Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В.
судей Масленниковой Л.В, Лобовой Л.В.
при секретаре Утешеве С.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе фио на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 28 марта 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве", УСЗН СВАО г. Москвы о признании незаконной индивидуальной программы реабилитации инвалида N 110.60.77/2018 от 01.02.2018 года, обязании восстановить ранее выданные индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида, взыскании судебных расходов - отказать.
Взыскать с Управления Судебного департамента в городе Москвы за счет средств федерального бюджета в пользу Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (г. Москва, ул. Ивана Сусанина, д. 3) расходы по проведению экспертизы N 4440//2019 от 07.02.2019 года в размере 37 000 руб.
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве", УСЗН СВАО г. Москвы с иском, уточнив который, просила признать незаконной индивидуальную программу реабилитации инвалида N 110.60.77/2018 от 01 февраля 2018 года, обязать восстановить ранее выданные индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида, взыскать судебные расходы.
В обоснование заявленных требований фио ссылалась на то, что была введена в заблуждение необходимостью получения новой ИПРА без ошибок, поскольку у нее на руках имелась ИПРА с ошибками по двум позициям, которые были исправлены и содержали подпись и печать, в связи с чем полагает, что ее заставили обратиться в МСЭ. 05 февраля 2018 года были аннулированы все ТСР, прописанные бессрочно в ИПРА 2009 года, 2012 года, 2013 года, 2014 год и 2016 года, в связи с введением новых стандартов. Истец считает, что она была введена в заблуждение и ей не были разъяснены последствия получения новой ИПРА, что является незаконным и нарушает её права.
В судебное заседание представитель фио по доверенности фио явилась, исковые требования, с учетом внесенных изменений, поддержала.
Представитель ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве" в суд не явился, ранее представил письменные возражения, в которых требования истца не признал.
Представитель УСЗН СВАО г. Москвы в суд не явился, ранее представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения исковых требований возражал.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит фио в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии представитель ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве" не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался судом надлежащим образом, о чем свидетельствует Отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором Почты России.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве".
Проверив материалы дела, выслушав фио и её представителя адвоката фио, представителя УСЗН ВАО г. Москвы по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 года г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания граждан инвалидами определены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95.
В силу п.п. 2, 5-7 названных Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности ( часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида ( часть 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний ( часть 3 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями ( часть 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно пунктам 2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 3 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утвержденного Приказом Минтруда России от 13.06.2017 года N 486н, ИПРА инвлида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро).
В соответствии с пунктом 9 указанного Порядка при необходимости внесения изменений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).
При необходимости внесения исправлений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в связи с изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных или абилитационных мероприятий инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется и выдается новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
При необходимости внесения исправлений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в связи с изменением персональных данных инвалида (ребенка-инвалида), а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая, арифметическая либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида), обращению организаций, предоставляющих меры социальной защиты инвалиду (ребенку-инвалиду), распоряжению руководителя главного бюро (Федерального бюро) взамен ранее выданной составляется и выдается новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу и проведения дополнительного освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида).
В новой ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) указываются реабилитационные или абилитационные мероприятия, товары и услуги, в которых нуждается инвалид (ребенок-инвалид). Ранее выданная ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) погашается путем перечеркивания первой страницы и размещения в право верхнем углу надписи "погашена", приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.
Судом установлено, что фио является инвалидом второй группы по причине общего заболевания бессрочно.
24 ноября 2009 года фио была выдана ИПР N 2454 к Акту освидетельствования N 2576 от 16 ноября 2009 года, в которой в раздел технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, вписаны: корсет 2 шт. в год бессрочно и сложная ортопедическая обувь 2 пары, включая 1 пару на утепленной подкладке бессрочно.
Согласно ИПР N 544 к Акту освидетельствования N 572 от 08 февраля 2013 года фио рекомендовано: костыли с подлокотниками 2 шт, ступенька для ванны, насадка на унитаз (откидная), поручни 4 шт. Сроки проведения мероприятий с применением TCP с 20 февраля 2013 года по 20 февраля 2014 года.
Из ИПР N 1587 к Акту освидетельствования N 1620 от 05 июля 2013 года следует, что фио рекомендовано: корсет на пояснично-крестцовый отдел позвоночника, костыли с опорой под локоть 2 шт, сроки замены и количество согласно действующим нормативным актам, сложная ортопедическая обувь 2 пары, в том числе 1 пара на утепленной подкладке, сроки замены и количество согласно действующим нормативным актам, насадка на унитаз (фиксируемая), сроки замены и количество согласно действующим нормативным актам, сиденье для ванны, сроки замены и количество согласно действующим нормативным актам. Сроки проведения мероприятий с применением TCP - бессрочно, исполнитель - ОСЗ ДСЗН г. Москвы. Сроки проведения мероприятий с применением TCP - бессрочно.
