Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Головкиной Л.А, Стаховой Т.М.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 августа 2019 года апелляционную жалобу Ерофеева А. Н. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 2 августа 2019 года по административному делу N 2а-4688/2019 по административному исковому заявлению Ерофеева А. Н. к избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Ржевка о признании незаконным и отмене решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, выслушав объяснения административного истца Ерофеева А.Н, представителя административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Ржевка - Викучевой О.Л, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Андреевой Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ерофеев А.Н. обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил:
признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии от 22 июля 2019 года N 12/1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ржевка шестого созыва по избирательному округу N 115;
обязать избирательную комиссию принять решение о регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ржевка шестого созыва по избирательному округу N 115.
В обоснование заявленных требований Ерофеев А.Н. ссылался, что для реализации своего пассивного избирательного права обратился в установленный срок с заявлением о выдвижении в качестве кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ржевка шестого созыва по избирательному округу N 115. Административным ответчиком принято решение об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления. Полагая названное решение незаконным, Ерофеев А.Н. указал, что документы, подтверждающие факт оплаты изготовления бланков подписных листов, представлены. О недостатках данных документов в установленном законом порядке и сроки он извещен не был.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 2 августа 2019 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением муниципального совета муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ржевка от 9 июня 2019 года N 6 назначены выборы депутатов муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Ржевка шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Из материалов дела усматривается, что 26 июня 2019 года Ерофеевым А.Н. в избирательную комиссию муниципального образования муниципальный округ Ржевка (далее по тексту также - ИКМО) подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Ржевка шестого созыва по избирательному округу N 115, к которому приобщены: копия паспорта; копия документа, подтверждающего сведения об образовании (диплом); копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (справка с места работы); сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде (флешка).
Согласно подтверждению о получении документов для регистрации кандидата, 28 июня 2019 года в 17 часов 55 минут членом ИКМО приняты от Ерофеева А.Н. следующие документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; протоколы об итогах сбора подписей избирателей; справка об открытии счета; платежное поручение N 198078 от 27.06.2019; счет на оплату N 111691 от 27.06.2019; копия товарной накладной на подписные листы; выписка из лицевого счета; первый финансовый отчет; копия договора на изготовление подписных листов; копия акта приема-сдачи работ к договору NК24270619; копия кассового чека на оказание услуг на подписные листы; флешка.
Решением ИКМО от 22 июля 2019 года N 12/1 Ерофееву А.Н. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании подпункта "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее по тексту также - Закон Санкт-Петербурга N 303-46).
Избирательная комиссия в решении об отказе в регистрации кандидата указала на наличие следующего нарушения: отсутствие документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Основанием для отказа в регистрации кандидата в силу пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" является:
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");
В силу пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию:
- подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей (подпункт "а");
- данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, если таковые изменения имеются (подпункт "б");
- первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда (подпункт "в").
В подтверждение о получении документов указываются все принятые документы с указанием количества листов и экземпляров каждого из документов, дата и время представления документов, дата и время начала приема документов, дата и время окончания приема документов.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что Ерофеевым А.Н. были представлены требуемые документы в необходимом для регистрации объеме.
При этом, ссылаясь на наличие документов, свидетельствующих об изготовлении подписных листов за счет средств избирательного фонда, истец в административном иске ссылался на то, что им с первым финансовым отчетом были 28 июня 2019 года представлены в ИКМО документы, подтверждающие факт оплаты изготовления подписных листов: копия договора на изготовление подписных листов; счет на оплату N 111691 от 27.06.2019; платежное поручение N 198078 от 27.06.2019; копия товарной накладной на подписные листы; акт приема-сдачи работ к договору N к24270619; копия кассового чека от 27.06.2019 на оказание услуг на подписные листы.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом административного истца о том, что представленная им документы являются надлежащими документами, подтверждающим факт оплаты изготовления подписных листов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О национальной платежной системе" перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161), регулирующего порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, предусмотрено, что перевод денежных средств осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
Согласно пункту 7 статьи 5 Федерального закона N 161 если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или обеспечения получателю средств возможности получения наличных денежных средств. Распоряжение клиента может быть до наступления безотзывности перевода денежных средств отозвано клиентом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором (пункт 9 статьи 5).
