Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Князевой О. Е.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
при секретаре
П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-9499/2019 по апелляционной жалобе избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 02 августа 2019 года по административному иску Б. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка об оспаривании решения от "дата" "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по избирательному округу N 3".
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка - И. (по доверенности), заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга - Андреевой Н.А, судебная коллегия
установила:
Б. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка (далее - ИКМО Черная речка) от "дата" N... об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 3.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права истец просил возложить на ИКМО Черная речка обязанность незамедлительно, с момента вступления в законную силу решения суда, зарегистрировать его кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N 3.
В обоснование административного иска Б. ссылался на то обстоятельство, что представил в избирательную комиссию необходимый для регистрации кандидатом в депутаты комплект документов, включая подписные листы, однако "дата" решением избирательной комиссии N... ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета указанного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N 3, по основаниям, предусмотренным подпунктами "в", "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2019 года административный иск Б. удовлетворён - признано незаконным и отменено решение ИКМО Черная речка от "дата" N... об отказе в регистрации Б. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Чёрная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 3.
Этим же решение на ИКМО Чёрная речка возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Б. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 3. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
В остальной части в удовлетворении административного иска Б. (в требовании о возложении обязанности принять решение о регистрации Б. кандидатом в депутаты муниципального совета) отказано.
В апелляционной жалобе представитель ИКМО Черная речка просит решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2019 года отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на нарушением судом норм материального права.
Административный истец Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён судом надлежащим образом посредством телефонной связи; доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).
Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон о выборах депутатов муниципальных советов).
При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства.
Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Чёрная речка от 18 июня 2018 года N 13.1 сформирована избирательная комиссия данного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга в количестве восьми членов (л.д.25).
Решением муниципального совета указанного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга от 21 июня 2019 года N 16 назначены выборы депутатов муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга на 08 сентября 2019 года. Решение было опубликовано в газете "Черная речка" (л.д. 28).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка от 21 июня 2019 года N 18 определено, что при проведении выборов депутатов муниципального совета для регистрации кандидата, выдвинутого по многомандатному избирательному округу N 3, необходимо 10 подписей избирателей в поддержку выдвижения соответствующего кандидата (л.д. 85).
"дата" Б. подал в ИКМО Черная речка заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета названного муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N 3 в порядке самовыдвижения (л.д. 39).
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N 3 (л.д. 34-36), заместителем председателя ИКМО Черная речка 03 июля 2019 года в 19 часов 45 минут от Б. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- копия паспорта;
- оригинал документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности;
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
07 июля 2019 года председателем ИКМО Черная речка от Б. были приняты (л.д. 82-83):
- справка об открытии избирательного счета;
- первый финансовый отчет;
- подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей;
- документ, подтверждающий факт оплаты и изготовления подписных листов;
- данные об изменениях сведений о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию;
- выписка из лицевого счета об остатке средств по счету на дату предоставления отчета;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
Согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, "дата" Б. представил в ИКМО Черная речка 42 подписи избирателей на четырнадцати подписных листах, из которых 28 исключены самим кандидатом, на проверку в избирательную комиссию направлено 14 подписей избирателей (л.д. 82-83; 84).
Как видно из итогового протокола проверки подписных листов от "дата", выполненной рабочей группой избирательной комиссии, четырнадцать из внесённых в подписные листы подписей избирателей признаны недействительными, поскольку подписи собраны до дня, следующего за днём уведомления комиссии о выдвижении кандидата, а также в связи с изготовлением подписных листов не за счёт средств избирательного фонда кандидата (л.д. 49).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка от "дата" N... Б. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по избирательному округу N 3, по основаниям, предусмотренным подпунктами "в", "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов - отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (л.д. 10-11).
Удовлетворяя административный иск в части требований о незаконности оспариваемого решения, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что избирательная комиссия в качестве обстоятельств для отказа заявителю в регистрации в качестве кандидата в депутаты необоснованно указала на положения подпунктов "в" и "з" пункта 4 статьи 29 Закона о выборах депутатов муниципальных советов, поскольку протокол об итогах сбора подписей избирателей был представлен административным истцом, а оснований для признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными по указанному избирательной комиссией основанию не имеется.
Данный вывод суда следует признать правильным.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона об основных гарантиях избирательных прав, самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно пункту 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого же Федерального закона.
