Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Головкиной Л.А, Грибиненко Н.Н.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2019 года апелляционную жалобу Носова А. Б. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года по административному делу N 2а-6988/2019 по административному иску Носова А. Б. к Территориальной избирательной комиссии N 29 о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии N... - Белоусовой И.В, заинтересованного лица Товпич И.О, представителя заинтересованного лица Товпич И.О. - Волковой Т.М, заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга Андреевой Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Носов А.Б. обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии N 29, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 (далее - ТИК N 29) от 16 июля 2019 года "О жалобе Товпич И.О.", которым Товпич И.О. зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Окружной избирательной комиссией N 224 от 9 июля 2019 года N 13 Носов А.Б. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224. Решение ТИК N 29 от 16 июля 2019 года N 68-14, административный истец полагает незаконным и нарушающим его права, поскольку Товпич И.О. не представлено достаточного количества достоверных подписей избирателей для регистрации ее кандидатом в депутаты.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Административный истец Носов А.Б. в судебное заседание не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, или иным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 названого Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определён в статье 37 этого же Закона.
В соответствии со статьей 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, о чем должны извещаться кандидат, его представители и доверенные лица.
В силу пункта 10 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной.
Недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта (подпункт "е" пункта 13 статьи 28 названного закона).
На основании пункта 1 статьи 29 Закона Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства.
Решением Окружной избирательной комиссии N 224 (ОИК N 224) от 9 июля 2019 года N 13 Носов А.Б. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224.
Товпич И.О. 2 июля 2019 года подала в Окружную избирательную комиссию N 224 заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224 в порядке самовыдвижения.
Согласно подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N 224 секретарем ОИК N 224 2 июля 2019 года от Товпич И.О. приняты следующие документы: заявление о согласии баллотироваться; копия паспорта; копия документа, подтверждающего сведения об образовании (диплом); копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (справка); документ, подтверждающий сведения о том, что кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе (справка); сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
Товпич И.О. 4 июля 2019 года в ОИК N 224 представлено заявление о замене представленного ранее документа - сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.
4 июля 2019 года ОИК N 224 от Товпич И.О. приняты: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей; документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов; первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда, в том числе в машиночитаемом виде.
Согласно заключения специалиста Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 7/И/175-19 от 5 июля 2019 года в подписных листах с 1 по 5 в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N75 по многомандатному избирательному округу N225 Закревской Т.А. каких-либо нарушений в заполнении, входящих в компетенцию специалиста-почерковеда, не выявлено.
Как следует из итогового протокола о результатах проверки подписных листов от 7 июля 2019 года из 23 заявленных подписей избирателей, подлежащих проверке, решением рабочей группы избирательной комиссии шесть подписей были признаны недействительными, из которых:
- 1 подпись исключена, поскольку имеются неоговоренные исправления в дате подписи избирателя;
- 5 подписей исключены, поскольку на листе 3 имеются неоговоренные исправления в дате рождения сборщика;
- 5 подписей исключены, поскольку на листе 4 указана неверная дата рождения сборщика;
- 5 подписей исключены, поскольку на листе 4 имеются неоговоренные исправления в дате подписи сборщика.
Достоверными признаны 12 подписей.
Товпич И.О. 10 июля 2019 года в ОИК N 224 поданы возражения о несогласии с выводами по вопросу признания подписей недостоверными (недействительными).
Решением ОИК N 224 от 11 июля 2019 года N 24 Товпич И.О. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва по многомандатному округу N 224 по основанию, предусмотренному подпунктом "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, с указанием на недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Решение ОИК N 224 Товпич И.О. обжаловала в ТИК N 29.
Решением ТИК N 29 от 16 июля 2019 года N 68-14 решение ОИК N 224 от 11 июля 2019 года N 24 отменено. Этим же решение ТИК N 29 Товпич И.О. зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224.
Как следует из решения суда первой инстанции, проверяя законность оспариваемого решения ТИК N29 от 16 июля 2019 года, суд исследовал светокопии подписных листов, представленных Товпич И.О. в ОИК N224.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель ТИК N29 сообщил судебной коллегии о невозможности представить для исследования подлинники подписных листов, представленных Товпич И.О, в связи с тем, что 08 июля 2019 года указанные подписные листы, а также документы других кандидатов похищены из помещений ОИК N224 и ОИКN225, о чем указанные избирательные комиссии сообщили в ТИК N29 11 июля 2019 года. По данному факту 15 июля 2019 года председателем ТИК N29 через интернет-приемную подано заявление в Главное следственное управление по городу Санкт-Петербургу.
В заседание суда апелляционной инстанции представлены копии подписных листов в поддержку выдвижения Товпич И.О, с подписями избирателей, удостоверенные членом ОИК N 224, в которых не выявлено неверное указание даты подписи избирателя. На листе 3 не установлены исправления в дате рождения сборщика. На листе 4 дата рождения сборщика указана верно, исправления в дате подписи сборщика не выявлены.
Согласно пункту 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46, недействительными признаются:
е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей избирателей возраста 18 лет, и(или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно, либо внесены нерукописным способом или карандашом
С учетом изложенного у ОИК N 224 основания для признания подписей избирателей недействительными отсутствовали.
Решением ТИК N 29 от 24 июня 2019 года N 62-1.8 установлено, что по многомандатному избирательному округу N 224 для регистрации кандидатом необходимо представить 19 достоверных подписей избирателей.
Таким образом, поскольку Товпич И.О. в ТИК N 29 представлены все необходимые для регистрации кандидата документы, в том числе подписные листы; количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, являлось достаточным, иные основания для отказа в регистрации данного кандидата в решении ОИК N 224 не приведены, ТИК N 29 принято законное и обоснованное решение о регистрации Товпич И.О. кандидатом в депутаты муниципального совета названного муниципального образования Санкт-Петербурга.
Заявленные в уточненном административном иске и апелляционной жалобы новые основания для признания незаконным оспариваемого решения, оценке не подлежат, поскольку указанные основания заявлены за пределами процессуального срока, установленного часть 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющегося пресекательным и неподлежащим восстановлению вне зависимости от причин пропуска (часть 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Предписания части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подлежат применению по названной категории административных дел исключительно в случае оспаривания решений избирательных комиссий, являющихся препятствием для реализации пассивного избирательного права (например, об отказе в регистрации кандидата), то есть когда спор разрешается между неравными субъектами публичных правоотношений: избирательной комиссией, обладающей публичными полномочиями, и гражданином.
Зарегистрированный кандидат, заявляя требования об отмене регистрации своего конкурента, фактически оспаривает право другого кандидата, обладающего таким же объемом прав и обязанностей, принять участие в выборах, преследуя цель исключить его из избирательного процесса, следовательно, по такой категории административных дел суд первой инстанции разрешает спор между равными субъектами избирательных правоотношений.
В связи с этим, доводы уточненного административного иска не могут повлечь отмену оспариваемого решения ТИК N 29.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, которые повторяют содержание уточненного административного иска, не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.