Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным расчет размера предоставляемого фио Гулжанат Хатиповне, фио, фио жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий с учетом права пользования фио жилым помещением по адресу: адрес.
Обязать Департамент городского имущества адрес устранить допущенные нарушения и предоставить фио Гулжанат Хатиповне, фио, фио жилое помещение по норме предоставления без учета площади самостоятельного права пользования фио жилым помещением по адресу: адрес.
В остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истцы фио, фио, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней фио, фио обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным расчета размера предоставляемого истцам жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий с учетом самостоятельного права пользования фио (мужем фио) жилым помещением по адресу: адрес; об обязании Департамента городского имущества адрес устранить допущенные нарушения и предоставить истцам фио Гульжанат Хатиповне, фио, фио, датар, фио жилое помещение по норме предоставления в соответствии с п. 5 части 6 ст.20 Закона адрес N29, а именно: на семью из 4-х человек - жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров); признать исключение истцов фио, фио, фио, датар, фио из программы обеспечения жилыми помещениями на дата и перевод в отдельный список на дата - незаконными.
В обоснование заявленных исковых требований истцы ссылались на то, что их семья ( фио, фио (дочь), фио (сын), фио, паспортные данные (внучка)) зарегистрированы и проживают на условиях договора социального найма в однокомнатной квартире площадью жилого помещения 35,9 в.м, жилой площадью 20,9 кв.м. по адресу: адрес. Семья истцов состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с дата.
Письмом ДГИ адрес от дата исх. N ДГИ-ГР-1494/19-1 фио сообщено, что расчет потребности площади жилого помещения для обеспечения семьи по норме предоставления в дополнение к занимаемому жилому помещению производится с учетом излишек площади жилого помещения находящегося у фио (супруга фио) на праве самостоятельного пользования, за вычетом нормы предоставления, и составляет 33 кв.м.
Истцы не согласились с указанным решением, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Представитель истцов в судебное заседание суда первой инстанции явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном виде.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в части удовлетворения исковых требований по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио
Представитель Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в заседание судебной коллегии явилась, апелляционную жалобу, по изложенным в ней доводам поддержала.
Представитель истцов по доверенности фио в заседание судебной коллегии явилась, возражала по доводам апелляционной жалобы.
Истцы фио, фио, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней фио, фио в заседание судебной коллегии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению истцов о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио, представителя истцов по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (ч. 2 ст. 6) установлено, что граждане, принятые на учет до дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По общему правилу (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ) жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 22 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", жилые помещения предоставляются в пользование или приобретаются в собственность с помощью города жителями адрес: 1) с освобождением занимаемого жилого помещения; 2) в дополнение к занимаемому жилому помещению (с учетом размера площади занимаемых жилых помещений).
Согласно ст. 9 Закона адрес N 29 от дата "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В соответствии со ст. 15 Закона адрес N 29 от дата "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" жители адрес снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью адрес жилых помещений.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 указанного Закона - жители адрес снимаются с жилищного учета при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями адрес, признанными нуждающимися в жилых помещениях.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио, фио, фио, фио зарегистрированы и проживают по адресу: адрес, на основании договора социального найма N 5523-01-2016-0769567 от дата
Семья истцов состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с дата ( фио, фио, фио).
Письмом ДГИ адрес от дата исх. N ДГИ-ГР-1494/19-1 фио сообщено, что расчет потребности площади жилого помещения для обеспечения семьи по норме предоставления в дополнение к занимаемому жилому помещению производится с учетом излишек площади жилого помещения находящегося у фио на праве самостоятельного пользования, за вычетом нормы предоставления, и составляет 33 кв.м.
Установлено, что размер субсидии, выделяемой из городского бюджета, рассчитывается на основании ч. 5 ст. 31 Закона адрес N29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
При расчете размера субсидии учитывается размер площади жилого помещения (части жилого помещения), в отношении которого заявители и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные заявителями и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за период, установленный ст. 10 Закона N29, при этом к членам семьи законодательство относит всех граждан, зарегистрированных по месту жительства в одном жилом помещении, а также супругов и несовершеннолетних детей независимо от места их жительства.
