Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Головкиной Л.А, Малининой Н.Г.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 августа 2019 года апелляционную жалобу избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2019 года по административному делу N 2а-9851/2019 по административному исковому заявлению Чупрунова П. В. к избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Черная речка о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения административного истца Чупрунова П.В, представителя административного истца Чупрунова П.В. - Новикова А.В, представителей административного ответчика избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Черная речка - Стульба И.А. и Иванова С.С, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чупрунов П.В. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил отменить решение избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка (далее по тексту также - ИКМО Черная речка) от 4 августа 2019 года о регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2.
В обоснование требований административного иска Чупрунов П.В. указал, что оспариваемое решение является необоснованным и незаконным, поскольку принято с нарушением процедуры голосования, в отсутствие необходимого для принятия решения кворума.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2019 года решение избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Черная речка от 04 августа 2019 года о регистрации Чупрунова П. В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2 признано незаконным и отменено; на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка возложена обязанность зарегистрировать Чупрунова П. В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе ИКМО Черная речка просит отменить решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2019 года, полагая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка N 16 от 21.06.2019 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва на 08 сентября 2019 года.
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка N 131 от 18 июля 2018 года сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка в количестве 8 членов с правом решающего голоса.
На избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка N 17 от 21 июня 2019 года возложены полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва N 1, N 2, N 3, N 4.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2019 года по административному делу N 2а-9350/2019, вступившим в законную силу 6 августа 2019 года, признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка N 39-5 от 16 июля 2019 года о регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка 6-го созыва по многомандатному избирательному округу N 2; признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка N 36-32 от 13 июля 2019 года об отказе в регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка 6-го созыва по многомандатному избирательному округу N 2; на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка 6-го созыва по многомандатному избирательному округу N 2. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
При рассмотрении административного дела N 2а-9350/2019 судом установлено, что 3 июля 2019 года административный истец подал в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка заявление о согласии баллотироваться на выборах в депутаты муниципального совета данного муниципального образования шестого созыва по избирательному округу N 2. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Чупруновым П.В. были представлены, в том числе, сведения о размере и источниках его доходов, а также о принадлежащем ему имуществе на праве собственности и копии документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства Российской Федерации и места жительства (копия паспорта) и сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий).
Проанализировав содержание представленных Чупруновым П.В. в ИКМО Черная речка документов, суд пришел к выводу, что условия, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, были соблюдены административным истцом.
Решением ИКМО Черная речка от 13 июля 2019 года N 36-32 Чупрунову П.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2 по основанию, приведенному в подпункте "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", а именно, кандидат Чупрунов П.В. не исполнил требование подпункта "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга в связи с тем, что не представил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа N 2 по выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва, помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга, решение Конференции Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербург о выдвижении его кандидатом по многомандатному избирательному округу N 2.
Исследовав представленные Чупруновым П.В. в ИКМО Черная речка документы, суд пришел к выводу, что выписка из протокола VI этапа 19-й конференции регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в г. Санкт-Петербуге на 4 листах содержит необходимые в силу закона сведения, позволяющие сделать вывод о принятии уполномоченном органом в правомочном составе решения о выдвижении Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты.
Кроме того, суд исходил из того, что в нарушение ч. 2 ст. 62 КАС РФ административным ответчиком недоказан факт непредоставления Чупруновым П.В. и неполучения ИКМО Черная речка указанного в п.12 подтверждения документа, необходимого для регистрации кандидата в депутаты - решения Конференции Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге о выдвижении Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты.
Иных оснований для отказа в регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2 при рассмотрении дела N 2а-9350/2019 судом не установлено.
Указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии оснований для отказа в регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка 6-го созыва по многомандатному избирательному округу N 2, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 64 КАС РФ).
В рамках настоящего административного дела судом первой инстанции установлено, что 4 августа 2019 года состоялось заседание ИКМО Черная речка, на котором было принято решение о регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2, с выдачей Чупрунову П.В. удостоверения о регистрации установленного образца.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в связи с ненадлежащим исполнением административным ответчиком решения Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2019 года по административному делу N 2а-9350/2019 и принятием в нарушение предусмотренного законом порядка решения о регистрации кандидата в отсутствие кворума, были нарушены права административного истца, что является основанием для признания незаконным и отмены решения о регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2, с возложением на административного ответчика обязанности зарегистрировать Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции считает возможным согласиться.
В соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Из приведенной нормы следует, что административный истец относится к числу субъектов, наделенных правом инициирования в суде проверки законности его регистрации кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46.
Из указанных положений закона следует, что избирательная комиссия не вправе не принять никакого решения по вопросу регистрации кандидата в депутаты.
В пункте 1 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ закреплен принцип коллегиальности в деятельности избирательной комиссии, который отражает суть и специфику такой деятельности. Его соблюдение предполагает свободное, всестороннее и коллективное обсуждение вопросов, выносимых на заседание комиссий, принятие решений, выражающих мнение всех или большинства членов комиссий, путем голосования.
Пунктом 10 этой де статьи установлено, что член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.
Пунктами 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 20 и п. п. 6 и 7 ст. 75 настоящего Федерального закона, которые принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Аналогичные положения предусмотрены в пунктах 11, 12, 13 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46.