Статьей 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи Закона к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 данной статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов).
Аналогичные требования содержатся в пунктах 1, 3 статьи 22 Закона о выборах депутатов муниципальных советов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 27 Закона о выборах депутатов муниципальных советов, для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 этого же Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования.
В силу пункта 6 статьи 27 названного Закона Санкт-Петербурга избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение о получении документов, указанных в пункте 3 этой же статьи, иных документов (в том числе представленных на бумажном носителе и в машиночитаемом виде) кандидату, представившему эти документы в окружную избирательную комиссию. В письменном подтверждении указываются дата и время приема соответствующих документов, а также, в случае представления подписных листов с подписями избирателей, количество принятых подписных листов и количество содержащихся в них подписей избирателей. Письменное подтверждение выдается незамедлительно после представления в окружную избирательную комиссию указанных документов.
В подтверждение о получении документов для регистрации кандидата от "дата", представленном Б, в строке 4 "протокол об итогах сбора подписей" внесена запись "получено"; в строке два столбца "количество листов" проставлена отметка "два"; данное подтверждение заверено подписями Б. и председателя ИКМО Черная речка (л.д. 82-83).
Представителем избирательной комиссии в материалы дела в опровержение доводов истца, был представлен подлинник подтверждения о получении документов для регистрации кандидата от "дата", согласно которому в строке 4 "протокол об итогах сбора подписей" внесена запись "нет" (л.д. 99-100).
В материалах дела имеется протокол об итогах сбора подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Б. от "дата", что согласуется с подтверждением о получении документов для регистрации кандидата от "дата", представленным административным истцом (л.д. 84).
Судом первой инстанции обоснованно отвергнуты доводы представителя избирательной комиссии о том, что в общее количество листов документов (26 листов), полученных от Б. избирательной комиссией "дата", вошли платежное поручение, выписка из лицевого счета, а также копия этих документов. Суд правильно указал, что представление в избирательную комиссию вместе с подлинником документа его копии не предусмотрено законом.
Пунктом 1 статьи 29 Закона о выборах депутатов муниципальных советов установлено, что окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Согласно части 1 статьи 27 названного Закона, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо из документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
Аналогичные требования к документам, представленным для регистрации кандидатов и к возможности их исправления, изложены в пункте 1.1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
Избирательной комиссией не направлялось в установленном законом порядке уведомления об отсутствии документа, необходимого для регистрации кандидата.
Таким образом, суд, с учётом совокупности приведённых выше обстоятельств, в постановленном по делу решении пришёл к обоснованному выводу о доказанности доводов административного истца о представлении последним в избирательную комиссию протокола об итогах сбора подписей избирателей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сшивка подписных листов в поддержку выдвижения Б. кандидатом в депутаты "дата", указывает на изготовление подписных листов до сообщения в избирательную комиссию о выдвижении указанного кандидата, а, следовательно, не за счёт средств с избирательного счета кандидата, несостоятельны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определён в статье 37 этого же Закона.
В соответствии с пунктом 16 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав, подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде.
Согласно подпункту "а" пункта 6.4 статьи 38 названного Федерального закона, недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от 26 мая 2014 года основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
"дата" Б. представил в ИКМО Черная речка 14 подписных листов в сброшюрованном и пронумерованном виде, на обратной стороне сшивки составил запись следующего содержания "прошито и пронумеровано 14 подписных листов. "дата" Б." (л.д. 73, 58-72).
Суд первой инстанции правильно указал, что при внесении даты Б. на сшивке допущена техническая ошибка, которая не свидетельствует о сборе подписей избирателей вне установленного законом для таких действий периода времени.
Так, разрешение на открытие специального избирательного счёта кандидату Б. было получено "дата" (л.д.50)
Специальный избирательный счёт в "... " открыт "дата"; оплата изготовления бумажных бланков подписных листов произведена "дата" (л.д. 54, 55). Следовательно, сбор подписей избирателей и составление записи на обратной стороне сшивки подписных листов не могло быть совершены ранее "дата".
С учетом изложенного, у ИКМО Черная речка не имелось оснований для отказа Б. в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Чёрная речка шестого созыва по избирательному округу N 3 по указанным в оспариваемом решении основаниям.
Таким образом, разрешая заявленный иск, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 02 августа 2019 года по административному делу N 2а-9499/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.