Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Масленниковой Л.В.
при секретаре Бухареве И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Быковой С. А. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 20 марта 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Быковой С. А. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области от 20.12.2017 г. N 15389538/2280452/17 в части исключения из подсчета специального стажа периодов курсов повышения квалификации: с 16.02.2004 г. по 29.04.2004 г, с 15.10.2008 г. по 17.11.2008 г, с 28.10.2013 г. по 19.12.2013 г.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области включить в специальный стаж Быковой Светлане Александровне периоды работы, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии по старости: с 16.02.2004 г. по 29.04.2004 г, с 15.10.2008 г. по 17.11.2008 г, с 28.10.2013 г. по 19.12.2013 г. - курсы повышения квалификации.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Быкова С.А. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г.Москве и Московской области о принании незаконным решения от 20.12.2017 г. об отказе в установлении пенсии, обязании ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 10.05.1995 г. по 24.09.2001 г. в должности старшей медицинской сестры в детском саду N 45, периодов курсов повышения квалификации с 16.02.2004 г. по 29.04.2004 г, с 15.10.2008 г. по 17.11.2008 г, с 28.10.2013 г. по 19.12.2013 г, периода отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с 20.04.2005 г. по 25.07.2007 г.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что ответчиком было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, при этом из подсчета специального стажа исключены указанные периоды работы.
В судебном заседании истец, ее представитель по доверенности Годунова Н.Б. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности
Глухова Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала.
Судом постановлено вышеприведенное решение, о частичной отмене которого просит истец Быкова С.А. по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, ходатайств об отложении дела не представил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Быковой С.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Судом установлено, что Быкова С.А. 03.10.2017 г. обратилась в ГУ - Главного Управления ПФР N2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно решению об отказе в установлении пенсии от 20.12.2017 г. N 15389538/2280452/17 истцу в назначении пенсии, в связи с отсутствием необходимого специального стажа, при этом период работы Быковой С.А. с 10.05.1995 г. по 24.09.2001 г. в должности старшей медицинской сестры в детском саду N 445 не включен в специальный стаж, поскольку действующим законодательством не предусмотрено включение в подсчет специального стажа периодов работы, не попадающих под списки должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ; не включены периоды курсов повышения квалификации с 16.02.2004 г. по 29.04.2004 г, с 15.10.2008 г. по 17.11.2008 г, с 28.10.2013 г. по 19.12.2013 г.; не включен период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с 20.04.2005 г. по 25.07.2007 г.
Отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и явился основанием для обращения истца в суд с данным иском.
В подтверждение заявленных требований истцом представлены трудовая книжка, свидетельство о повышении квалификации от 2004 г, сертификат серии А N 2224357, удостоверение о повышении квалификации серии 77 N 003752 от 19.12.2013 г, сертификат специалиста N 0877040009953 от 19.12.2013 г, свидетельство о повышении квалификации от 2008 г, архивная справка N 27532 от 22.10.2015 г. выданная Центральным архивом медицинских документов города Москвы, архивная справка N 7752 (3) выданная Центральным объединенным архивом, архивная справка N 7752 (4) выданная Центральным объединенным архивом, архивная справка N 7752 (5) выданная Центральным объединенным архивом, справка N 24 от 29.09.2017 г. выданная ГБУЗ города Москвы "Детской городской клинической больнице N 9 им. Г. Н. Сперанского".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж периодов курсов повышения квалификации с 16.02.2004 г. по 29.04.2004 г, с 15.10.2008 г. по 17.11.2008 г, с 28.10.2013 г. по 19.12.2013 г, поскольку нахождение истца в данные периоды на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы подтверждается представленными истцом копиями свидетельств о повышении квалификации, архивными справками.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе и для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Во время прохождения курсов повышения квалификации истец не прерывала трудовых отношений с работодателем, числилась в штате работников, ей начислялась заработная плата. Повышение квалификации является обязательным условием трудового договора для медицинских работников и предусматривается должностными обязанностями, не выполнение которых влечет отстранение от работы. Работодатель предъявляет определенные требования к уровню профессиональной подготовки медицинских работников и требует их постоянного повышения, документального подтверждения квалификации и медицинских навыков.
Таким образом, выводы суда об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 16.02.2004 г. по 29.04.2004 г, с 15.10.2008 г. по 17.11.2008 г, с 28.10.2013 г. по 19.12.2013 г. являются обоснованными.
В данной части решение суда сторонами не обжалуется.
Разрешая спор в части требований о включении в подсчет специального стажа периода работы в должности старшей медицинской сестры в детском саду N 445 с 10.05.1995 г. по 24.09.2001 г, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 24.05.2005 г. по 25.07.2007 г, суд исходил из того, что детский сад не является учреждением здравоохранения; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком имел место после 06.10.1992 г, то есть после внесения изменений в Кодекс законов о труде и не подлежит включению в специальный стаж.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, исходя из следующего:
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч.2 указанной статьи, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежало представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.12.2013 г. N 2064-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства при реализации права на пенсионное обеспечение.
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых, досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.
Руководствуясь приведенными положениями закона, с учетом представленных доказательств, суд верно пришел к выводу об отказе во включении в специальный стаж периода работы истца должности старшей медицинской сестры в детском саду N 445 с 10.05.1995 г. по 24.09.2001 г.
Так, н аименование должности "старшая медицинская сестра" предусмотрено как ранее действующими Списками, так и Списком, действующим в настоящее время. Однако, для включения периода в подсчет специального стажа необходимо, чтобы работа на должности, предусмотренной Списком проходила в учреждении предусмотренном Списком. Однако, ни Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утверденных Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, ни Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 22.09. 1999 г. N 1066, ни Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г. наименование учреждения - детский сад, не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что в указанный период (10.05.1995 г. по 24.09.2001 г.) действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), является ошибочным, основанным на неверном применении указанного Постановления.
Отказывая в удовлетворении исковых требования о включении в подсчет специального стажа периода отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с 20.04.2005 г. по 25.07.2007 г, суд первой инстанции верно исходил из п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в котором разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Поскольку у истца в совокупности, при суммировании периодов ее работы, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами, с учетом периодов работы истца, включенных по решению суда, не образуется необходимый специальный стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии по старости по основаниям п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, решение суда в части отказа в обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением, вопреки доводов апелляционной жалобы истца, отвечает требованиям действующего законодательства.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 20 марта 2019 года, оставить без изменения,
апелляционную жалобу Быковой С. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.