Из материалов дела следует, что при предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений учитывался расчет обеспеченности с учетом жилого помещения фио, который в составе семьи из пяти человек зарегистрирован в квартире площадью жилого помещения 255,2 кв. м по адресу: адрес. Излишки площади жилого помещения находящегося) фио на праве самостоятельного пользования, за вычетом нормы предоставления составили 33 кв. м (255,2 кв. м / 5 чел. - 18 кв. м).
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ, Закона адрес от дата N29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований истцов и о том, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения истцов жилое помещение, право пользования которым в адрес, по адрес, имеет фио, учету не подлежит.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона адрес N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", размер субсидии определяется исходя из следующих размеров площади жилого помещения:
1) 18 квадратных метров на одного гражданина;
2) 36 квадратных метров на одиноко проживающего в занимаемом жилом помещении гражданина или единственного гражданина, состоящего на учете, проживающего в составе семьи в жилом помещении;
3) 50 квадратных метров на двух граждан;
4) 70 квадратных метров на трех граждан;
5) 85 квадратных метров на четырех граждан;
6) по 18 квадратных метров на пятерых и более граждан.
В силу п. 6 указанной статьи при расчете размера субсидии учитывается размер площади жилого помещения (части жилого помещения), в отношении которого граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, к члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами, признанными, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за период, установленный статьей 10 настоящего Закона.
Из указанной нормы следует, что учету подлежит площадь жилого помещения, находящаяся в собственности или самостоятельном пользовании только заявителя и членов его семьи, которым предоставляется субсидия.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона адрес N29, в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона адрес N 29, к членам семьи заявителя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Из содержания п. 1 ст. 9 Закона адрес N 29 во взаимосвязи с п. 2 ст. 1 этого же Закона прямо следует, при определении уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения площадь жилого помещения всех членов его семьи учитывается только при решении вопроса о принятии этого гражданина на жилищный учет.
Из содержания п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона адрес N 29 следует, что жилое помещение в порядке, предусмотренном этим Законом, предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. При этом при предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитывается обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят.
Как усматривается из материалов дела, фио никогда не вселялся на жилую площадь, где проживают истцы, не претендует на улучшение жилищных условий и право пользования данной площадью не приобрел, в связи с чем площадь жилого помещения в адрес, право пользования которым принадлежит фио, не должна учитываться при определении размера субсидии, подлежащей выплате истцам.
Требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства адрес, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений удовлетворению не подлежат (ч. 10 ст. 20 Закона).
Семья истцов состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с дата в составе семьи из 3 человек - фио, фио, фио, распорядительных актов о включении в учетное дело фио в отношении несовершеннолетней фио не принималось, в связи с чем суд пришел к верному выводу о том, что требования истцов об обязании устранить допущенное нарушение и предоставить жилое помещение по норме предоставления на семью из 4 человек, не подлежит удовлетворению как не основанное на Законе.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона адрес N29, жителям адрес, включенным в программу обеспечения жилыми помещениями на текущий год, предлагается три различных жилых помещения. В случае отказа жителей адрес от трех предложенных различных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законодательством требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи определенной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, данные жители адрес подлежат исключению из программы обеспечения жилыми помещениями на год и переводятся в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения программы обеспечения жилыми помещениями на следующий год.
При отказе от трех предложенных различных жилых помещений, обеспечение переносится на следующие годы. В каждом следующем году для обеспечения может быть предложено только одно жилое помещение.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу, что требование о признании незаконным исключения из программы обеспечения жилыми помещениями на дата и перевод в отдельный список на дата не подлежит удовлетворению как не основанное на нормах действующего жилищного законодательства.
Порядок предоставления жилой площади в адрес установлен законом для всех граждан. Органы исполнительной власти адрес осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством адрес и не вправе делать исключения из предусмотренного законом порядка.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио по существу сводятся к изложению правовой позиции ответчика по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.