Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Мищенко О.А,
судей Демидовой Э.Э, Шубиной И.И,
при секретаре Сорокиной С.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шубиной И.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Паклиной О.В. по доверенности Кузнецова М.В. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 15 февраля 2018 года, в редакции определения Замоскворецкого районного суда города Москвы от 03 сентября 2018 года об исправлении описки, которым постановлено:
В удовлетворении требований Паклиной ***** к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании бездействия незаконным, обязании повторно ставить на учет - отказать в полном объеме,
УСТАНОВИЛА:
Паклина О.В. обратилась в суд иском к ФСИН России о признании незаконным бездействия комиссии ФСИН России, выразившегося в непроведении проверки представленных ею документов, приложенных к рапорту от 19 июня 2014 года, поданному в комиссию ФСИН России для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также бездействия, выразившегося в непринятии решения о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ в срок, установленный п.7 Правил, обязании комиссию ФСИН России повторно рассмотреть ее рапорт от 19 июня 2014 года о постановке на учет для получения ЕСВ с даты подачи рапорта, указав, что она являясь сотрудником УФСИН России по г. Москве, в должности ********* с выслугой более 10 лет.
19 июня 2014 года Паклина О.В. подала в Комиссию ФСИН России рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, приложив все необходимые документы. Решением комиссии ФСИН России от 23 ноября 2016 года в постановке на учет истцу было отказано в связи с непредставлением всех обязательных документов.
Как указывает истец, комиссия ФСИН России должна была проверить представленные ею документы на предмет их соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, а при выявлении недостатков вернуть их сотруднику, однако этого сделано не было. Решение по заявлению комиссия ФСИН России не принимала более двух лет.
10 июля 2017 года истец направила в адрес ФСИН России требование об обязании Комиссии ФСИН России повторно рассмотреть ее рапорт от 19 июня 2014 г, в ответ на которое ответчик 29 августа 2017 г. в удовлетворении требований Паклиной О.В. отказал, предложив истцу повторно обратиться по вопросу получения ЕСВ в Комиссию ФСИН России.
В судебное заседание представитель истца Паклиной О.В. по доверенности Кузнецов М.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности Канчалаба А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель истца Паклиной О.В. по доверенности Кузнецова М.В. по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца Паклиной О.В, извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, выслушав представителя ответчика ФСИН России по доверенности Парамонова С.И, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Как установлено судом, а также подтверждается материалами дела, Паклина О.В, *************** обратилась с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 19 июня 2014 года. Выслуга лет в календарном исчислении более 10 лет. Представлены документы на состав семьи 2 человека: заявитель, разведена, дочь ******* года рождения.
Решением комиссии ФСИН России от 23 ноября 2016 года (выписка из протокола N 99) Паклиной О.В. отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369.
Как указывает истец, комиссия ФСИН России должна была проверить представленные ею документы на предмет их соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, а при выявлении недостатков вернуть их сотруднику, однако, этого сделано не было. Решение по заявлению комиссия ФСИН России не принимала более двух лет.
10 июля 2017 года истец направила в адрес ФСИН России требование об обязании Комиссии ФСИН России повторно рассмотреть ее рапорт от 19 июня 2014 г, в ответ на которое ответчик 29 августа 2017 г. в удовлетворении требований Паклиной О.В. отказал, предложив истцу повторно обратиться по вопросу получения ЕСВ в Комиссию ФСИН России.
Как усматривается из искового заявления, истцом были заявлены требования о признании незаконным бездействия комиссии ФСИН России, выразившееся в непроведении проверки представленных ею документов, приложенных к рапорту, а также бездействия, выразившегося в непринятии решения о постановке сотрудника на учет в срок, установленный п.7 Правил; обязании комиссии ФСИН России повторно рассмотреть рапорт, при этом суд первой инстанции, рассматривая настоящее дело, проверил законность решения комиссии ФСИН России от 23 ноября 2016 года и постановилрешение, которым было отказано в удовлетворении исковых требований о признании бездействия незаконным и обязании повторно ставить на учет, тогда, как требования об обязании повторно ставить на учет истцом заявлены не были, а по требованиям о признании бездействия незаконным, мотивировочная часть решения суждения и выводы суда не содержит.
Поскольку на основании ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственного противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок предоставления единовременной социальной выплаты, а также порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В соответствии с п. 23 Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Согласно Приказу ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496, действовавшему на момент обращения истца с рапортом, были утверждены следующие комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: комиссия ФСИН России; комиссии территориальных органов ФСИН России; комиссии образовательных учреждений ФСИН России.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник предоставляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном законом порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов.
При этом обязанность по представлению тех или иных документов возлагается на заявителя, органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право предоставлять документы для постановки на учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии на отказ в постановке сотрудника на учет.
В соответствии с пунктом 7 Правил комиссия в 3-х месячный срок со дня подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом решении сотрудник уведомляется в письменной форме в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Однако документы, поступившие в Комиссию, рассматриваются в порядке общей очередности. То есть, комиссия обязана рассмотреть представленные истцом документы в порядке общей очередности, не нарушив процедуру рассмотрения ранее поданных документов сотрудниками учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах УИС, а также их законные права и интересы.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным бездействия комиссии ФСИН России, выразившегося, по мнению истца, как в непроведении проверки представленных документов, так и в непринятии решения о постановке сотрудника на учет в срок, установленный п.7 Правил, судебная коллегия не усматривает.
Также судебная коллегия обращает внимание, что само по себе нарушение сроков принятия решения не свидетельствует о незаконности решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет.
Повторное рассмотрение рапорта истца без подачи нового рапорта, предоставления дополнительных документов, нормами действующего законодательства не предусмотрено.
С учетом изложенного, исковые требования Паклиной О.В. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 февраля 2018 года в редакции определения Замоскворецкого районного суда от 03 сентября 2018 года отменить, постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Паклиной ***** к ФСИН России о признании незаконным бездействия комиссии ФСИН России, об обязании комиссии ФСИН России повторно рассмотреть рапорт от 19 июня 2014 года о постановке на учет - отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.