судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вьюговой Н.М.,
судей Дубинской В.К, Бобровой Ю.М,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вьюговой Н.М.
дело по апелляционной жалобе представителя истца фио по доверенности фио на решение Головинского районного суда адрес от 30 января 2019 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований фио к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании решения от 26.02.2018г. N Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об отказе фио в предоставлении для постоянного проживания предложенного жилого помещения, общей площадью 44,40 кв.м, расположенного по адресу: адрес на состав семьи 2 человека, незаконным; признании решения от 26.02.2018г. N Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о снятии фио и члена его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, незаконным;восстановлении фио и члена его семьи (истца) в списке нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания; предоставлении квартиры членам семьи умершего военнослужащего, истцу, в адрес - отказать,
установила:
Истец фио обратилась с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании незаконным решения, просит признать решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 26 февраля 2018 года N о снятии фио и члена его семьи (истца) с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания незаконным, восстановить фио и члена его семьи (истца) в списке нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания; предоставить истцу квартиру, как члену семьи умершего военнослужащего, в городе Москве.
Требования мотивированы тем, что решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (ДЖО МО РФ) от 26 февраля 2018 года N, фио отказано в представлении для постоянного проживания предложенного жилого помещения, общей площадью 44,40 кв.м, расположенного по адресу: адрес на состав семьи 2 человека - он и его жена фио (истец). В обоснование отказа Департамент фио РФ сослался на решение 235 гарнизонного военного суда от 26 ноября 2009 года и указал, что фио в 2002 году реализован государственный жилищный сертификат (ГЖС) и в апреле 2003 года совершены действия, предусмотренные ст.53 ЖК РФ. В результате реализации ГЖС, полученного от Министерства обороны РФ, и приобретения жилого помещения общей площадью 44 кв.м, расположенного по адресу: адрес фио и члены его семьи утратили основания для предоставления предложенного жилого помещения площадью 44,40 кв.м, расположенного по адресу: адрес. 11 апреля 2018 года фио умер. Членом семьи умершего военнослужащего является истец. Реализация права лица получение жилья за счет государства установлена п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и данное право распространяется (согласно п.31 ст. 24 указанного Федерального закона) и на членов семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы (с учетом практики Верховного суда РФ - независимо от имевшейся у военнослужащего на день смерти (гибели) выслуги (общей продолжительности военной службы).
Полагает, что отказ Департамента фио РФ в предоставлении жилого помещения фио с супругой неправомерен, поскольку решением 235 гарнизонного военного суда от 26 ноября 2009 года действия командира и жилищной комиссии войсковой части 44402 по отказу в признании фио нуждающимся в улучшении жилищных условий признаны незаконными, на комиссию возложена обязанность признать фио с составом семьи 2 человека нуждающимися по месту военной службы в адрес в улучшении жилищных условий и указано на отсутствие препятствий к обеспечению фио, ранее уже получавшего жилье от Министерства Обороны РФ, к повторному обеспечению жильем ввиду отсутствия на момент принятия решения порядка сдачи в фио РФ жилых помещений, находящихся в собственности у граждан. Полагает, что приняв семью фио на жилищный учет на основании вступившего в законную силу решения суда, ответчика не вправе был снять семью с указанного учета.
Истец фио в судебное заседание не явилась, ее представитель фио в судебное заседание явился, иск поддержал.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв, в котором иск не признал.
Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель истца фио по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца фио по доверенности фио, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению обжалуемого решения.
Судом установлено, что фио приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами N от 29 июля 2008 года назначен начальником службы противопожарной защиты и спасательных работ тыла войсковой части. Приказом командира от 12 августа 2008 года N он зачислен в списки личного состава части, где проходил службу до 11 апреля 2018 года.
11 апреля 2018 года фио умер.
фио являлась супругой фио, брак между ними был заключен 09 сентября 2005 года. (л.д.23).
Решением жилищной комиссии войсковой части от 26 октября 2009 года (выписка из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части N) подполковнику фио было отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилой площади и включению его в список очередников войсковой части на получение жилых помещений (л.д.77-78).
Вступившим в законную силу решением 235 гарнизонного военного суда от 26 ноября 2009 года удовлетворено заявление фио, действия командира и жилищной комиссии войсковой части, связанные с отказом заявителю в признании по месту военной службы в городе Москве нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) признаны незаконными, а протокол N от 26 октября 2009 года в части соответствующего отказа заявителю отменен. Указанным решением на жилищную комиссию войсковой части суд возложил обязанность признать фио составом семьи 2 человека нуждающимся по месту военной службы в городе Москве в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), включив заявителя в список военнослужащих части, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), после чего принятое решение утвердить командиру войсковой части. Также с войсковой части в пользу фио взысканы понесенные по делу судебные расходы в размере 100 рублей по оплате госпошлины.
Решением жилищной комиссии войсковой части от 26.10.2009г. фио и члены его семьи (жена фио) были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
21 августа 2014 года фио было получено извещение о предварительном распределении жилого помещения N от 04 августа 2014 года, согласно которому, ему на состав семьи в количестве 2 человек предварительно распределено жилое помещение в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью (без учета площади балконов, лоджий, веранд и террас) 44,40 кв.м. на 12 этаже по адресу: адрес. Также разъяснено, что при этом ему будет предложено за счет собственных средств оплатить площадь жилого помещения, превышающую норму предоставления, определенную в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 октября 2013 года N, после оформления права собственности РФ на данное жилое помещение (л.д.46).