Согласно ИПР N 1332 к Акту освидетельствования N 1478.60.77/2014 от 27 июня 2014 года фио рекомендован перечень ТСР: трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения 1 шт. бессрочно, кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) 1 шт. бессрочно, исполнитель - ОСЗ ДСЗН г. Москвы. Сроки проведения мероприятий с применением TCP - бессрочно.
27 января 2016 истцу фио разработана ИПР N 111.60.77/2016 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N 113.60.77/2016 от 27 января 2016 года, согласно которой фио нуждается в мероприятиях медицинской реабилитации бессрочно; нуждается в социально-средовой реабилитации или абилитации бессрочно; нуждается в социально-психологической реабилитации или абилитации бессрочно; нуждается в социокультурной реабилитации или абилитации бессрочно; нуждается в социально-бытовой адаптации бессрочно.
Технические средства реабилитации и услуг по реабилитации, представляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета: трость, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения 1 шт, кресло-стул с санитарным оснащением активного типа 1 шт, абсорбирующее белье 3 шт. в сутки, корсет полужесткой фиксации 1 шт. на полгода (запись "на полгода" рукописная, дополнена "исправленному верить", заверена подписью и круглой печатью), обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки 1 пара, обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке 1 пара, поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные) 2 пары, костыли с опорой под локоть без устройства противоскольжения 1 пара. Сроки проведения мероприятий с применением TCP - бессрочно, исполнитель - ДСЗН (имеется отметка об исполнении 05 апреля 2016 года ? костыли с подлокотной опорой 2 шт.).
В разделе ИПРА - TCP, предоставляемые инвалиду за счет средств бюджета субъекта РФ, за счет средств инвалида либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности: сиденье в ванну 1шт, насадка на унитаз 1 шт, прикроватный столик 1 шт, ступенька в ванну 1 шт. (запись "ступенька в ванну" рукописная, дополнена "исправленному верить", подпись и круглая печать). Сроки проведения мероприятий с применением TCP - бессрочно, исполнитель - ДСЗН г. Москвы (отметка об исполнении 26 сентября 2016 года).
16 января 2018 года фио в лице представителя по доверенности фиоА обратилась с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы с целью разработки ИПРА в бюро N 60 - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве", о чем было представлено направление на медико-социальную экспертизу от 27 декабря 2017 года с указанием технических средств медицинской реабилитации. Дополнительно к техническим средствам реабилитации, содержащимся в ИПРА от 27 января 2016 года, указаны ортопедический матрас и подушки.
01 февраля 2018 года фио была проведена очная медико-социальная экспертиза.
По результатам освидетельствования фио разработана ИПРА N 110.60.77/2018 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина N 142.60.77/2018 от 01 февраля 2018 года, в которой определена нуждаемость в медицинской, социальной реабилитации.
В разделе "Рекомендуемые технические средства реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета" указаны: трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения 1 шт.; бандаж ортопедический поддерживающий или фиксирующий из хлопчатобумажных или эластичных тканей, в том числе бандаж-грация- трусы, бандаж-трусы, бандаж-панталоны на область живота при ослаблении мышц, брюшной стенки, опущении органов, после операций на органах брюшной полости 1 шт.; урологические прокладки: 1 шт. в 8 часов или 3 шт. в сутки.
07 февраля 2018 года фио в порядке обжалования обратилась с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы в связи с несоответствием ИПРА реальным запросам и нуждаемости, отсутствием в ней исходных функциональных нарушений и необходимых TCP и реабилитационных мероприятий, указанных в предыдущих ИПР с 2009 года по 2015 год.
02 марта 2018 года фио была проведена повторная медико-социальная экспертиза, оформленная протоколом медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы N 297.104.Э.77/2018 от 02 марта 2018 года, согласно которому подтверждена обоснованность решения Бюро N 60 - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России.
По ходатайству стороны истца определением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 03 марта 2018 года по делу было назначено проведение амбулаторной заочной медико-социальной (по медицинским документам) экспертизы.
Согласно заключению эксперта от 07 февраля 2019 года фио, инвалиду второй группы с причиной общее заболевание бессрочно, в Бюро N 60 была разработана ИПРА инвалида N 111.60.77/2016 от 27 января 2016 года, в разделе TCP и услуги по реабилитации которой было указано 12 позиций бессрочно.
