Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2019 г. N 78-АПА19-63 настоящее решение оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Кулик А.К,
с участием прокурора Егоровой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Митиной С. И. о признании незаконным и об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 15 августа 2019 года N 132-5 "О жалобе Иосифова М.С.",
УСТАНОВИЛ:
решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ржевка от 9 июня 2019 года N 6 выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ржевка шестого созыва назначены на 8 сентября 2019 года (л.д. 40).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ржевка от 31 июля 2019 года N 13/2 отказано в регистрации Иосифова М. С, выдвинутого избирательным объединением Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ржевка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 113 (л.д. 86-88).
Санкт-Петербургской избирательной комиссией рассмотрена жалоба Иосифова М.С. и 15 августа 2019 года принято решение N 132-5, которым комиссия решила:
отменить обжалуемое решение ИКМО Ржевка от 31 июля 2019 года N 13/2 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Ржевка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 113" (пункт 1);
зарегистрировать Иосифова М. С, выдвинутого избирательным объединением "Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России", кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ржевка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 113 15 августа 2019 года в 12 часов 47 минут (пункт 2);
выдать Иосифову М.С. удостоверение зарегистрированного кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Ржевка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 113 (пункт 3);
направить копию настоящего решения заявителю, в ИКМО Ржевка (пункт 4);
разместить настоящее решение на официальном сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовать настоящее решение в сетевом издании "Вестник Санкт-Петербургской избирательной комиссии" (пункт 5);
контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии "... " А.В. (пункт 6) (л.д. 143-148).
Митина С.И, выдвинутая Санкт-Петербургским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия", зарегистрированная кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ржевка шестого созыва по тому же избирательному округу (л.д. 133), обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 15 августа 2019 года N 132-5 "О жалобе Иосифова М.С.".
В обоснование заявленных требований, административный истец указывает на то, что законных оснований для регистрации кандидатом в депутаты Иосифова М.С. у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось, поскольку Иосифовым М.С. не представлено решение избирательного объединения о его выдвижении кандидатом в депутаты муниципального совета. По мнению административного истца, выписка из решения внеочередной Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения ЛДПР ? Либерально-демократической партии России N 48-П от 25 июня 2019 года о выдвижении Иосифова М.С, представленная им в избирательную комиссию, не может быть признана надлежащим документом, подтверждающим принятие избирательным объединением решения о выдвижении кандидата, поскольку она подписана не координатором Санкт-Петербургского регионального отделения ЛДПР ? Либерально-демократической партии России, а секретарем конференции, в то время как согласно пункту 6.11 Устава Политической партии ЛДПР ? Либерально-демократической партии России только координатор имеет право подписывать документы от имени регионального отделения.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Санкт-Петербургской избирательной комиссии, заинтересованное лицо Иосифов М.С, в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным, о чём заинтересованное лицо Иосифов М.С. представил также письменный отзыв (л.д. 36-38).
Представитель заинтересованного лица, избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ржевка, в судебном заседании полагала требования административного искового заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению, о чём представила письменный отзыв (л.д. 134).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать по следующим основаниям.
На основании подпункта "а" пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации отнесено осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
Свои полномочия по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации избирательная комиссия субъекта Российской Федерации реализует в соответствии с пунктом 11 статьи 23 названного Федерального закона, которым она наделена компетенцией по рассмотрению жалоб на решения избирательных комиссий внутригородских территорий города федерального значения, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 данного Федерального закона, содержащим аналогичное предписание и возлагающим на избирательную комиссию, рассматривающую жалобы, обязанность принять решение в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.
В силу подпункта "б" пункта 6 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вышестоящая комиссия по итогам рассмотрения жалоб на решения нижестоящих комиссий, нарушающие избирательные права граждан, вправе вынести решение об отмене обжалуемого решения полностью и принять решение по существу.
Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет прийти к выводу о том, что, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла оспариваемое решение в пределах предоставленных ей полномочий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований.
В силу пункта 24 статьи 38 этого же Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе является:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата" (пункт "в");
В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" установлено аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата.
Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 статьи 38 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 38 данного Федерального закона).
Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 названного Федерального закона.
Пунктом 14.5 данной статьи предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии:
решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в");
Согласно подпункту "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" такое решение уполномоченного органа политической партии представляется кандидатом одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении.
Из материалов дела следует, что Иосифов М.С. представил в избирательную комиссию выписку из решения внеочередной Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения ЛДПР - Либерально-демократической партии России (исх. " 48-П от 25 июня 2019 года), содержащую сведения о его выдвижении кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ржевка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 113 (л.д. 51, 70-71), данная выписка заверена секретарем конференции "... " М.А.
Таким образом, положения подпункта "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Иосифовым М.С. соблюдены.
Относительно довода административного истца о том, что вышеуказанная выписка из решения внеочередной Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения ЛДПР ? Либерально-демократической партии России подписана неуполномоченным лицом, суд приходит к следующим выводам.
Действительно, согласно пункту 6.11 Устава Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России координатор имеет право подписывать документы от имени регионального отделения, в том числе выдавать доверенности по всем направлениям деятельности.
Вместе с тем, как следует из выписки из решения внеочередной Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения ЛДПР ? Либерально-демократической партии России (исх. N 168/8-П от 24 июля 2019 года), Конференцией 20 июня 2019 года принято решение назначить уполномоченным лицом за оформление и подпись выписок решений Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии ЛДПР ? Либерально-демократической партии России по вопросу выдвижения кандидатов на выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга шестого созыва секретаря Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии ЛДПР ? Либерально демократической партии России "... " М.А.(л.д. 39).
Таким образом, представленную кандидатом в избирательную комиссию выписку из решения избирательного объединения о его выдвижении следует признать подписанной уполномоченным лицом.
Исходя из принципа состязательности и равноправия сторон, закреплённого в статье 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в рассматриваемом случае требования заявлены одним кандидатом против другого кандидата, обладающего таким же объемом прав и обязанностей, в целях его исключения из избирательного процесса, суд связан основаниями и доводами заявленных требований.
На иные нарушения, допущенные при регистрации кандидата Иофсифова М.С, административный истец не ссылается.
При таких обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Митиной С. И. о признании незаконным и об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 15 августа 2019 года N 132-5 "О жалобе Иосифова М.С." отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья О.А.Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.