Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Князевой О.Е.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
при секретаре
П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-3432/19 по апелляционной жалобе С. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 02 августа 2019 года по административному иску С. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский об оспаривании решения от "дата" N... "О регистрации Б. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский шестого созыва по избирательному округу N 15".
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя административного истца С. - Щ. (по доверенности), возражения представителя административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский - М. (по доверенности), заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга - Андреевой Н.А, судебная коллегия
установила:
С. обратился в Василеострвоский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский (далее - ИКМО Васильевский) от "дата" N... "О регистрации Б. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский шестого созыва по избирательному округу N 15".
В обоснование административного иска С. ссылался на то обстоятельство, что решением ИКМО Васильевский он зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский шестого созыва по многомандатному округу N 15, однако этой же избирательной комиссией "дата" принято решение N... о регистрации Б.кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по указанному многомандатному избирательному округу, с которым истец не согласен, поскольку регистрация данного кандидата произведена с нарушением избирательного законодательства.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2019 года в удовлетворении административного иска С. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2019 года отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на нарушением судом норм материального права.
Административный истец С, заинтересованное лицо Б, представитель заинтересованного лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом посредством факсимильной связи и электронной почты; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).
Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон о выборах депутатов муниципальных советов).
При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства.
Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский от 18 июня 2019 года N 10 назначены выборы депутатов муниципального совета данного муниципального образования шестого созыва на 08 сентября 2019 года (л.д. 33).
Решением ИКМО Васильевский от "дата" N... С. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 15 (л.д. 14-15).
Решением ИКМО Васильевский от "дата" N... кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по этому же многомандатному избирательному округу зарегистрирована Б. (л.д. 12-13).
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что на момент принятия оспариваемого решения у ИКМО Васильевский отсутствовали правовые основания для отказа Б. в регистрации кандидатом в депутаты, поскольку последней в избирательную комиссию были представлены все предусмотренные законом документы.
Данный вывод суда нельзя признать правильным.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, или иным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов.
Статьей 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 названного Закона выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о политических партиях). Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Аналогичные требования содержатся в пункте 1 статьи 22 и пункте 3 статьи 24 Закона о выборах депутатов муниципальных советов.
В силу пункта 7 статьи 24 Закона о выборах депутатов муниципальных советов, при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 этого же Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 названного Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 данного Закона, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В случае если уставом избирательного объединения при принятии решения о выдвижении кандидата предусматривается делегирование полномочий по выдвижению кандидата, вместе с решением о выдвижении кандидата в окружную избирательную комиссию также представляются документы, подтверждающие соблюдение указанного условия.
Согласно пункту 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов, решение о выдвижении кандидата, указанное в приведённом выше подпункте "в" пункта 7 этой же статьи Закона Санкт-Петербурга, оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
а) место, дата и время проведения избирательным объединением мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов;
б) число зарегистрированных делегатов (участников, членов) съезда (конференции, общего собрания, собрания, руководящего органа) избирательного объединения;
в) число делегатов (участников, членов), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов в соответствии с федеральными законами и уставом избирательного объединения;
г) сведения о наличии согласия каждого гражданина на выдвижение от данного избирательного объединения;
д) способ и результаты голосования;
е) сведения о принятом решении.
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N 15 (л.д. 81-83), председателем ИКМО Васильевский "дата" в 19 часов 04 минуты от Б. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- документ, подтверждающий принадлежность кандидата к политической партии, иному общественному объединению, статус кандидата в этой политической партии, общественном объединении (справка);
- копия паспорта;
- копия документа, подтверждающего сведения об образовании;
- копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности;
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения;
- решение органа политической партии, съезда иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата;
- свидетельство о смене фамилии;
- свидетельство о браке.
В качестве решения органа политической партии о выдвижении Б. по соответствующему многомандатному избирательному округу в ИКМО Васильевский была представлена выписка решения внеочередной Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения ЛДПР-Либерально-демократической партии России от "дата" N... (л.д. 73-74).
Как следует из названной выписки, конференцией регионального отделения ЛДПР приняты два решения по вопросам повестки дня, а именно:
- внести в бюллетень для тайного голосования по вопросу выдвижения кандидатов на выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, шестого созыва представленные кандидатуры;
- утвердить Протокол N 2 заседания счетной комиссии Санкт-Петербургского регионального отделения ЛДПР "О результатах тайного голосования по кандидатурам на выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга шестого созыва от Санкт-Петербургского регионального отделения ЛДПР".
Других решений конференцией не принималось.
Таким образом, следует признать обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что ни решение внеочередной Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Либерально-демократической партии России от "дата" об утверждении Протокола N 2, ни сам Протокол N 2 заседания счетной комиссии Санкт-Петербургского регионального отделения ЛДПР "О результатах тайного голосования по кандидатурам на выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга шестого созыва от Санкт-Петербургского регионального отделения ЛДПР" не могут расцениваться в качестве решения избирательного объединения о выдвижении Б. в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский шестого созыва по избирательному округу N 15.
Поскольку, в числе представленных Б. в ИКМО Васильевский документов для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты, отсутствовал документ, подтверждающий решение органа политической партии, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата необходимый в соответствии подпунктом "в" пункта 7 статьи 24 Закона о выборах депутатов муниципальных советов, постольку, в силу подпункта "в" пункта 4 статьи 29 этого же Закона Санкт-Петербурга, данное обстоятельство должно было служить основанием для избирательной комиссии для принятия решения об отказе в регистрации кандидата.
Таким образом, следует прийти к выводу о недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (представления кандидатом в избирательную комиссии всех требуемых законом документов), что, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации, влечёт за собой отмену постановленного по делу решения.
Вывод суда о пропуске истцом установленного законом срока на обращение в суд несостоятелен. Исковое заявление направлено в суд посредством почтовой связи "дата", что подтверждается соответствующими отметками оператора почтовой связи на почтовом конверте и описи вложения в ценное письмо (л.д. 16, 17). Следовательно, истцом не пропущен десятидневный срок на обжалование решения избирательной комиссии, установленный частью 4 статьи 240 КАС Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 244 КАС Российской Федерации, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии избирательной комиссией оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части и признает указанное решение незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 02 августа 2019 года по административному делу N 2а-3432/19 отменить.
Признать решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский от "дата" N... о регистрации Б. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский шестого созыва по избирательному округу N 15 незаконным.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.