Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С,
судей Грибовой Е.Н, Васильевой Е.В,
при секретаре Распитине А.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 20 мая 2019 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать Распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 07.10.2018г. N 37530 в части снятия с жилищного учета Ткаченко Н*В*, Бабенко А*С*, Павельева И*Н* незаконным.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества г. Москвы восстановить Ткаченко Н*В*, Бабенко А*С*, Павельева И*Н* на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет с 1990 года.
В остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Ткаченко Н.В. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании распоряжения о снятии с жилищного учета незаконным, обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исковые требования мотивированы тем, что семья истца из пяти человек (Ткаченко Н.В, дочь Бабенко А.С, сын Павельев И.Н, мать Бекина Л.А, отец Бекин В.В.) с 1990 года состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 07 октября 2018 года N 37530 они были с жилищного учета сняты ввиду обеспеченности площадью жилых помещений более нормы предоставления в связи со смертью родителей истца Бекиной Л.А. и Бекина В.В, а также в связи с учетом площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности супругу истца - Ткаченко Д.Ю. Полагая свои права нарушенными, истец просила суд признать незаконным и отменить распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N 37530 от 07 октября 2018 года, обязать Департамент городского имущества города Москвы восстановить семью истца из четырех человек (Ткаченко Н.В, дочь Бабенко А.С, сын Павельев И.Н, дочь Ткаченко В.Д. ) на учёте по улучшению жилищных условий с даты постановки на учет.
Истец Ткаченко Н.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, направила в суд своего представителя, который исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы, третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания по делу извещались надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Алексанян А.А, представителя истца Ткаченко Н.В. по доверенности Мякотина С.В, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, которые о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Ткаченко Н.В. в составе семьи из четырех человек (она, дочь Бабенко А.С, сын Павельев И.Н, дочь Ткаченко В.Д. ) зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***, где на основании договора социального найма от 06 июля 2012 года N *** занимает двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 43,5 кв.м.
С 1990 года семья истца из 5 человек (Ткаченко Н.В, дочь Бабенко А.С, сын Павельев И.Н, мать Бекина Л.А, отец Бекин В.В.) состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, учетное дело N ***.
Как установлено судом, в связи со смертью Бекина В.В, наступившей в 2012 году, и смертью Бекиной Л.А, наступившей в 2017 году, указанные лица сняты с регистрационного учета по месту жительства.
С 2016 года истец Ткаченко Н.В состоит в зарегистрированном браке с Ткаченко Д.Ю, который один зарегистрирован с 1995 года по месту жительства по адресу: ***, где занимает жилой дом общей площадью 47,3 кв.м.
Согласно информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и Реестра прав собственности на недвижимое имущество, Государственного реестра Ипотек, Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества субъекта Ткаченко Д.Ю. является собственником:
- с 2008 года 1/3 доли в праве на квартиру общей площадью 33,7 кв. м по адресу: ***;
- с 2011 года 1/4 доли в праве на квартиру общей площадью 55,6 кв. м по адресу: ***;
- с 2004 года 1/4 доли в праве на квартиру общей площадью 56,2 кв. м по адресу: ***;
- с 2009 года 3/8 доли в праве на квартиру общей площадью 64,2 кв. м по адресу: ***;
- с 2004 года 1/2 доли в праве на квартиру общей площадью 37,0 кв. м по адресу: ***;
- с 2011 года квартиры общей площадью 41,7 кв. м по адресу: ***;
- с 2009 года квартиры общей площадью 44,9 кв. м по адресу: ***;
- с 2007 года 1/4 доли в праве на квартиру общей площадью 67,2 кв. м по адресу: ***;
- с 2003 года жилого дома общей площадью 46,9 кв. м по адресу: ***.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы N 37530 от 07 ноября 2018 года родители истца Бекина Л.А. и Бекин В.В. были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи со смертью, а Ткаченко Н.В. с дочерью Бабенко А.С. и сыном Павельевым И.Н. сняты с жилищного учета в связи с тем, что суммарная площадь жилых помещений, находящихся на праве пользования и на праве собственности у Ткаченко Н.В. и членов ее семьи, в том числе супруга Ткаченко Д.Ю, составляет 322,9 кв.м, то есть обеспеченность площадью жилого помещения на одного человека составляет 64,6 кв.м (322,9 кв.м/5 человек), что превышает установленную в городе Москве норму предоставления площади жилого помещения (18 кв.м на одного человека).
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 15 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы снимаются с жилищного учета: 1) в случае выезда на постоянное место жительства за пределы города Москвы; 2) при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений; 3) при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях; 4) при перечислении в установленном порядке субсидии; 5) при выявлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в представленных заявителем документах не соответствующих действительности сведений, которые послужили основанием для принятия заявителя на жилищный учет; 6) при выявлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на жилищный учет, приведших к необоснованному принятию граждан на жилищный учет; 7) при подаче в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы личного заявления о снятии с жилищного учета или в случае предоставления им жилого помещения в соответствии с настоящим Законом; 8) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
На основании ст. 14 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" право состоять на жилищном учете сохраняется за жителями города Москвы, в том числе до выявления предусмотренных статьей 15 указанного Закона оснований для снятия их с жилищного учета.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Согласно ч.1 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применяя нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к верному выводу, что заявленные истцом требования подлежат частичному удовлетворению.
Признавая незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 07 октября 2018 года N 37530 в части снятия Ткаченко Н.В. с дочерью Бабенко А.С. и сыном Павельевым И.Н. с жилищного учета, суд верно исходил из того, что Ткаченко Д.Ю. на улучшение жилищных условий совместно с семьей истца не претендует, истец с детьми в жилые помещения, занимаемые и принадлежащие Ткаченко Д.Ю, не вселялись и права пользования этими жилыми помещениями не приобрели, совместно нажитым имуществом они не являются, в связи с чем не подлежат учету с целью исчисления площади жилых помещений, приходящихся на семью истца.
Таким образом, поскольку с уществовавших до введения в действие ЖК РФ оснований, дававших семье истца право на улучшение жилищных условий, они не утратили, истец с детьми обеспечены жилым помещением общей площадью менее нормы предоставления, суд обоснованно пришел к выводу об обязании Департамента городского имущества г.Москвы восстановить семью истца из трех человек (Ткаченко Н.В, дочь Бабенко А.С, сын Павельев И.Н.) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет, то есть с 1990 года.
При этом в удовлетворении требований истца о восстановлении на жилищном учете несовершеннолетней Ткаченко В.Д, *** года рождения, суд первой инстанции правомерно отказал, поскольку она на жилищном учете в составе семьи истца не состояла.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика касаются обстоятельств, установленных судом первой инстанции, были предметом подробного изучения суда первой инстанции и направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 20 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.