Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Боровкова А.В, Исакова Е.В.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела административное дело N 2а-4432/2019 по апелляционной жалобе Кострова Я. В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года по административному исковому заявлению Беличенко В. В.ча к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское об отмене регистрации кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 240 Кострова Я. В..
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское, заинтересованного лица Кострова Я.В. и его представителя - Капитонову А.И, заключение прокурора, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Беличенко В.В, зарегистрированный кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 240 решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское (далее-ИКМО Смольнинское) от 17 июля 2019 года N 26-6, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил отменить регистрацию кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 240 Кострова Я.В. в связи с несоблюдением последним ограничений, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее-Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) при проведении предвыборной агитации.
В обоснование требований указал, что 25 июля 2019 года и 03 августа 2019 года Костров Я.В. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на своей персональной странице, созданной в социальной сети "ВКонтанкте", по адресу "... ", разместил две агитационные статьи (посты), путем перепоста (копирования) агитационных статей (постов) "... ", зарегистрированной кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 239, в которых использованы фрагменты изображения Василия Садовникова "Панорама Невского проспекта 1830 г.", фотография юриста ИКМО Смольнинское - "... ", совместная фотография главы ИКМО Смольнинское - "... " и главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга "... " Между тем, разрешения на копирование и тиражирования указанных изображений Костров Я.В. не получал, следовательно, при проведении агитации, путем размещения в сети "Интернет" агитационного материала, Костров Я.В. нарушил законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Согласно подпункта "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 303-46 регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона, запрещающей агитации, которая нарушает законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года административный иск удовлетворен. Суд отменил регистрацию кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 240 Кострова Я.В.
В апелляционной жалобе Костров Я.В. выразил несогласие с решением суда, указав на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела и неверное применение норм материального права.
В суде апелляционной инстанции Костров Я.В, его представитель, прокурор, каждый в отдельности, полагая апелляционную жалобу обоснованной, настаивали на отмене решения суда.
Представитель ИКМО Смольнинское возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Административный истец и представитель Санкт-Петербургской избирательной комиссии о времени судебного разбирательства извещены, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайства об отложении судебного заседания, не представили.
В соответствии с ч. 3 ст. 243, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, заключение прокурора, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов административного дела, Костров Я.В. реализует пассивное избирательное право непосредственно, путем самовыдвижения.
Заявление о согласии баллотироваться и иные необходимые документы для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата поданы Костровым Я.В. в ИКМО Смольнинское 25 июня 2019 года.
Решением ИКМО Смольнинское N 31-3 от 23 июля 2019 года Костров Я.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 240.
Статьей 44 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ определено, что информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.
Согласно пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ определено, что агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 приведенного Федерального закона предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
При этом пунктом 3 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ определено, что предвыборная агитация может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами.
Таким образом, использование для предвыборной агитации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе, социальной сети "ВКонтанкте" допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае, предусмотренном пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, - со дня представления в избирательную комиссию документов, предусмотренных в указанном пункте.
В отличие от агитации, информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях (пункт 1 статьи 45 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
При этом содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений (пункт 2 указанной статьи Федерального закона).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года N15-П разъяснено, что поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать "за" или "против", то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что в силу действующего запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов.
В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" так же разъяснено, что, в отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (них).
На основании подпункта "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 56 названного закона.
Согласно пункта 1.1. статьи 56 указанного Закона при проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
В качестве доказательств нарушения Костровым Я.В. ограничений предвыборной агитации, установленных пунктом 1.1. статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а именно законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, административным истцом суду представлены скиншоты с персональной страницы Кострова Я.В. в социальной сети "ВКонтакте", осмотр которых произведен 07 августа 2019 года "... " - временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа Санкт-Петербурга "... " (Л.д.16-30).
Из содержания скриншотов следует, что 25 июля 2019 года в 11 часов 32 минут Косторов Я.В. разместил на своей персональной странице в социальной сети "ВКонтакте" пост (статью) следующего содержания: "У нас в эти выборы целых две Виктории. А значит шансы на победу в два раза выше! А если без шуток - вы только поглядите, какие же у нас крутые кандидаты в депутаты. Почитайте интервью. Сколько неравнодушных людей вокруг нас живет". Авторство приведенного текста Костров Я.В. не оспорил.
Далее на персональной странице Кострова Я.В. размещен пост (статья) не имеющая информации об авторе текста и использованных в ней фото и видеоизображений, следующего содержание: "Центральный район за комфортную среду обитания" 24 июля 2019 года в 20 часов 10 минут. "... " - наш кандидат в народные посланники в Смольнинском районе в 239 округе! Дорогие жители исторического центра города, представляем вам кандидата в депутаты МО Смольнинское "... ". Читайте, задавайте ваши вопросы!".
