Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Имансакиповой А.О,
при секретаре - Казаниной Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования "Майминское сельское поселение" к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Леонтьевскому А.В. о признании незаконным решения N4 от 30.01.2019 года о снижении кадастровой стоимости земельного участка, исключении установленной решением N4 от 30.01.2019 года кадастровой стоимости земельного участка, восстановлении в Государственном кадастре недвижимости сведений о ранее определенной кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Майминское сельское поселение" обратилась в Верховный суд Республики Алтай с административным иском к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Леонтьевскому Андрею Владимировичу о признании незаконным решения N4 от 30.01.2019 года о снижении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", исключении установленной решением N4 от 30.01.2019 года кадастровой стоимости земельного участка, восстановлении в Государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 9 160 075 рублей 29 копеек.
Требования мотивированы тем, что в результате рассмотрения заявления Леонтьевского А.В. комиссией установлено отличие рыночной стоимости земельного участка от кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года, более чем на 30%. Рыночная стоимость объекта недвижимости определена на основании отчета об оценке N, выполненного 24 декабря 2018 года ООО "Специализированная фирма "РЭТ-Алтай". Данный отчет об оценке не соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки. Оценщиком использован сравнительный подход, однако подобраны объекты-аналоги, не соответствующие по характеристикам объекту оценки. Отобранные оценщиком объекты-аналоги не сходны с объектом оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. В процессе оценки оценщиком не были учтены все необходимые ценообразующие факторы, и по ним не приведены и не обоснованы все необходимые корректировки; примененный анализ при проведении оценки рыночной стоимости не соответствует требованиям достаточности и достоверности, чем нарушены имущественные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца - Затулякина М.С. поддержала заявленные требования.
Представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай Федотов С.Н. и административный ответчик Леонтьевский А.В. возражали относительно удовлетворения административного искового заявления.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2.1 ст. 245 КАС РФ органы местного самоуправления вправе оспорить решения или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, в случаях, предусмотренных законом.
Так, положениями ч. 28 ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено правомочие органов местного самоуправления по оспариванию в суде уже состоявшихся решений Комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, вынесенных исключительно по заявлению собственника объекта недвижимости. Аналогичные положения содержатся в п. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
На основании п.п. 1 и 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Земельный налог является местным налогом, в связи с чем средства от уплаты налога за все земельные участки, расположенные в границах муниципального образования "Майминское сельское поселение" в полном объеме зачисляются в местный бюджет.
Как следует из материалов дела, Леонтьевский А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения административных зданий сбыта и заготовок, расположенного по адресу: "адрес", с 30 ноября 2009 года, и в силу ст. ст. 387 - 388 Налогового кодекса РФ - плательщиком земельного налога в бюджет муниципального образования "Майминское сельское поселение".
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29 ноября 2018 года кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2016 года в сумме 9 160 075 рублей 29 копеек.
10 января 2019 года Леонтьевский А.В. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Алтай с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с приложением необходимого пакета документов, в том числе отчета об оценке от 24 декабря 2018 года N02-01/3203-18, выполненного оценщиком ООО "Специализированная фирма "РЭТ-Алтай" Ивашовым А.В, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2016 года составляет 1044700 рублей.
По результатам рассмотрения представленных Леонтьевским А.В. заявления и документов, в том числе отчета об оценке комиссией принято решение N4 от 30 января 2019 года об удовлетворении заявления Леонтьевского А.В. и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости в сумме 1 044 700 рублей.
Порядок создания и деятельности комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Алтай установлены положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", положениями приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 года N263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года N69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
Согласно п.п. 10, 12 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года N263, заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов; голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против". Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения.
Из представленных административным ответчиком документов следует, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Алтай создана на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.10.2012 года NП/466 "О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Алтай". Комиссия избрана в составе четырех человек и с учетом изменений внесенных приказами от 25.08.2015 года NП/439, от 28.06.2016 года NП/0316, от 24.04.2018 года NП/0152 действует в следующем составе: председатель комиссии - Филиппов А.Л. (заместитель руководителя Управления Росреестра по Республике Алтай); заместитель председателя комиссии - Кузнецова О.В. (заместитель директора филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Республике Алтай"); члены комиссии по согласованию: Атопкин А.Н. - заместитель начальника отдела доходов и управления внутренним долгом Министерства финансов Республики Алтай, Черепанова З.А. - представитель Национального совета по оценочной деятельности.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Алтай N3 от 30 января 2019 года на заседании рассматривалось заявление Леонтьевского А.В. о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" (пункт 1 повестки), на котором присутствовали председатель комиссии Кузнецова О.В, член комиссии Черепанова З.А, секретарь комиссии Фефелова Н.К, а также иные лица, не являющиеся членами комиссии, в том числе представитель муниципального образования "Майминское сельское поселение" Удалов В.И. и заявитель Леонтьевский А.В.