Установлено, что ИКМО Черная речка сформирована в количестве восьми членов с правом решающего голоса (решение муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка от 18.08.2018 N 13.1).
Следовательно, большинство голосов от установленного числа членов комиссии равно пяти.
В соответствии с п. 5.3 Положения об избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка, утвержденного решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка от 18.06.2018 г. N 13, заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее пяти членов Комиссии с правом решающего голоса.
Как следует из содержания представленного административным ответчиком протокола N 17 от 04.08.2019 г, 4 августа 2019 г. состоялось заседание ИКМО Черная речка, на котором присутствовало пять членов избирательной комиссии с правом решающего голоса - Доброхотов М.А, Смирнова А.Ю, Неволин Е.В, Коваленко О.М, Суслов Ю.Г... Необходимое число членов комиссии от установленного состава на заседании присутствует, заседание объявлено открытым.
В повестке заседания рассматривался вопрос о регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2. Данная повестка заседания путем голосования (пять членов ИКМО Черная речка проголосовали за утверждение данной повестки заседания).
Также из названного протокола следует, что по утвержденному вопросу повестки дня председателем ИКМО Черная речка Доброхотов М.А. было предложено зарегистрировать Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N.., выдать Чупрунову П.В. удостоверение о регистрации установленного образца.
В протоколе указано, что комиссией принято решение: зарегистрировать Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2; выдать Чупрунову П.В. удостоверение о регистрации установленного образца.
Таким образом, вопреки доводам стороны административного ответчика, приведенным в том числе в апелляционной жалобе, решение о регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2 содержится в протоколе заседания избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка N 17 от 4 августа 2019 года, представленным административным ответчиком в материалы дела.
То обстоятельство, что впоследствии данное решение не было оформлено административным ответчиком в надлежащей форме, о непринятии оспариваемого решения свидетельствовать не может.
Подтверждением принятия ИКМО Черная речка 4 августа 2019 года решения о регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2 являются фактические действия административного ответчика, направленные на его реализацию, и выразившиеся в выдаче Чупрунову П.В. 4 августа 2019 года в 14 час. 27 мин. удостоверения кандидата.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 каждому зарегистрированному кандидату окружной избирательной комиссией незамедлительно выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Форма удостоверения о регистрации кандидата устанавливается избирательной комиссией муниципального образования.
Судом первой инстанции и судебной коллегией исследовался подлинник удостоверения о регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2 4 августа 2019 года в 14 часов 27 минут, которое действительно до 8 октября 2019 года, подписано председателем ИКМО Черная Речка Доброхотовым М.А, скреплено печатью.
В суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции представители административного ответчика не оспаривали факт выдачи данного удостоверения Чупрунову П.В..
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд верно пришел к выводу о том, что о принятии ИКМО Черная речка решения о регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N... свидетельствует совокупность исследованных по делу доказательств, в частности, выданное избирательной комиссией удостоверение о регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты, поскольку в силу вышеприведенных норм закона основанием для выдачи данного удостоверения является принятое избирательной комиссией решение о регистрации кандидата.
Содержащийся в протоколе после сформулированного решения о регистрации кандидата комментарий относительно непринятия решения, не может быть оценен в связи с изложенным, как отсутствие решения по регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты.
Поскольку, как подтверждается содержанием протокола заседания ИКМО Черная речка N 17 от 4 августа 2019 года и не оспаривается сторонами, по вопросу регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2 лишь четверо членов избирательной комиссии с правом решающего голоса проголосовали за его регистрацию, так как один член избирательной комиссии с правом решающего голоса покинул помещение, в котором проходило заседание, что меньше установленного численного состава, необходимого для принятия решения о регистрации и является грубым нарушением норм избирательного законодательства, имеются безусловные основания для отмены судом решения ИКМО Черная речка от 4 августа 2019 года о регистрации Чупрунова П.В. кандидатом в депутаты.
С учетом того, что принятое с нарушением закона решение о регистрации кандидатом в депутаты нарушает права административного истца, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для прекращения производства по делу по ходатайству представителя административного ответчика.
Избирая способ восстановления нарушенного права административного истца, суд первой инстанции правильно применил положения статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, возлагая на административного ответчика обязанность зарегистрировать Чупрунова П. В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2, учел установленные решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2019 года по административному делу N 2а-9350/2019 обстоятельства предоставления административным истцом в ИКМО Черная речка необходимых для регистрации документов, а также факт ненадлежащего исполнения этого решения, продолжительность срока, в течение которого административным ответчиком нарушаются права административного истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что бездействие со стороны ИКМО Черная речка допущено не было, поскольку неисполнение решения суда не может приравниваться к неисполнению требований закона, противоречит положениям ст.ст.16, 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 18 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, материалам дела.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы относительно принятия впоследствии ИКМО Черная речка иного решения по вопросу регистрации Чупрунова П.В. не могут быть приняты во внимание судебной коллегией исходя из положений статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 79 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", поскольку о наличии данных обстоятельств в суде первой инстанции стороной административного ответчика не заявлялось, соответствующих доказательств не представлялось.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административного иска является законным и обоснованным, в связи с чем решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2019 года отмене не подлежит, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не свидетельствующим о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.