В письменном заявлении от 15 апреля 2015 года в адрес Директора ДЖО МО РФ фио просил предоставить ему в собственность бесплатно жилую площадь по адресу: адрес, выделенную согласно именного извещения N 298754 от 04.08.2014г. (л.д.47).
Решением Департамента жилищного обеспечения министерства обороны Российской Федерации NР-6369/2018 от 26 февраля 2018 года фио отказано в предоставлении жилого помещения общей площадью 44,40 кв.м, расположенного по адресу: адрес. Также фио и член его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, в связи с тем, что в период прохождения военной службы в 2002 году фио была предоставлена социальная выплата, удостоверяемая государственным жилищным сертификатом (ГЖС), полученным от Министерства обороны Российской Федерации, в результате реализации которой на состав семьи из 4 человек приобретено в собственность жилое помещение общей площадью 44,0 кв.м, расположенное по адресу: адрес, которое в 2003г. было ими отчуждено в пользу третьих лиц (л.д.41-42).
Из сообщения Департамента финансового планирования от 23 июня 2009 года следует, что согласно учетным данным Департамента финансирования, отчета и отчетности Минобороны России, подполковнику фио 25 июня 2002 года был выдан государственный жилищный сертификат (ГЖС) серии номер, который реализован 19 февраля 2003 года через Сбербанк России. По указанному сертификату приобретено жилое помещение общей площадью 44 кв. метра в адрес, совокупный размер субсидии 1 080 000 руб. (л.д.73).
Решением 235 гарнизонного военного суда от 26 ноября 2009 года также было установлено, что фио в адрес была приобретена двухкомнатная квартира, которая в апреле 2003 года продана, фио от данной сделки получены денежные средства в части причитающейся ему ? доли квартиры. В указанном решении суд также пришел к выводу о том, что действия фио в апреле 2003г. по отчуждению части жилого помещения, принадлежавшего ему на праве собственности, на основании ст.53 ЖК РФ являются намеренным ухудшением заявителем своих жилищных условий, что не препятствует повторному принятию его на жилищный учет по истечении 5-летнего срока с момента такого ухудшения.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 51, 53, 55, 56 ЖК РФ, ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пунктами 10, 16, 18 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правомерно исходил из того, что фио ранее был обеспечен жилым помещением по постоянному месту жительства в адрес за счет средств Министерства обороны РФ, право на улучшение жилищных условий реализовано фио с помощью государственного жилищного сертификата, в связи с чем, фио и члены его семьи утратили основания, предусматривающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что суд неправомерно применил положения Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в то время как согласно положений указанного федерального закона действия граждан, связанные с ухудшением жилищных условий, должны учитываться не менее чем за пять лет перед принятием решения о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилыхпомещениях, указанный срок в отношении фио истек в 2008 году. Также указывает на то, что вступившим в законную силу решением 235 гарнизонного суда от 26.11.2009 г. фио включен в список военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений. Суд установил, что по состоянию на 2009 год семья фио не была обеспечена жилой площадью согласно учетной норме, установленной на одного человека в городе Москве, в связи с чем, имелись основания для нахождения семьи на учете нуждающихся, при этом суд исключил предоставление фио справки о сдаче жилья. Истец также ссылается на положения "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", согласно которой военнослужащие, обеспеченные жилым помещением и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Полагает, что фио имел право на повторное обеспечение жилым помещением в связи с его утратой в результате расторжения брака, отсутствия добровольности оставления жилого помещения бывшим членам семьи и принятии мер к выделению причитающейся ему доли.
Указанные доводы не могут быть приняты в качестве оснований к отмене решения.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Таким образом, реализация фио права на улучшение жилищных условий с помощью государственного жилищного сертификата, а именно приобретение жилого помещения по адресу: адрес, которое в 2003 году было отчуждено в пользу третьих лиц, исключает обязанность государства обеспечивать его повторно жилым помещением даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Соответствующее толкование закона дано в абз. 2 п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе об однократном обеспечении их жильем и о необходимости представления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом (определения от 09.06.2015 N 1223-О, от 20 ноября 2014 года N 2655-О, от 23 декабря 2014 года N 2893-О, от 29 января 2015 года N 117-О и др.).
При таких обстоятельствах Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в соответствии с ч. 2 ст. 56 ЖК РФ обоснованно снял фио и членов его семьи с жилищного учета как утративших основания, дающие право на обеспечение жильем.
Следует отметить, что порядок предоставления военнослужащим жилых помещений и, соответственно, предоставления документов о сдаче ранее предоставленных за счет Министерства обороны РФ жилых помещений определен инструкциями, утвержденными Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 (ред. от 30.11.2017) "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (вместе с "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", "Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений") (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2010 N 18841).
С учетом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, поставив семью военнослужащего фио на жилищный учет на основании решения суда, Департамент жилищного обеспечения фио РФ не лишен права принять решение о снятии семьи с такого учета при выявлении обстоятельств, препятствующих обеспечению жильем с учетом действующего в настоящее время правового регулирования.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, ничем по существу их не опровергают, и не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Суд первой инстанции исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применил нормы материального права и не допустил процессуальных нарушений, влекущих отмену решения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Головинского районного суда адрес от 30 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца фиопо доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.