Порядок осуществления безналичных расчетов на территории Российской Федерации, правила заполнения, оформления используемых расчетных документов и проведения расчетных операций регулируются Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденных Банком России 19.06.2012 N 383-П.
В силу пункта 1.2 указанного Положения расчетными (платежными) документами являются платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера.
Доказательством оплаты является платежное поручение (расчетный документ), оформленное в соответствии с требованиями Положения Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".
В силу пункта 45 Приложения N 1 к указанному Положению Банка России в платежном поручении на бумажном носителе проставляется штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств. В платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
При воспроизведении распоряжений в электронном виде в соответствии с пунктом 1.23 настоящего Положения должна обеспечиваться возможность установления лица (лиц), указанного (указанных) в настоящем пункте.
В пункте 4.6 Положения указано, что исполнение распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается банком плательщика посредством направления плательщику извещения в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика или посредством направления исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения. При формировании извещения в нем должны быть отражены реквизиты исполненного распоряжения. Указанным извещением банка плательщика могут одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение.
Согласно пункту 4.7 Положения - исполнение распоряжения на бумажном носителе в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается:
- банком плательщика посредством представления плательщику экземпляра исполненного распоряжения на бумажном носителе с указанием даты исполнения, проставлением штампа банка и подписи уполномоченного лица банка. При этом штампом банка плательщика может одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения на бумажном носителе и его исполнение;
- банком получателя средств посредством представления получателю средств экземпляра исполненного распоряжения на бумажном носителе с указанием даты исполнения, проставлением штампа банка и подписи уполномоченного лица банка.
С учетом вышеприведенных норм, регламентирующих осуществление безналичных расчетов, в качестве документа, подтверждающего факт осуществления оплаты контрагенту, в данном случае за изготовление подписных листов, может выступать платежное поручение, с проставлением штампа банка об его исполнении и подписи уполномоченного лица банка.
Анализ представленного Ерофеевым А.Н. платежного поручения N 198078 от 27 июня 2019 года свидетельствует, что в нем отсутствует назначение платежа, подтверждающее факт оплаты изготовления подписных листов (в назначении платежа указано "Счет на оплату N... от "дата". Договор N N... 27 июня 2019 г. (Черно-белая печать)"), отсутствует отметка банка об исполнении.
Таким образом, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы стороны административного истца о том, что представленные в избирательную комиссию Ерофеевым А.Н. документы, в том числе платежное поручение N... от 27.06.2019, являются документами, подтверждающими факт оплаты изготовления подписных листов. При этом, судебная коллегия считает возможным также согласиться с суждением суда первой инстанции о том, что представленный в ИКМО договор N к24270619 своим предметом имеет осуществление работ по копированию, на не изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда в том понимании, которое дается в законе.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может прийти к выводу, что Ерофеев А.Н. выполнил требования подпункта "а" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 в части предоставления в ИКМО документов, подтверждающих факт оплаты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата.
Довод Ерофеева А.Н. о неправомерности отказа в его регистрации по вышеуказанному основанию ввиду того, что избирательная комиссия в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не уведомила кандидата об имеющихся недостатках, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку отсутствие такого уведомления не освобождает кандидата в числе других кандидатов от обязанности соблюдать требования избирательного законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, повторяют позицию административного истца, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
То обстоятельство, что судом первой инстанции в решении также указано на наличие иных оснований для отказа в регистрации Ерофеева А.Н. кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления, которые не приведены в оспариваемом решении ИКМО, основанием для отмены обжалуемого решения являться не может, поскольку не влияет на правильность выводов суда по существу заявленного спора.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 2 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.