Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Венедиктовой Е.А, Птоховой З.Ю.
с участием прокурора
Ермаковой Я.С.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела административное дело N 2а-6340/2019 по апелляционной жалобе Павловой Л. В. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2019 года по административному исковому заявлению Павловой Л. В. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Новоизмайловское о признании незаконным решения N 17-1 от 22 июля 2019 года о регистрации Старикова А. В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N141.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя административного истца, представителя избирательной комиссии, заинтересованного лица Старикова А.В. и его представителя, заключение прокурора, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павлова Л.В, зарегистрированная кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N141, обратилась в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское (далее-ИКМО Новоизмайловское, избирательная комиссия), в котором просила признать незаконным решение ИКМО Новоизмайловское N 17-1 от 22 июля 2019 года о регистрации Старикова А.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N141.
Административный иск мотивировала тем, что в нарушение требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) и закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее-Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46) Стариков А.В. представил документы для выдвижения и регистрации, оформленные с нарушением норм приведенных законов и не одновременно. С учетом нарушений, допущенных при оформлении документов и их подаче, первоначальным решением ИКМО Новоизмайловское N7-1 от 09 июля 2019 года отказано в регистрации Старикова А.В. кандидатом в депутаты. Данное решение отменено решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 119-52 от 20 июля 2019 года. Вторым решением ИКМО Новоизмайловское N16-1 от 21 июля 2019 года вновь отказано в регистрации Старикова А.В. кандидатом в депутаты. Впоследствии, 22 июля 2019 года ИКМО Новоизмайловское, в нарушение положений статей 20, 75, 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, самостоятельно отменила решение ИКМО Новоизмайловское N16-1 от 21 июля 2019 и приняла новое решение N17-1 от 22 июля 2019 года о регистрации Старикова А.В. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 141, которое административные истец оспаривает путем подачи настоящего административного иска. По мнению административного истца, принимая оспариваемое решение, избирательная комиссия превысила свои полномочий, поскольку не имеет право самостоятельно отменять свои ранее принятые решения, в связи с этим и на основании пункта 11 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ решение комиссии, противоречащее закону, подлежит отмене судом.
Определением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2019 года на основании части 3 статьи 194 КАС Российской Федерации прекращено производство по административному делу в части отмены пункта N1 решения ИКМО Новоизмайловское N 17-1 от 22 июля 2019 года, которым отменено решение избирательной комиссии N16-1 от 21 июля 2019 года; в части отмены пункта N 3 решения ИКМО Новоизмайловское N 17-1 от 22 июля 2019 года, которым решено выдать Старикову А.В. удостоверение о регистрации установленного образца и в части отмены пункта N 4 решения ИКМО Новоизмайловское N17-1 от 22 июля 2019 года, которым контроль за исполнением настоящего решения избирательной комиссии возложен на председателя ИКМО Новоизмайловское Е.А. Савика (Л.д. 104-106).
Прекращая производство по административному делу в указанной части, суд первой инстанции указал, что перечисленными пунктами 1,3,4 оспариваемого решения избирательной комиссии права и законные интересы административного истца не нарушаются.
Таким образом, предметом судебной проверки являлся пункт 2 решения от 22 июля 2019 года N 17-1 о регистрации Старикова А.В. кандидатом в депутаты.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда, как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения возникшего спора и неверном применении норм материального права.
Так, административный истец указал, что суд первой инстанции не дал правовую оценку доводу административного истца о том, что оспариваемое решение принято с превышением полномочий ИКМО Новоизмайловское, поскольку избирательная комиссия не вправе самостоятельно отменять свое решение от 21 июля 2019 года об отказе в регистрации Старикова А.В. и принимать новое решение по данному вопросу. Также суд не дал правовую оценку тому обстоятельству, что документы для уведомления избирательной комиссии о самовыдвижении Старикова А.В. и для регистрации поданы в избирательную комиссию не одновременно, на день принятия оспариваемого решения от 22 июля 2019 года N 17-1 о регистрации Старикова А.В. недостатки, допущенные при оформлении документов, не устранены.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика, представитель избирательной комиссии, прокурор настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо Стариков А.В. и его представитель, полагая решение суда законным и обоснованным, просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, заключение прокурора, приходит к следующим выводам.
Из материалов административного дела следует, что решением от 19 июня 2019 года N138-05 Муниципального Совета муниципального образования Новоизмайловское пятого созыва назначены выборы депутатов Муниципального Совета муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва на 8 сентября 2019 года (Л.д.18).
25 июня 2019 года с целью уведомления избирательную комиссию о самовыдвижении кандидатом в депутаты Стариковым А.В. представлены следующие документы: заявление о согласии баллотироваться, копия паспорта, копия документа, подтверждающего сведения об образовании, копия документа, подтверждающего сведения о роде занятий, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, внешний носитель с документами в машиночитаемом виде (Л.д.21-22).
01 июля 2019 года Стариковым А.В. сданы в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей, документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, первый финансовый отчет (Л.д.33).
