Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Грибиненко Н.Н, Мирошниковой Е.Н.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела административное дело N 2а-3506/2019 по апелляционной жалобе Соловьева Ильи Васильевича на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 2 августа 2019 года, принятое по административному иску Соловьева И. ВасИ.ча к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары о признании незаконным решение N 14-6 от 22 июля 2019 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения административного истца Соловьева И.В. и его представителя - Суворовой А.С, представителя ИКМО поселок Шушары - Русякиной И.В, заключение прокурора, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соловьев И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение N 14-6 от 22 июля 2019 года избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ поселок Шушары (далее - ИКМО поселок Шушары) об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил суд возложить на избирательную комиссию обязанность зарегистрировать административного истца кандидатом в депутаты.
Свои требования мотивировал тем, что вывод избирательной комиссии о непредставлении кандидатом достаточного количества достоверных подписей избирателей является необоснованным. По утверждению административного истца, при проверке избирательной комиссией подписных листов допущены существенные нарушения избирательного законодательства, выразившемся в оформлении документов после отказа в регистрации Соловьева И.В. кандидатом в депутаты. Ни итоговый протокол о проверке подписей, ни ведомости проверки подписных листов, ни заключение эксперта, ни само решение избирательной комиссии об отказе ему в регистрации, не содержат информации о том, какие именно подписи признаются недействительными.
Иные основания для отказа в регистрации, приведенные в оспариваемом решении, по мнению административного истца, не мотивированы и не основаны на законе, т.к. избирательной комиссией не указано в чем именно выразилось неверное указание наименования округа или неполные сведения о профессиональной образовании.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 2 августа 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение, указав на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, и неверное применение норм материального права.
В суде апелляционной инстанции административный истец и его представитель - Суворова А.С, допущенная к участию в деле по устному заявлению административного истца в порядке ч. 5 ст. 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждый в отдельности, на удовлетворении апелляционной жалобы настаивали.
Представитель административного ответчика, прокурор, каждый в отдельности, полагая решение суда законным и обоснованным, просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, заключение прокурора, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Помимо иной обязательной информации, перечисленной в пункте 2 статьи 33 Федерального закона, в заявлении указываются сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Подпунктом "б" пункта 2.2 указанной статьи Федерального закона установлено, что вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу представляются копии документов,- заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, подтверждающие указанные в заявлении сведения об образовании.
Пункт 1 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46) содержит аналогичные требования к оформлению заявления о согласии баллотироваться и к перечню документов, подлежащих представлению в избирательную комиссию.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 Разъяснений по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1488-6, в случае, если кандидат имеет несколько документов о профессиональном образовании, он вправе по своему усмотрению указать любую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, представив соответствующую копию документа о профессиональном образовании.
Как следует из материалов дела, 5 июля 2019 года Соловьевым И.В. в ИКМО поселок Шушары подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1, в котором кандидат сообщил о наличии у него нескольких профессиональных образований - об окончании в 2005 году Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "... " и в 2015 году образовательного учреждения высшего образования "... " (Л.д.27-28).
Следовательно, по собственному волеизъявлению указав в заявлении о согласии баллотироваться сведения о получении им нескольких профессиональных образований, Соловьеву И.В. в силу подпункта "б" пункта 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ надлежало подтвердить данные сведения путем предоставления двух соответствующих дипломов о получении высшего образования.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона, копию документа, подтверждающего сведения об окончании образовательного учреждения высшего образования "... ", Соловьев И.В. в избирательную комиссию не представил (Л.д. 67-68).
Указанные обстоятельства, в силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, подпункта "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, являются основанием для отказа в регистрации.
В заявлении о согласии баллотироваться Соловьев И.В. указал, что баллотируется по избирательному округу N1 в порядке самовыдвижения. Как обоснованно указано судом первой инстанции, отсутствие в заявлении о согласии баллотироваться слова "многомандатному" перед словами "избирательному округу N1", не является основанием для отказа в регистрации кандидата, т.к. не свидетельствует о невозможности определения избирательной комиссией действительной воли кандидата, поскольку в настоящее время проводятся выборы только по многомандатным избирательным округам, номер округа административным истцом указан, в связи с этим отказ в регистрации Соловьеву И.В. по указанному мотиву, является неправомерным.
В соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 12 июня 2002 года N 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию, в числе прочих документов, необходимых для регистрации кандидата: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей.
