Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Солоповой И.В,
судей - Шинжиной С.А, Черткова С.Н,
при секретаре - Абашкиной А.Ф,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Самудаева Василия Ойротовича на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 20 мая 2019 года, которым
отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований Самудаева Василия Ойротовича к администрации МО "Кош-Агачский район" о признании недействительным постановления N от "дата" "Об исключении из списка участников подпрограммы Самудаева В.О."; о возложении обязанности восстановить Самудаева Василия Ойротовича в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в категорию "инвалиды" с "дата" с составом семьи один человек.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самудаев В.О. обратился в суд с иском к администрации МО "Кош-Агачский район", с учетом уточненных исковых требований просил признать недействительным постановление N от "дата" "Об исключении из списка участников подпрограммы Самудаева В.О.", восстановить в списках участников программы на получение жилищной субсидии. Требования мотивированы тем, что его отец ФИО1 состоял на учете граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с "дата". На момент постановки на учет, в июле 2001 года, его отец и он в составе одной семьи включены в программу вместе. Однако после смерти отца в 2013 году, первоначальные списки были утеряны и очередь отца потеряна.
Постановлением администрации МО "Кош-Агачский район" от "дата" N его отец восстановлен в списках очередников программы с "дата", в связи со смертью отца, очередь в списках инвалидов под N переоформлена на него (Самудаева В.О.), который включен в список очередников и состав участников подпрограммы вместо умершего отца ФИО1 Администрация МО "Кош-Агачский район" решением жилищной комиссии от "дата", руководствуясь Федеральным законом N125-ФЗ от 25.10.2002 года, вынесла постановление N 291 "Об исключении из списка участников Самудаева В.О.", ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879. В результате неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет в соответствии с Законом Республики Алтай от 04.06.2012 года N 31-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по постановке и учету граждан имеющих право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений", по халатности должностного лица он, как участник вышеназванной программы, пострадал, потеряв возможность воспользоваться своим правом на участие в данной программе.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым в апелляционной и дополнительной апелляционной жалобах Самудаев В.С. выражает несогласие, просит отменить решение суда, указывая на его незаконность и необоснованность, не правильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Жалобы мотивированы тем, что он своевременно подал заявление о постановке его на учет, утрата документов из его учетного дела явилась следствием халатности со стороны работников администрации МО "Кош-Агачский район". Апеллянт полагает, что имеет право на получение жилищной субсидии, поскольку полностью соответствует требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", для предоставления жилищной субсидии. Кроме того, по мнению апеллянта, судом не определен круг обстоятельств и доказательств по делу, а именно с какого периода ФИО1 и член его семьи Самудаев В.О. были поставлены первоначально на учет как участники программы, с определением категории очереди органом местного самоуправления, а также на основании каких документов были восстановлены в очереди, кроме факта подачи заявления о перерегистрации.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации МО "Кош-Агачский район" Ерленбаев Ы.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Самудаева В.С. - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав Самудаева В.О, поддержавшего доводы жалоб, представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Николаеву М.Н, возражавшую против доводов жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Самудаев Василий Ойротович, "дата" года рождения, является сыном ФИО1, "дата" года рождения.
ФИО1 умер "дата", что подтверждается свидетельством о смерти I-ИЛ N.
На основании постановления администрации МО "Кош-Агачский район" N от "дата" "О восстановлении в списках очередников Самудаева В.О." ФИО1 восстановлен в списках участников программы с "дата" и, в связи со смертью ФИО1, очередь переоформлена на сына Самудаева В.О.
Постановлением администрации МО "Кош-Агачский район" N от "дата" "Об исключении из списка участников подпрограммы Самудаева В.О." истец исключен из сводного списка участников подпрограммы для получения жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом N125-ФЗ от 25.10.2002 года, на основании пп. "г" п. 21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879, в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.
Считая свои права нарушенными постановлением администрации МО "Кош-Агачский район" N в части исключения из сводного списка участников подпрограммы для получения жилищной субсидии, Самудаев В.О. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 1, 3 Федерального закона от "дата" N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Постановлением Правительства РФ от "дата" N, исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих волеизъявление отца истца - ФИО1, быть участником программы для получения жилищной субсидии, как гражданина, изъявившего желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и пришел к выводу о наличии оснований у администрации района для исключения истца из сводного списка участников подпрограммы для получения жилищной субсидии.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от "дата" N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее "дата", имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
В целях совершенствования деятельности по реализации данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года N 879.
