Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
исковые требования фио к Департаменту городского имущества адрес о признании права на получение жилья по норме предоставления с освобождением занимаемой жилой площади,- удовлетворить.
Признать право фио на получение жилого помещения с освобождением занимаемого жилого помещения, по нормам предоставления, исходя из даты первоначальной постановки на жилищный учет с освобождением занимаемой жилой площади,
УСТАНОВИЛА:
истец фио обратился в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес о признании права на получение жилого помещения с освобождением занимаемого жилого помещения, по нормам предоставления, исходя из даты первоначальной постановки на жилищный учет с освобождением занимаемой площади.
В обоснование заявленных требований фио указал, что он с дата состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но за это время ему не было предоставлено жилое помещение, несмотря на то, что истец зарегистрирован по адресу: адрес, где занимает одну комнату жилой площадью 13,5 кв.м. в шестикомнатной коммунальной квартире. До настоящего времени Департамент городского имущества адрес не обеспечил истца жилым помещением, из-за неправомерных действий ответчика истец до сих пор состоит в очереди на жилье. Изложенное послужило основанием для обращения с иском, в котором фио, с учетом уточенных требований, просил признать его право на получение жилья по норме предоставления, с освобождением занимаемого им жилого помещения, с учетом первоначальной даты постановки на учет.
Истец фио и его представитель по доверенности фио в судебное заседание явились, просили удовлетворить уточненные требования.
Представитель ДГИ адрес по доверенности фио в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении требований, по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо ГБУ МФЦ адрес в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
Истец фио и его представитель по доверенности фио в заседание судебной коллегии явились, возражали по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес и представитель третьего лица ГБУ адресМосквы в заседание судебной коллегии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует в полном объеме.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца фио и его представителя по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, принятые на учет до дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По общему правилу (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ) жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона Москвы от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что фио с дата состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, зарегистрирован по месту жительства в шестикомнатной коммунальной квартире по адресу: адрес, где является собственником комнаты N1 жилой площадью 9,6 кв. м, площадью жилого помещения 13,5 кв. м.
Предоставление жилых помещений, оказание помощи города в приобретении жилья в собственность жителям адрес, состоящим на жилищном учете, осуществляется в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", Государственной программы адрес "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Москвы от дата N 454-ПП.
Дом, расположенный по адресу: адрес, признан ветхим, в соответствии с Постановлением Правительства адрес от дата N167 "О мерах по ликвидации ветхого жилищного фонда на территории адрес".
Постановлением Правительства адрес от дата N434-ПП "О конструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда на территории адрес ( адрес)" дом N3 по ул. адрес был отнесен к разряду ветхих и подлежал сносу.
Постановлением Правительства адрес от дата N 991-ПП действие Постановления приостановлено до разработки и утверждения в установленном порядке среднесрочной программы развития территорий адрес 2008-2010 и последующие годы с приложением адресного перечня территорий, подлежащих разработке.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст. ст. 55, 57 ЖК РФ, положениями Федерального закона от дата N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении требования истца о признании его права на получение жилья по норме предоставления, с освобождением занимаемого им жилого помещения, с учетом первоначальной даты постановки на учет и исходил из того, что в судебном заседании установлено, что дом, в котором проживает фио, признан ветхим и подлежит сносу, что подпадает под вышеперечисленные требования ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 2 ст. 17, ч. 7 ст. 20 Закона Москвы N 29, применительно к положениям ч. 2 ст. 4 Закона Москвы N 29, принимая во внимание, что истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия с вышеуказанными выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.
На основании ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 4, 17 Закона Москвы N 29 и наименование организации жителям адрес, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из даты принятия на учет предоставляются:
- жилые помещения по договорам социального найма; жилые помещения в собственность по договору купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств;
- субсидии на приобретение или строительство жилых помещений (далее ? субсидия) на рынке недвижимости.