Сбор подписей в поддержку кандидата осуществляется в соответствии с правилами, установленными статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и статьей 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 путем заполнения подписных листов по форме, установленной Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В силу пункта 5 статьи 37 Федерального закона и пункта 2 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, при этом оплата изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата должна быть произведена до дня представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации данного кандидата.
На выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.
В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подписи избирателей могут собираться со дня, следующего за днем уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Аналогичные требования установлены пунктом 7 статьи 25 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Основания для признания недействительными подписей избирателей, поддержавших самовыдвижение кандидата на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, приведены в пункте 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Как следует из материалов дела, 13 июля 2019 года Соловьев И.В, в числе прочих документов, сдал в ИКМО Шушары 3 подписных листа, содержащих 14 подписей избирателей, поддержавших самовыдвижение кандидата (при необходимом минимуме - 10 подписей), а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов - платежное поручение N 316935 от 8 июля 2019 года (Л.д. 26, 64-66, 49).
Согласно итогового протокола заседания рабочей группы ИКМО Шушары от 18 июля 2019 года, по результатам проверки подписных листов, с учетом заключения специалиста экспертно-криминаличтическрого центра ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N7/И/793-19 от 18 июля 2019 года, установлено следующее:
- на листе 1 в строке 2 от имени "... " - в графе "серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина" в номере паспорта на участке расположения второй цифры "1" - имеются неоговоренные исправления;
- на листе 1 в строке 3 от имени "... " - в графе "адрес места жительства" в номере дома на участке расположения цифры "3" - имеются неоговоренные исправления;
- на листе 1 в строке 2 от имени "... " на листе 2 в строке 4 от имени "... " на листе 3 в строке 2 от имени "... " - даты в графе "Дата внесения подписи" - выполнены одним лицом, осуществляющим сбор подписей;
- на листе 1 в строке 4 от имени "... " и на листе 2 в строке 1 от имени "... " - даты в графе "Дата внесения подписи" - выполнены одним лицом (Л.д.59-60, 63-62).
Согласно подпунктам "е", "ж" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 недействительными признаются:
е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта;
ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
В соответствии с пунктом 14 названной статьи Закона Санкт-Петербурга, при обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "з", "и" и "н" пункта 13 настоящей статьи.
Согласно пункта 9 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК России от 13 июня 2012 года N 128/986-6, в случаях, когда экспертом-почерковедом выявляются в проверяемой папке (нескольких папках) даты внесения подписи избирателя, выполненные одним лицом (так называемые цепочки), недействительными признаются все подписи избирателей с датами, выполненными одним лицом, за исключением одной, поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата только один раз, то соответственно и дата внесения подписи избирателя может быть выполнена одним лицом только один раз.
На основании вышеуказанных правовых норм, с учетом Методических рекомендаций, подписи избирателей "... ", а также одна из подписей "... " или "... " (всего 5 подписей), признаются недействительными по основаниям, предусмотренным подпунктами "е", "ж" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46.
Доводы административного истца о том, что итоговый протокол заседания рабочей группы датирован 18 июля 2019 года, однако содержит сведения о дополнительном заседании рабочей группы 22 июля 2019 года, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения избирательной комиссии об отказе в его регистрации, поскольку не отменяет того обстоятельства, что Соловьевым И.В. представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей.
Более того, на основании рассмотренных документов избирательная комиссия пришла к обоснованному выводу о том, что все подписи избирателей подлежат признанию недействительными, поскольку административным истцом не представлено документов, подтверждающих изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда.
Так, согласно подпункту "и" пункта 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 этого же федерального закона, в соответствии с которой подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Как указано в настоящем апелляционном определении ранее, в качестве документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов, Соловьевым И.В. в избирательную комиссию представлено платежное поручение N 316935 от 8 июля 2019 года, согласно которого, назначением указанного платежа являлось: оплата по счету N177 от 8 июля 2019 года за оказание полиграфических услуг по договору N177/19 от 08 июля 2019 года.
При этом сам договор полиграфических услуг или счет на оплату, содержащий указание на то, что предметом данного договора являлось изготовление подписных листов для кандидата на выборах, в избирательную комиссию не представлено. Таким образом, определить из данного платежного поручения, что административным истцом произведена оплата изготовления подписных листов для кандидата на выборах не представляется возможным.
С учетом приведенных обстоятельств, Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у избирательной комиссии безусловных оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Следовательно, административным ответчиком принято законное и обоснованное решение об отказе в регистрации Соловьева И.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 2 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.