В разделе ИПРА TCP, представляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета: корсет полужесткой фиксации 1 шт. на полгода (запись "на полгода" рукописная, дополнена записью "исправленному верить", заверена подписью и круглой печатью); в разделе ИПРА TCP, предоставляемые инвалиду за счет средств бюджета субъекта РФ, за счет средств инвалида либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности: ступенька в ванну 1 шт. (запись рукописная, дополнена "исправленному верить", исправление заверено подписью и круглой печатью).
В соответствии с отметками в представленной ИПР от 27 января 2016 года истцу исполнителем было выдано TCP по 5 позициям: костыли с подлоктевой опорой 2 шт. (выданы 05 апреля 2016 года), сиденье в ванну, насадка на унитаз, прикроватный столик, ступенька в ванну (выданы 26 сентября 2016 года). Исполнителем причина невыполнения остальных реабилитационных или абилитационных мероприятий не указана.
В ИПР инвалида N 1587 от 05 марта 2013 года была внесена кровать медицинская многофункциональная за счет собственных средств.
При проведении судебной медико-социальной экспертизы установлены функциональные нарушения организма истца в количественной оценке согласно Приложению к Классификациям и критериям N 1024н.:
- нарушения функций сердечно сосудистой системы - 70% (выраженные) по п. 2.2.2.4;
- нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций - 60% (умеренные) по пункту 13.2.4.51;
- нарушение мочевыделительной функции - 40% (умеренные) по пункту 4.1.8.2.
Также суд установил, что 16 января 2018 года фио, действующая в интересах фио на основании доверенности от 15 января 2018 года, обратилась в бюро N 60 с заявлением о предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью разработки ИПР и представила направление на медико-социальную экспертизу от 27 декабря 2017 года, в 34 пункте которого указаны технические средства медицинской реабилитации, показанные по заболеваниям опорно-двигательного аппарата и мочевыделительной системы по 13 позициям. Дополнительно к техническим средствам реабилитации, содержащимся в ИПРА от 27 января 2016 года, указаны ортопедический матрас и подушки. При освидетельствовании в бюро истец заявляла о необходимости внесения в ИПРА "ремонт функциональной кровати".
Согласно представленным медико-экспертным документам государственная услуга по проведению медико-социальной экспертизы была предоставлена фио 01 февраля 2018 года очно.
По результатам освидетельствования специалистами бюро N 60 была разработана и выдана ИПРА инвалида N 110.60.77/2018, в которую вписаны: TCP за счет средств федерального бюджета - трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения 1 шт, бессрочно; бандаж ортопедический поддерживающий или фиксирующий из хлопчатобумажных или эластичных тканей, в том числе бандаж-грация-трусы, бандаж-трусы, бандаж-панталоны на область живота при ослаблении мышц, брюшной стенки, опущении органов, после операций на органах брюшной полости 1 шт, бессрочно; TCP за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - урологические прокладки 1 шт. в 8 часов или 3 шт. в сутки, бессрочно.
При осмотре лечащим врачом в ГВВ N 3 от 21 июня 2018 года: походка устойчивая с одним костылем. Продольно-поперечное плоскостопие, вальгусная деформация 1-х пальцев и молоткообразная деформация 2-х пальцев обеих стоп. Пальпация проекции правого т/бедренного сустава умеренно болезненная, движения в эндопротезе: сгибание/разгибание ? 70/0 гр, отведение/приведение 15/5 гр. Мышечная сила в конечности достаточная. Активные движения в левом тазобедренном суставе болезненные, ограничены".
В других представленных медицинских и медико-экспертных документах указание на продольно-поперечное плоскостопие, вальгусную деформацию 1-х пальцев и молоткообразную деформацию 2-х пальцев обеих стоп отсутствует. По данным обследований врачами медицинских организаций, оказывающих фио медицинскую помощь в амбулаторных условиях амплитуда движений сгибания-разгибания левого тазобедренного, коленных суставов в градусах, изменение походки не описаны.
Рентгенологически 15 августа 2018 слева определялось проявление коксартроза 2 ст, без явной рентгенологической динамики по сравнению с исследованием от 2017. Справа состояние после эндопротезирования сустава от 2012. Фиксация элементов цементная. Положение элементов эндопротеза правильное. Выраженный иволютивный остеопороз. Вальгусная деформация 1-х пальцев и молоткообразная деформация 2-х пальцев обеих стоп не установлены (не описаны).
Технические средства реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, предоставляются ему по медицинским показаниям и противопоказаниям.
