Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Ворониной И.В,
судей Щербаковой А.В, Митрофановой Г.Н,
при секретаре Каспар А.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной И.В,
дело по апелляционной жалобе НОЧУ СОШ "Русский Гарвард"
на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 9 апреля 2019 года, которым постановлено:
признать бездействие Негосударственного образовательного частного учреждения средней общеобразовательной школы "Русский Гарвард" незаконным в части не выполнения мероприятий по категорированию, разработке и согласованию паспорта безопасности объекта.
Обязать Негосударственное образовательное частное учреждение среднюю общеобразовательную школу "Русский Гарвард" выполнить мероприятия по категорированию, разработке и согласованию паспорта безопасности объекта, расположенного по адресу: *.
Взыскать с Негосударственного образовательного частного учреждения средней общеобразовательной школы "Русский Гарвард" госпошлину в бюджет г. Москвы в размере 6000 рублей,
УСТАНОВИЛА:
Чертановский межрайонный прокурор г. Москвы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Негосударственному образовательному частному учреждению средней общеобразовательной школе "Русский Гарвард" (НОЧУ СОШ "Русский Гарвард"), ссылаясь на то, что НОЧУ СОШ "Русский Гарвард" имеет лицензию на оказание образовательных услуг, выданную 22.08.2014 г. Департаментом образования г. Москвы бессрочно, для осуществления образовательной деятельности арендует помещение N* по адресу: *. Прокуратурой была проведена проверка исполнения ответчиком требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей и антитеррористической защищенности. По результатам проверки были выявлены нарушения требований Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 г. N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", а именно: учреждением не выполнены мероприятия по категорированию, разработке и согласованию паспорта безопасности объекта. В связи с этим, истец просил признать бездействие ответчика, выраженное в невыполнении мероприятий по категорированию, разработке и согласованию паспорта безопасности объекта, незаконным, обязать ответчика выполнить соответствующие действия (л.д. 3-6).
Представитель истца Чертановского межрайонного прокурора г. Москвы Клевцова * в суд явилась, иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика НОЧУ СОШ "Русский Гарвард" по доверенности Кувшинский* в суд явился, иск не признал, представил и поддержал письменные возражения по заявленным требованиям, где указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" категорированию подлежат места массового пребывания людей, к которым НОЧУ СОШ "Русский Гарвард" не относится. По состоянию на 12.02.2019 г. в учреждении обучается 5 учеников, в штате состоит 14 человек (1 директор, 9 учителей, 4 охранника), всего 20 человек. Преподаватели приходят за 15 минут до начала занятий, проводят уроки согласно расписанию (по 45 минут), после чего покидают территорию школы. Директор находится в школе с понедельника по пятницу с 7-50 до 16-00, если должностными инструкциями не предусмотрено иное. Круглосуточно в школе находится только 1 охранник.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по г. Москве по доверенности Вылегжанин* в суд явился, просил удовлетворить иск.
Представитель третьего лица ГУ МВД России по г. Москве по доверенности Верховская* в суд явилась, просила удовлетворить иск.
Представитель третьего лица ФГКУ "УВО ВНГ России по г. Москве" Лашманов*. в суд явился, просил удовлетворить иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобыответчик НОЧУ СОШ "Русский Гарвард", считая его незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика НОЧУ СОШ "Русский Гарвард" по доверенности Кувшинский*, в судебное заседание апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Представитель истца Чертановского межрайонного прокурора г. Москвы Вдовичев * в судебное заседание коллегии явился,доводы апелляционной жалобы не признал, просил решение суда не отменять, жалобу отклонить.
Представители третьих лиц ГУ МЧС России по г. Москве по доверенности Попов *, в судебное заседание апелляционной инстанции явились, возражали против доводов жалобы.
Представитель ГУ МВД России по г. Москве по доверенности Гришина * в судебное заседание явилась, доводы жалобы оставила на усмотрение суда.
Представитель ФГКУ "УВО ВНГ России по г. Москве" в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором. Кроме того, информация о слушании дела является общедоступной, содержится на сайтах суда первой инстанции и Мосгорсуда, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Закона юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. N 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий).
Перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.2).
Категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий (п. 6).
В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей:
а) место массового пребывания людей 1 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;
б) место массового пребывания людей 2 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;
в) место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек (п. 10).
На каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности (п. 14).
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 г. N 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - объект (территория) (п. 1).
Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образованияи науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки, являющиеся правообладателями объектов (территорий)) (п. 2).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 4).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории (п. 5).
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия):
а) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований;
б) при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 30 дней со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию (п. 7).
Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней (п. 8).
В состав комиссии включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники объекта (территории), а также представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).
К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).
Комиссию возглавляет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории) (п. 9).
В ходе своей работы комиссия:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
в) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения;
г) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) уязвимые места и критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;
д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования (п. 10).
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки и неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (п. 14).
На каждый объект (территорию) на основании акта обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории) (п. 40).
Паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) или уполномоченными ими лицами и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом (п. 41).
Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки (п. 42).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 27.12.2012 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации юридического лица - НОЧУ СОШ "Русский Гарвард" (л.д. 34).
22.08.2014 г. Департамент образования г. Москвы выдал НОЧУ СОШ "Русский Гарвард" лицензию на оказание образовательных услуг со сроком действия - бессрочно (л.д. 39).
Юридическим и фактическим адресом НОЧУ СОШ "Русский Гарвард" является: *, пом. 3, помещение арендуется, срок договора аренды - с 15.08.2018 г. по 14.07.2019 г. (л.д. 40-44).
26.11.2018 г. комиссией (должностным лицом) в составе старшего помощника Чертановского межрайонного прокурора г. Москвы, при участии начальника ОКиАЗО МОВО по ЮАО "УВО ФГКУ ВНГ" России по г. Москве в НОЧУ СОШ "Русский Гарвард" проведена проверка на предмет исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей и антитеррористической защищенности.
По результатам проверки был составлен акт от 26.11.2018 г, в котором указывается на нарушение НОЧУ СОШ "Русский Гарвард" требований Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 г. N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", а именно: учреждением не выполнены мероприятия по категорированию, разработке и согласованию паспорта безопасности объекта (л.д. 45-46).
Соответствующие мероприятия не выполнены до настоящего времени, ответчик полагает, что не обязан принимать меры к их выполнению, поскольку не относится к числу мест массового пребывания людей.
Оценивая доводы сторон, суд пришел к следующему.
В рассматриваемом случае, вопреки мнению ответчика, применению подлежит Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 г. N 1235, предусматривающее обязанность образовательного учреждения проводить мероприятия по категорированию объекта вне зависимости от количества пребывающих в нем людей и разработке и согласованию паспорта безопасности объекта.
В виду невыполнения ответчиком предписанных нормативно-правовыми актами мероприятий суд счел необходимым удовлетворить иск в полном объеме.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении требований.
Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется. Мотивы, по которым суд пришел к выводу об удовлетворении требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Доводы жалобы о том, что НОЧУ СОШ "Русский Гарвард" не подпадает ни под одну категорию для получения паспорта безопасности, предусмотренную законодательством РФ, не влекут отмены принятого решения, поскольку выражают правовую позицию ответчика в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, выражают несогласие с выводами суда, направлены на иное толкование закона и обстоятельств дела.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку направлены на иное неверное толкование закона, иную оценку доказательств по делу, которым дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чертановского районного суда г. Москвы от 9 апреля 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу НОЧУ СОШ "Русский Гарвард" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.