Размер площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда адрес определяется в соответствии с требованиями, установленными ст. 20 Закона Москвы N 29.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", жилые помещения предоставляются в пользование или приобретаются в собственность с помощью города жителями адрес: 1) с освобождением занимаемого жилого помещения; 2) в дополнение к занимаемому жилому помещению (с учетом размера площади занимаемых жилых помещений).
Исходя из положений ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, п. 2 ст. 17, п. 7 ст. 20 Закона адрес от дата N 29 и применительно к положениям п. 2 ст. 4 названного закона, жилые помещения предоставляются с освобождением занимаемого жилого помещения:
- гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции;
- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при которых невозможно совместное проживание граждан в квартирах, занятых несколькими семьями (в коммунальных квартирах);
- долгожителям адрес, проживающим в условиях коммунального заселения.
Согласно п. 1 ст. 20 вышеназванного закона адрес, жителям адрес, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда адрес, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Определение размера площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, производится с учетом уровня обеспеченности граждан, состоящих на жилищном учете, площадью жилых помещений, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 9 настоящего Закона.
В соответствии с п. 7 ст. 22 Закона адрес от дата N29, если размер площади жилого помещения при предоставлении его в дополнение к занимаемому таков, что предоставить изолированное жилое помещение в натуре вследствие конструктивных особенностей многоквартирных домов в адрес невозможно, то гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, с их письменного согласия предоставляется субсидия в порядке, установленном настоящим Законом, с одновременным снятием с жилищного учета.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 17 Закона адрес от дата N29, жители адрес, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью адрес в порядке очередности в соответствии с поданным заявлением о форме обеспечения, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категорий граждан, установленных настоящим Законом. Вне очереди жилые помещения предоставляются жителям адрес, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: жителям адрес, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, а также иным категориям жителей адрес, установленным федеральным законодательством; жителям адрес, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как усматривается из материалов дела, фио состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с дата, является собственником комнаты N1 жилой площадью 9,6 кв.м, площадью жилого помещения 13,5 кв.м, расположенного по адресу: адрес Ключики, дом 3, кв. 25. Номер заявителя в очереди граждан, состоящих на жилищном учете в адрес - 578.
Принимая во внимание, что нормы жилищного законодательства не содержат положений, обязывающих органы исполнительной власти, предоставлять гражданам по их желанию, жилые помещения с освобождением занимаемых жилых помещений, учитывая, что исходя из норм действующего законодательства потребность площади жилого помещения для обеспечения фио составляет по установленной норме предоставления 4,5 кв.м. и превышение данного размера допускается максимально до 9 кв.м. (ч. 2 ст. 20 Закона адрес N29), истцу по результатам перерегистрации учетного дела, проведенной дата, было предложено рассмотреть вопрос о получении субсидии в дополнение к принадлежащей на праве собственности комнате, от чего истец отказался.
Доказательств, что занимаемое истцом жилое помещение является непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции материалы дела не содержат.
На основании постановления Правительства Москвы N167-ПП от дата "О мерах по ликвидации ветхого жилищного фонда на территории адрес" указанный дом вошел в поадресный список ветхих строений, конкретные мероприятия и сроки данным постановлением не установлены, отселение дома в рамках указанного постановления не производилось.
Информации о признании указанного дома аварийным или жилых помещений в нем (в том числе квартиры N25) непригодными для проживания в порядке установленном постановлением Правительства Российской Федерации от дата N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", не имеется.
Рассматриваемый дом не включен в Программу реновации жилищного фонда в адрес, утвержденную постановлением Правительства Москвы от дата N497-ПП.
Доказательств того, что фио имеет право на получение вне очереди жилого помещения материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, учитывая представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца фио к Департаменту городского имущества адрес о признании права на получение жилого помещения с освобождением занимаемого жилого помещения, по нормам предоставления, исходя из даты первоначальной постановки на жилищный учет с освобождением занимаемой жилой площади.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований фио к Департаменту городского имущества адрес о признании права на получение жилого помещения с освобождением занимаемого жилого помещения, по нормам предоставления, исходя из даты первоначальной постановки на жилищный учет с освобождением занимаемой жилой площади, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.