Принятое комиссией решение соответствует по форме требованиям п. 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года N263.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение от 30 января 2019 года N4 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 044 700 рублей по состоянию на 01 января 2016 года принято полномочным органом с соблюдением кворума и установленного порядка голосования. При этом комиссией проверялось соблюдение заявителем требований закона о представлении необходимого комплекта документов, проверялось оформление и содержание представленного отчета об оценке. Данное обстоятельство подтверждено также показаниями свидетелей Черепановой З.А, Фефеловой Н.К.
Оценщик Ивашов А.В, допрошенный в суде качестве свидетеля, пояснил, что отчет об оценке составлен им в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральными стандартами оценки. Выбранный им подход определения рыночной стоимости земельного участка и отказ от иных подходов мотивированы, необходимые ценообразующие факторы учтены, приведены и обоснованы корректировки.
С целью выяснения вопроса о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости от 24 декабря 2018 года N, на основании которого в оспариваемом решении определена кадастровая стоимость земельного участка, судом по делу была назначена судебная экспертиза отчета об оценке, проведение которой поручено ООО "Сибирский Центр Оценки".
Согласно заключению эксперта ООО "Сибирский Центр Оценки" Бойко А.В. N8262 от 01 августа 2019 года при составлении отчета об оценке N от 24 декабря 2018 года оценщиком требования законодательства РФ об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности соблюдены. Нарушения, повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости оценщиком не допущены, в том числе факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости определены правильно и учитывают особенности и тенденции, сложившиеся на рынке земельных участков Республики Алтай, при выполнении математических действий ошибки не допускались, имеют место опечатки, допущенные в таблице, информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной, проверяемой.
Указанное заключение эксперта суд находит достоверным, надлежащим и достаточным доказательством по делу. Доказательств, опровергающих выводы эксперта, суду не предоставлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что положенный в основу оспариваемого решения комиссии отчет об оценке, составленный оценщиком ООО "Специализированная фирма "РЭТ-Алтай" в отношении земельного участка с кадастровым номером N, является применимым для целей изменения установленной кадастровой стоимости.
В силу ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Поскольку в судебном заседании не установлено нарушений при составлении отчета об оценке, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объекта оценки, суд считает, что комиссия обоснованно приняла данный отчет в качестве доказательства рыночной стоимости объекта оценки, основания для признания решения комиссии незаконным отсутствуют.
Существенное расхождение кадастровой стоимости и рыночной стоимости не могут служить основанием для признания отчета об оценке недостоверным доказательством, поскольку рыночная и кадастровая оценка недвижимого имущества основаны на различных принципах, и их значения для каждого конкретного земельного участка могут не соответствовать друг другу.
Довод о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, влечет значительное снижение сумм поступающих в бюджет муниципального образования, суд отклоняет, так как налоговые правоотношения носят публично-правовой характер. Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости установлена п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ и не зависит от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
Поскольку оснований для признания незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Алтай от 30 января 2019 года N 4 не имеется, производные требования исключении установленной решением N4 от 30.01.2019 года кадастровой стоимости земельного участка, восстановлении в Государственном кадастре недвижимости сведений о ранее определенной кадастровой стоимости земельного участка также подлежат оставлению без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении административного искового заявления на основании ст. 106 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, а именно стоимость проведенной судебной экспертизы в сумме 30 000 рублей, подлежат отнесению на административного истца, по ходатайству которого была проведена экспертиза.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Администрации муниципального образования "Майминское сельское поселение" к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Леонтьевскому А.В. о признании незаконным решения N4 от 30.01.2019 года о снижении кадастровой стоимости земельного участка, исключении установленной решением N4 от 30.01.2019 года кадастровой стоимости земельного участка, восстановлении в Государственном кадастре недвижимости сведений о ранее определенной кадастровой стоимости земельного участка отказать.
Взыскать с Администрации муниципального образования "Майминское сельское поселение" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Центр Оценки", ИНН 5407175540, стоимость экспертизы в сумме 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.О. Имансакипова
Мотивированное решение составлено 16 августа 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.