Пунктом 2 указанного Положения установлено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
В соответствии с пунктом 9 Положения, одним из основных документов, которые гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства для регистрации и постановки его на учет, является личное заявление.
Из материалов учетного дела N о постановке на учет Самудаева В.О. с "дата" по категории "инвалиды 1,2 группы, инвалиды с детства" усматривается наличие заявления (рапорта) от "дата" от имени ФИО1
В суде первой инстанции представитель истца ФИО2 пояснила, что указанное заявление (рапорт) написано и подано в администрацию МО "Кош-Агачский район" ею, как и заявление о включении в список граждан на получение жилищного сертификата от "дата", "дата", "дата", "дата", "дата", "дата".
Между тем, в материалах учетного дела N отсутствует документ, подтверждающий полномочия ФИО2 действовать от имени и в интересах ФИО1
Согласно Книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по программе "Переселенцы из Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" отсутствует запись об обращении ФИО1 с заявлением о постановке на учет.
Также, в учетном деле N отсутствует заявление ФИО1 о желании выехать из Кош-Агачского района Республики Алтай и желании быть поставленным на учет на получение жилищной субсидии.
Таким образом, при отсутствии заявления ФИО1, в котором он выразил желание состоять на учете гражданин, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", действия администрации МО "Кош-Агачский район" по постановке его на учет для получения жилищной субсидии с "дата" в категорию "инвалиды" и последующего переоформления очереди после его смерти на сына Самудаева В.О. не соответствуют действующему законодательству.
Перечень оснований снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, определен п. 21 Положения, согласно которому такими основаниями являются, в том числе, неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет (подпункт "г").
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно пришел к выводу о наличии у органа местного самоуправления оснований для снятия Самудаева В.О. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Данный вывод суда первой инстанции также подтверждает ответ администрации МО "Кош-Агачский район" на запрос суда апелляционной инстанции, согласно которому в утвержденных сводных списках начиная с 2008 года по настоящее время по Республике Алтай фамилии ФИО1 (отца истца) и Самудаева Василия Ойротовича не значатся. Из материалов учетного дела следует, что умерший в 2013 году ФИО1 не обращался в администрацию муниципального образования "Кош-Агачский район" с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Другие документы, подтверждающие постановку ФИО1 на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, в деле отсутствуют. Сын ФИО1 - Самудаев В.О. не обращался с заявлением о восстановлении в списках вместо умершего отца (в учетном деле отсутствует такое заявление). Постановление администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" от "дата" N "О восстановлении в списках очередников Самудаева В.О." принято незаконно.
Судебная коллегия не принимает в качестве доказательства наличия права Самудаева В.О. состоять в списках граждан, выразивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вместо умершего отца, сообщение главного специалиста отдела правовой работы администрации МО "Кош-Агачский район" о пояснениях ФИО3, работающего в периоды с 2000 года по 2007 год в должности главного специалиста отдела экономики администрации МО "Кош-Агачский район", что "дата" в администрацию обратились ФИО1, его сын Самудаев В.О. и дочь ФИО2 для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом, в связи с неграмотностью ФИО1, заявление написала его дочь ФИО2 в присутствии основного заявителя, после чего подпись поставил сам ФИО1, поскольку факт обращения с заявлением основного участника программы не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, опровергается совокупностью представленных по делу доказательств.
Между тем, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.3 ст.67 ГПК РФ).
При отсутствии доказательств приобретения ФИО1 при жизни права состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, право состоять на указанном учете у Самудаева В.О. не возникло, поэтому законных оснований для удовлетворения требований Самудаева В.О. о признании недействительным постановления N от "дата" "Об исключении из списка участников подпрограммы Самудаева В.О.", о возложении обязанности восстановить его в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в категорию "инвалиды" с "дата" с составом семьи один человек, не имеется.
Доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении в качестве обоснования требований, которые были предметом судебного рассмотрения, и не содержат новых обстоятельств и правовых оснований, которые бы могли повлечь отмену решения, либо повлиять на его существо.
Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, постановленным с учетом доводов сторон и представленных доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 20 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Самудаева Василия Ойротовича - без удовлетворения.
Председательствующий судья И.В. Солопова
Судьи С.А. Шинжина
С.Н. Чертков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.