Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Князевой О. Е.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
при секретаре
К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-3361/2019 по апелляционной жалобе избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Шушары на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 29 июля 2019 года по административному иску К. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары об оспаривании решения от "дата" N... "Об отказе в регистрации К. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2".
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Шушары - адвоката ФИО (по доверенности и ордеру), возражения представителя административного истца К. - ФИО (по доверенности), заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга - К, судебная коллегия
установила:
К. обратился в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары (далее - ИКМО поселок Шушары) от "дата" N... об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права истец просил возложить на ИКМО поселок Шушары обязанность зарегистрировать его кандидатом в депутаты муниципального совета указанного муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2.
В обоснование административного иска К. ссылался на то обстоятельство, что представил в избирательную комиссию необходимый для регистрации кандидатом в депутаты комплект документов, включая подписные листы, однако "дата" решением избирательной комиссии N... ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета указанного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N 3, по основанию, предусмотренному подпунктам "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года административный иск К. удовлетворён частично; признано незаконным и отменено решение ИКМО поселок Шушары от "дата" N... об отказе в регистрации К. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2.
Этим же решение на ИКМО поселок Шушары возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации К. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2.
В апелляционной жалобе представитель ИКМО поселок Шушары просит решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на нарушением судом норм материального права.
Административный истец К. судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён судом надлежащим образом посредством направления телеграммы; доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил; направил в судебное заседание своего представителя, имеющего надлежащим образом оформленную доверенность.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).
Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон о выборах депутатов муниципальных советов).
При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства.
Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары от "дата" N... назначены выборы депутатов муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга на "дата". Решение было опубликовано в газете "Мниципальный вестник Шушары" (л.д. 74).
11 июля 2019 года К. подал в ИКМО поселок Шушары заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета названного муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N 2 в порядке самовыдвижения (л.д. 45-46).
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N 2 (л.д. 30-31), членом ИКМО поселок Шушары 11 июля 2019 года в 18 часов 30 минут от К. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- копия паспорта;
- копия документа, подтверждающего сведения о профессиональном образовании;
- копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности;
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- сведения о контактном номере телефона и адресе электронной почты кандидата;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
13 июля 2019 года членом ИКМО поселок Шушары от К. были приняты (л.д. 41):
- подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей;
- справка об открытии избирательного счета;
- документ, подтверждающий факт оплаты и изготовления подписных листов;
- данные об изменениях сведений о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию;
- первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
Согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, 13 июля 2019 года К. представил в ИКМО поселок Шушары 14 подписей избирателей на трёх подписных листах (л.д. 61).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары от "дата" N... К. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета, по основаниям, предусмотренным подпунктами "г", "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов - наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в числе документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, Закона Санкт-Петербурга, иного закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (л.д. 67).
Удовлетворяя административный иск в части требований о незаконности оспариваемого решения, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что избирательная комиссия в качестве обстоятельств для отказа заявителю в регистрации в качестве кандидата в депутаты необоснованно сослалась на положения подпунктов "г" и "з" пункта 4 статьи 29 Закона о выборах депутатов муниципальных советов, поскольку документы, представленные для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, оформлены в соответствии с требованиями закона, а оснований для признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными по указанному избирательной комиссией основанию не имеется.
Данный вывод суда следует признать правильным.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона об основных гарантиях избирательных прав, самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого же Федерального закона.
Статьёй 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, установлено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи Закона к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 данной статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов).
Аналогичные требования содержатся в пунктах 1, 3 статьи 22 Закона о выборах депутатов муниципальных советов.
Пунктом 1 статьи 29 Закона о выборах депутатов муниципальных советов установлено, что окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Согласно части 1 статьи 27 названного Закона, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо из документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 3 статьи 22 Закона о выборах депутатов муниципальных советов, кандидат вправе представить её не позднее чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата (часть 3 статьи 27 названного Закона).
Как следует из материалов дела, 19 июля 2019 года К. подал в ИКМО поселок Шушары исправленное заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, которое соответствует требованиям закона (л.д. 65-66).
Поскольку Закон о выборах депутатов муниципальных советов позволяет вносить уточнения и дополнения в отдельно взятые ранее представленные в избирательную комиссию документы, а также заменить представленный документ, то следует признать обоснованным вывод суда о несостоятельности требований избирательной комиссии к К. о предоставлении заново всего комплекта документов, предусмотренных законом для процедуры выдвижения лица кандидатом в депутаты муниципального совета.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие в заявлении о согласии баллотироваться сведений о работе по совместительству, не является нарушением Закона о выборах депутатов муниципальных советов и основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты, поскольку названный закон содержит обязательное требование только об указании основного места работы, которое административным истцом было указано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определён в статье 37 этого же Закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 26 Закон Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов форма подписного листа устанавливается в соответствии с федеральным законом.
Форма подписного листа установлена Приложением N 8 к Закону об основных гарантиях избирательных прав.
В соответствии с названным Приложением N 8 в подписном листе указывается наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Подпункт "и" пункта 6.4 статьи 38 названного федерального закона предусматривает возможность признания недействительными всех подписей избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 21 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары представительным органом данного муниципального образования является Муниципальный совет муниципального образования посёлок Шушары (л.д. 71).
В подписных листах, представленных Костырко С.Б. в ИКМО поселок Шушары, представительный орган муниципального образования, в поддержку выдвижении в который в качестве кандидата К. собирает подписи избирателей, указан как "Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары" (л.д.55-59).
Само по себе указание административным истцом в подписных листах на то, что муниципальное образование поселок Шушары является внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга, не может расцениваться как нарушение требований Закона об основных гарантиях избирательных прав, предъявляемых к форме подписных листов, поскольку указание дополнительной информации о представительном органе муниципального образования соответствующей Закону Санкт-Петербурга от 25.07.2005 N 411-65 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга" (статьи 2, 7), не искажает смысла содержащихся в подписных листах сведений и не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах, а также о том в муниципальный совет какого муниципального образования выдвигается кандидат.
С учётом установленных по делу обстоятельств, у ИКМО посёлок Шушары не имелось правовых оснований для отказа К. в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Шушары шестого созыва по избирательному округу N 2.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 29 июля 2019 года по административному делу N 2а-3361/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Шушары - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.