Как пояснил Костров Я.В. Судебной коллегии, "Центральный район за комфортную среду обитания" - это группа, созданная в социальной сети "ВКонтакте" активными жителями Смольнинского района Санкт-Петербурга. Данная группа является добровольным союзом граждан, которых объединяет общий интерес к благоустройству территории Санкт-Петербурга и Центрального района города, в качестве юридического лица группа не зарегистрирована. Костров Я.В. - активный участник общественной группы, но не ее организатор. Вышеприведенный информационный пост (статью) о кандидате в депутаты "... ", а также содержащиеся в статье фото и видеоматериалы, фрагмент изображения Василия Садовникова "Панорама Невского проспекта 1830 г." размещен на персональной странице "ВКонтакте" группы "Центральный район за комфортную окружающую среду обитания", Костровым Я.В. указанная статья лишь скопирована на свою персональную страницу "ВКонтакте", о чем свидетельствует ссылка в начале поста (статьи) на название группы "Центральный район за комфортную среду обитания".
Комментарии Кострова Я.В. к скопированному посту (статье) отсутствуют (Л.д.23-24).
03 августа 2019 года в 20 часов 01 минуту Костровым Я.В. на персональной странице "ВКонтакте" размещен следующий пост: "Друзья, вот так выглядят выборы. Грязно и подло. Обязательно расскажите знакомым!". Авторство приведенного текста Костровым Я.В. не оспорено.
Далее на персональной странице Косторова Я.В. размещен пост (статья) не имеющая информации об авторе текста и использованных в ней фотоизображений, следующего содержание: "Центральный район за комфортную среду обитания" 03 августа 2019 года 20 часов 00 минут. Подлецы и грязь на выборах. Знаете ли Вы, что ЖКСы массово регистрируют гостей из республики Тыва, дабы они голосовали на сентябрьских выборах? Знаете ли Вы, как выглядят члены комиссии МО Смольнинское "... " и "... ", которые делали все возможное, чтобы не допустить до местных выборов наших депутатов?". В этой же статье, под текстовой частью, размещены совместная фотография главы ИКМО Смольнинское - "... " и главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга "... ", фотография юриста ИКМО Смольнинское - "... " (Л.д.18-20).
Как пояснил Костров Я.В. Судебной коллегии, автором статьи он не является, указанная статья скопирована им на свою персональную страницу "ВКонтакте", о чем свидетельствует ссылка в начале поста (статьи) на название группы "Центральный район за комфортную среду обитания".
Комментарии Кострова Я.В. к скопированному посту (статье) отсутствуют.
Взаимосвязанный анализ содержания постов (статей) и приведенных в апелляционном определении ранее положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, регламентирующих информационное обеспечение выборов и референдумом, позволяет Судебной коллегии сделать вывод о том, что опубликованные посты (статьи) на персональной странице Кострова Я.В. "ВКонтакте" не содержат признаков предвыборной агитации. Посты (статьи) не являются общедоступными, т.к. возможность их прочтения возникает только в случае намеренного открытия персональной страницы Кострова Я.В. в социальной сети "ВКонтакте", при ином использовании информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" данные статьи недоступны неограниченному круг лиц-пользователей интернет-сети. Статьи носят исключительно информационный характер, поскольку не содержат призывов голосовать за кандидата; в постах отсутствует позитивная либо негативная оценка кандидатов, их действий и программ, а также описание возможных последствий в случае избрания Кострова Я.В. или "... " кандидатами в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Смольнинское шестого созыва; уровень информативности в отношении кандидата "... " не способствует созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, не побуждает избирателей голосовать за кандидата или против него. В связи с этим приведенные статьи не содержат информации, свидетельствующей о направленности действий Кострова Я.В. поддержать кандидатуру кандидата либо противодействовать конкретному кандидату, с целью добиться определенного результата на выборах.
Таким образом, размещение данных постов на персональной странице Кострова Я.В. не является предвыборной агитацией. Опубликование указанных постов Судебная коллегия расценивает как не запрещенный законом и правилами использования социальной сети "ВКонтакте" способ, разновидность выражения мнения отдельно взятого жителя Центрального района Санкт-Петербурга об организации выборов депутатов представительных органов муниципальных образований. В связи с этим, вопрос о законности использования в постах (статьях), не являющихся агитационным материалом, фото и видеоизображений физических лиц, не подлежит оценке судом при рассмотрении административного дела о защите избирательных прав, но может исследоваться в порядке гражданского судопроизводства по искам лиц, полагающих свои права и законные интересы нарушенными.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении N 10-П от 11 июня 2002 года указал, что отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства, которая может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата.
Учитывая, что в действиях Кострова Я.В. отсутствуют признаки предвыборной агитации, не имеется доказательств нарушения пункта 1.1. статьи 56 Федерального закона от 12 июля 2002 года N 67-ФЗ, запрещающего агитацию, которая нарушает законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, то оснований для отмены регистрации Кострова Я.В. в соответствии с подпунктом "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного, решение районного суда подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года отменить.
В удовлетворении административного иска - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.