Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Грибиненко Н.Н, Мирошниковой Е.Н.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела административное дело N 2а-3351/2019 по апелляционной жалобе представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2019 года, принятое по административному иску Шульги С. А. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской о признании незаконным решение N 9-21 от 19 июля 2019 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской шестого созыва по многомандатному избирательному округу N19.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской - Рыбинской Н.В, представителя административного истца - Винниченко С.А, заключение прокурора, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шульга С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской (далее - ИКМО Морской, избирательная комиссия), в котором просил признать незаконным решение избирательной комиссии N 9-21 от 19 июля 2019 года об отказе в регистрации Шульга С.А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской шестого созыва по многомандатному избирательному округу N19.
В обоснование требований указал, что оспариваемым решением ИКМО Морской отказала в регистрации Шульга С.А. кандидатом в депутаты вышеназванного муниципального образования по основанию, предусмотренному подпунктом "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) и подп. "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46), признав все подписи избирателей в подписных листах недействительными со ссылкой на подпункт "и" пункта 6.4 статьи 38 названного Закона, поскольку представленными документами факт изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда не подтверждается.
Указанные выводы избирательной комиссии основаны на результатах изучения истребованных у кандидата в ходе проверки подписей дополнительных документов, а именно: договора на изготовление подписных листов от 7 июля 2019 года, заключенного Шульгой С.А. с ООО " "... "" и акта сдачи-приемки выполненных работ от 8 июля 2019 года.
По мнению истца, поскольку предоставление указанных документов о расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда на стадии подачи документов для регистрации кандидатов нормами Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не предусмотрено, избирательная комиссия не имела права их учитывать при разрешении вопроса о регистрации.
В качестве способа восстановления нарушенных прав административный истец просил суд обязать избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2019 года административные исковые требования Шульги С.А. удовлетворены частично. Судом признано незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской N 9-21 от 19 июля 2019 года об отказе в регистрации Шульга С.А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской шестого созыва по многомандатному избирательному округу N19. Этим же решением на административного ответчика возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Шульги С.А. кандидатом в депутаты вышеназванного муниципального образования.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
В суде апелляционной инстанции представитель ИКМО Морской - Рыбинская Н.В. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала. Прокурор в заключении доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного истца - Винниченко С.А, полагая решение суда законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Административный истец Шульга С.А, представитель заинтересованного лица - Санкт-Петербургской избирательной комиссии о времени и месте судебного разбирательства извещены, в суд апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили и не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, заключение прокурора, приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ИКМО Морской не имелось оснований, предусмотренных статьей 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 для отказа в регистрации Шульга С.А. кандидатом в депутаты.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными, а решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Сбор подписей в поддержку кандидата осуществляется в соответствии с правилами, установленными статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и статьей 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 путем заполнения подписных листов по форме, установленной Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Согласно подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 указанного федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Аналогичное положение содержится и в подпункте "и" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В силу пункта 5 статьи 37 Федерального закона и пункта 2 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, при этом оплата изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата должна быть произведена до дня представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации данного кандидата.
На выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.
В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона " от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подписи избирателей могут собираться со дня, следующего за днем уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Аналогичные положения установлены пунктом 7 статьи 25 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Как усматривается из материалов дела, 1 июля 2019 года Шульгой С.А. в ИКМО Морской подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской шестого созыва по многомандатному избирательному округу N19 с приложением документов, необходимых для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата в депутаты.
10 июля 2019 года Шульга С.А, в числе прочих документов, сдал в ИКМО Морской 6 подписных листов, содержащих 16 подписей избирателей, поддержавших самовыдвижение кандидата (л.д. 38-46), а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов - платежное поручение N 4 от 3 июля 2019 года (л.д. 49).
Датой сбора всех подписей избирателей указано 7 июля 2019 года. Подписные листы удостоверены сборщиком подписей и самим кандидатом также 7 июля 2019 года.
Вместе с тем, поскольку представленное кандидатом платежное поручение N 4 от 3 июля 2019 года на сумму 300 руб. в назначении платежа не содержало указания на количество подписных листов (назначение платежа: оплата по счету N 1 за изготовление электронного шаблона подписного листа и тиражирования бумажных бланков подписных листов), что, в соответствии с объяснениями представителя административного ответчика, не позволило избирательной комиссии удостовериться в оплате всех представленных подписных листов за счет средств избирательного фонда, а также в связи с выявлением неполноты представленных сведений о кандидате и отсутствием некоторых документов, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата предусмотрено законом, ИКМО Морской в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в адрес кандидата направлено соответствующее извещение о необходимости устранения выявленных нарушений. В числе прочего, Шульге С.А. указано на отсутствие документа, подтверждающего оплату подписных листов (л.д. 59).
17 июля 2019 года от Шульги С.А. в избирательную комиссию поступили уточненные сведения и дополнительные документы, в том числе, копия договора на изготовление подписных листов для кандидата на выборах от 7 июля 2019 года, заключенного между Шульгой С.А. и ООО " "... "", а также акта сдачи-приемки выполненных работ от 8 июля 2019 года, представленные кандидатом в качестве документов, подтверждающих оплату подписных листов за счет средств избирательного фонда (л.д.60).
Так, согласно условиям договора, исполнитель ООО " "... "" принял на себя обязательство самостоятельно изготовить при помощи оргтехнических средств электронный макет (шаблон) подписного листа и осуществить тиражирование бумажных бланков подписных листов в количестве 40 экземпляров. Приняв на себя обязательство оказать кандидату Шульга С.А. указанные услуги с надлежащим качеством в течение одного дня с момента оплаты в безналичном порядке (пункты 1.1, 1.1.1).
В соответствии с пунктом 1.4 соглашения, после оказания услуг по договору в полном объеме стороны подписывают акт об оказании услуг (приложение N1), являющийся неотъемлемой частью договора.
Акт об оказании услуг составляется исполнителем и предоставляется кандидату. Кандидат обязан рассмотреть и подписать его в течение трех дней с момента получения (п. 1.4.1).
В силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Таким образом, исходя из буквального толкования условий договора на изготовление подписных листов от 7 июля 2019 года, заключенного между Шульгой С.А. и ООО " "... "", стороны договорились, что акт об оказании услуг составляется исполнителем и представляется Кандидату после оказания услуг по договору в полном объеме.
Акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) составлен исполнителем и подписан сторонами 8 июля 2019 года (л.д.65).
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия приходит к выводу, что фактически услуги по тиражированию бумажных бланков подписных листов оказаны кандидату 8 июля 2019 года.
Вместе с тем, все подписи избирателей, поддержавших самовыдвижение кандидата, собраны на день ранее получения подписных листов - 7 июля 2019 года, т.е. на иных бланках, в отношении которых документы об их изготовлении за счет средств избирательного фонда не представлены.
Согласно подпункту "и" пункта 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 этого же федерального закона, в соответствии с которой подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
В силу подп. "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и подп. "з" пункта 4 ст.29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Таким образом, выявив факт представления в избирательную комиссию подписных листов, изготовленных не за счет средств избирательного фонда, ИКМО Морской от 19 июля 2019 года приняла законное решение N9-21 об отказе в регистрации административного истца кандидатом в депутаты.
Поскольку судом первой инстанции допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь п. 2 ст. 309 КАС Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2019 года отменить.
В удовлетворении административного иска отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.