На 01 февраля 2018 года, когда в бюро N 60 была разработана и выдана фио ИПРА N 110.60.77/2018, действовал Перечень N 998н (в настоящее время принят "Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации", утвержденный приказом Минтруда России от 28 декабря 2017 года (ред. от 05 декабря 2018 года) N 888н.).
Медицинскими показаниями для обеспечения инвалидов сложной ортопедической обувью согласно пункту 9-01 и 02 Перечня N 998н являлись: стойкие умеренно выраженные статодинамические нарушения вследствие заболеваний, последствий травм, деформаций стоп: статическая недостаточность стоп с выраженными анатомическими проявлениями; укорочение длины конечности свыше 30 мм; врожденные и ампутационные дефекты стоп; паралитические деформации стоп; врожденные деформации (эквиноварусная деформация (косолапость), эквинусная (конская) стопа, плоско-вальгусная стопа и т.д.; остаточные деформации после повреждений стопы; анкилоз голеностопного сустава; лимфостаз (слоновость) и акромегалия; использование фиксационных аппаратов и туторов, синдром диабетической стопы".
Медицинскими показаниями для обеспечения инвалидов кресло-стулом с санитарным оснащением согласно пункту 23 Перечня N 998н являлись: стойкие выраженные или значительно выраженные нарушения статодинамических функций вследствие: заболеваний, последствий травм, деформаций тазобедренного, коленного, голеностопного суставов обеих нижних конечностей; заболеваний, последствий травм, деформаций костей обеих нижних конечностей; ампутационных культей обеих бедер или голеней; заболеваний, последствий травм центральной, периферической нервной системы (выраженный или значительно выраженный парез обеих нижних конечностей, выраженный гемипарез, гемиплегия, паралич обеих или одной нижней конечности, выраженный или значительно выраженный тетрапарез, выраженный или значительно выраженный трипарез, выраженные или значительно выраженные гиперкинетические нарушения, значительно выраженная атаксия, выраженные вестибуло-мозжечковые нарушения, выраженные амиостатические нарушения); стойкие умеренные нарушения статодинамических функций вследствие ампутационной, врожденной культи одного бедра на любом уровне независимо от пригодности к протезированию, ампутационных, врожденных культей обеих стоп на уровне сустава Шопара; болезней системы кровообращения (хроническая артериальная недостаточность III степени, хроническая венозная недостаточность III степени, слоновость в стадии лимфодемы обеих нижних конечностей); болезней органов дыхания (дыхательная недостаточность III степени в сочетании с недостаточностью кровообращения любой степени); болезней органов пищеварения (недостаточность функции печени III стадии с портальной гипертензией и асцитом); болезней мочеполовой системы недостаточность III стадии); злокачественных новообразований (IV клиническая группа); психических расстройств с тяжелой или глубокой умственной отсталостью, деменцией.
Медицинскими показаниями для обеспечения инвалидов костылями с опорой под локоть согласно пункту 6-31 и 32 Перечня N 998н являлись: стойкие умеренные и выраженные нарушения статодинамических функций и функций кровообращения вследствие: заболеваний, последствий травм и деформаций обеих нижних конечностей, таза и позвоночника; порочного положения стопы с трофическими расстройствами и с нарушением ее опороспособности; хронического рецидивирующего (подострого) остеомиелита нижней конечности с нарушением ее опороспособности; выраженный или значительно выраженный болевой синдром, обусловленный осложнениями после эндопротезирования суставов нижних конечностей; ампутационная, врожденная культя одной нижней конечности; ампутационные, врожденные культи обеих нижних конечностей (при условии протезирования как минимум одной культи); заболеваний, последствий травм центральной, периферической нервной системы (выраженный гемипарез, выраженный парез обеих нижних конечностей, выраженный парез одной нижней конечности в сочетании с умеренным парезом одной верхней конечности (перекрестно)); болезней системы кровообращения (хроническая артериальная недостаточность II - III степени, хроническая венозная недостаточность II - III степени, лимфедема в стадии "слоновости" - обеих нижних конечностей).
Медицинскими показаниями для обеспечения инвалидов поручнями (перилами) для самоподнимания согласно пункту 6-50 Перечня N 998н являлись: стойкие выраженные нарушения статодинамических функций вследствие: заболеваний, последствий травм и деформаций обеих нижних конечностей, таза и позвоночника; заболеваний, последствий травм центральной, периферической нервной системы, в том числе вследствие хронического рецидивирующего (подострого) остеомиелита нижней конечности с нарушением ее опороспособности; ампутационных, врожденных культей обеих нижних конечностей; болезней системы кровообращения (хроническая артериальная недостаточность III степени обеих нижних конечностей); заболеваний, последствий травм центральной, периферической нервной системы (выраженный гемипарез); умеренный или выраженный парез обеих нижних конечностей; выраженный парез одной нижней конечности в сочетании с умеренным парезом одной верхней конечности (перекрестно); умеренный или выраженный тетрапарез; умеренный или выраженный трипарез; заболеваний органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитет.