Решением ИКМО Новоизмайловское N7-1 от 09 июля 2019 года отказано в регистрации Старикова А.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 141 по основаниям, приведенным в подпунктах "в", "д", "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 (Л.д.59-10), а именно:
-в первом финансовом отчете неверно указано наименование муниципального образования;
-первый финансовый отчет не содержит указания на наименование субъекта Российской Федерации;
- отсутствует документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;
- ненадлежащим образом оформлена копия документа, подтверждающая указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения о роде занятий;
-из 18 подписей избирателей, представленных Стариковым А.В, признаны недостоверными и недействительными 18 подписей избирателей.
Вышеуказанное решение избирательной комиссии обжаловано Стариковым А.В. в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии N119-52 от 20 июля 2019 года решение ИКМО Новоизмайловское от 09 июля 2019 года об отказе в регистрации Старикова А.В. кандидатом в депутаты, отменено. На ИКМО Новоизмайловское возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты (Л.д.61-64).
В своем решении Санкт-Петербургская избирательная комиссия указала, что требования об указании в первом финансовом отчете наименования субъекта Российской Федерации в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не содержится. Обстоятельства о непредоставлении документа о роде занятий, не нашли своего подтверждения. Довод ИКМО Новоизмайловское о непредставлении избирательной комиссии документа, подтверждающего факт изготовления подписных листов, рассмотрен Санкт-Петербургской избирательной комиссией с учетом справки, выданной отделением Сбербанка России о допущенной оператором ошибке в платежном поручении в части указании назначения платежа (в платежном документе ошибочно указано изготовление подписных листовок. Правильное назначение платежа - изготовление подписных листов (Л.д.88).
21 июля 2019 года ИКМО Новоизмайловское принято решение N16-1, которым Старикову А.В. вновь отказано в регистрации кандидатом в депутаты по основаниям, изложенным в подпунктах "в", "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 (л.д.65-68), а именно:
- не представлен документ, подтверждающий факт изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда;
- в представленной справке с места учеты кандидата отсутствует печать, следовательно, документ, подтверждающий род занятий кандидата не представлен;
- в первом финансов отчете отсутствуют сведения о средствах, израсходованных на финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, что свидетельствует о нарушении пункта 5 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, допущенных при изготовлении подписных листов, влекущих недействительность всех подписей избирателей.
Впоследствии, 22 июля 2019 года ИКМО Новоизмайловское самостоятельно приняло новое решение N17-1, которым отменено решение от 21 июля 2019 года N 16-1 об отказе в регистрации Старикова А.В. кандидатом в депутаты (пункт N1) и Стариков А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N141 (пункт N2). Пунктом N 3 решения определено выдать Старикову А.В. удостоверение о регистрации установленного образца, пунктом N4 - контроль за исполнением настоящего решения возложен на председателя ИКМО Новоизмайловское "... " (Л.д.52).
Ранее вынесенное решение ИКМО Новоизмайловское N 16-1 от 21 июля 2019 о повторном отказе в регистрации Старикова А.В. кандидатом в депутаты, последним обжаловано в Санкт-Петербургскую избирательную комиссии.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии N125-72 от 31 июля 2019 года, решение ИКМО Новоизмайловское N16-1 от 21 июля 2019 года отменено и на избирательную комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидатом в депутаты (Л.д.69-73).
Поскольку вышеуказанное решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года принято после самостоятельной отмены ИКМО Новоизмайловское решения об отказе в регистрации Старикова А.В. от 21 июля 2019 года и после вынесения избирательной комиссией решения от 22 июля 2019 года о его регистрации, оспариваемое Павловой Л.Ю. путем подачи настоящего административного иска, то решение ИКМО Новоизмайловское от 22 июля 2019 года не является исполнением решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года и подлежало самостоятельной оценке судом с учетом компетенции и полномочий ИКМО Новоизмайловское, соблюдения требований статей 20, 75, 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ. В связи с этим, определение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2019 года о прекращении производства по административному делу в части, не имеет значение для оценки решения избирательной комиссии, поскольку административный истец самостоятельных требований об оспаривании пунктов 1, 3, 4 решения ИКМО Новоизмайловское от 22 июля 2019 года не заявлял, а пункт 2 данного решения, о регистрации Старикова А.В. кандидатом оспаривается Павловой Л.Ю. по основаниям превышения избирательной комиссией своих полномочий, повлекших нарушение прав иных кандидатов и нарушение принципа равенства кандидатов, установленного частью 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ.
Пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
Согласно пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Таким образом, избирательные комиссии не наделены правом на самостоятельную отмену своих, ранее принятых решений, с последующим вынесением нового решения. В связи с этим, оспариваемое решение ИКМО Новоизмайловское от 22 июля 2019 года N 17-1 является незаконным и подлежит отмене, как принятое с нарушением полномочий ИКМО Новоизмайловское.
Вместе с тем, выводы суда об исполнении Стариковым А.В. требований закона, предъявляемых к оформлению документов, необходимых для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата и для регистрации, а также об устранении им выявленных недостатков в ранее представленных документах, Судебная коллегия считает верными и не находит оснований для их переоценки.
На основании изложенного обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об удовлетворении административного иска и возложением на ИКМО Новоизмайловское обязанности рассмотреть вопрос о регистрации Старикова А.В. кандидатом в депутаты повторно.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2019 года.
Признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Новоизмайловское о признании незаконным решения N 17-1 от 22 июля 2019 года.
Обязать избирательную комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Новоизмайловское рассмотреть вопрос о регистрации Старикова А. В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N141.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.