Медицинскими показаниями для обеспечения инвалидов корсетом полужесткой фиксации согласно пункту 8-69 Перечня N 998н являлись: стойкие умеренные, выраженные или значительно выраженные нарушения статодинамических функций позвоночника вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития.
По данным всех представленных медицинских и медико-экспертных документов заболеваний, последствий травм или дефектов, перечисленных в пунктах 6, 8, 9, 23 Перечня N 998н, у фио не имелось.
При проведении судебной медико-социальной экспертизы фио установлено, что имеющиеся заболевания по степени выраженности функциональных нарушений организма не давали правовых оснований для обеспечения истца техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета, содержащихся в ИПРА N 111.60.77/2016 от 27 января 2016 года: костылями с опорой под локоть с устройством противоскольжения и без устройства противоскольжения, поручнями (перилами) для самоподнимания, корсетом полужесткой фиксации, сложной ортопедической обувью без утепленной подкладки и на утепленной подкладке, кресло-стулом с санитарным оснащением не установлено, в соответствии с пунктам 6-31 и 32; 6-50; 8-69; 9-01 и 02; 23 Перечня N 998.
В ИПРА N 110.60.77/2018 от 01 февраля 2018 года фио обоснованно не включены технические средства реабилитации, услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета, указанные в ИПРА от 27 января 2016 года: кресло-стул с санитарным оснащением, обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки и на утепленной подкладке, поручни для самоподнимания, костыли с опорой под локоть, корсет полужесткой фиксации.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 67,187 ГПК РФ, в том числе заключение экспертизы и показания допрошенного в ходе слушания дела свидетеля, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе фио в удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из того, что оснований для признания незаконной индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида N 110.60.77/2018 от 01 февраля 2018 года и заявления на предоставление государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью разработки ИПРА с направлением на МСЭ, восстановления ранее выданных ИПР от 2009 года, 2012 года, 2013 года, 2014 года, 2016 года, исключения в ИПРА от 2016 года технических исправлений и включения двух позиций: медицинская многофункциональная кровать; ремонт протезно-ортопедического изделия, которые были прописаны в ИПРА от 2013 года, в данном случае не имеется, поскольку каких-либо нарушений процедуры проведения освидетельствования истца допущено не было и, кроме того, по смыслу приведенных выше нормативных положений после выдачи новой ИПРА инвалида ранее выданная ИПРА (ИПР) перестает действовать.
Доводы о том, что фио была введена в заблуждение и ей не были разъяснены последствия поданного ее представителем заявление на предоставление государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью разработки ИПРА с направлением на МСЭ, в том числе не разъяснено то обстоятельство, что ей необходимо было только исключить в ИПРА от 2016 года технические исправления, а направление на МСЭ с целью разработки новой ИПРА не требовалось, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, поскольку они ничем не подтверждаются и опровергаются имеющимися в деле материалами, согласно которым обращение истца 01 февраля 2018 года было вызвано не необходимостью внесения исправлений в ИПРА инвалида без оформления нового направления на МСЭ, а необходимостью внесения дополнений в ИПРА инвалида, о чем истцу было выдано новое направление на МСЭ с указанием технических средств медицинской реабилитации и составлена новая ИПРА инвалида, что подтвердила допрошенная в процессе судебного разбирательства свидетель фио
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе касающиеся полномочий представителя фио по доверенности фио и неправомерности заключения судебной экспертизы, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 28 марта 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: фио Дело N 33-32658/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В.
судей Масленниковой Л.В, Лобовой Л.В.
при секретаре Утешеве С.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе фио на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 28 марта 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве", УСЗН СВАО г. Москвы о признании незаконной индвидиуальной программы реабилитации инвалида N 110.60.77/2018 от 01.02.2018 года, обязании восстановить ранее выданные индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида, взыскании судебных расходов - отказать.
Взыскать с Управления Судебного департамента в городе Москвы за счет средств федерального бюджета в пользу Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (г. Москва, ул. Ивана Сусанина, д. 3) расходы по проведению экспертизы N 4440//2019 от 07.02.2019 года в размере 37 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 28 марта 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.