Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истцов фио, фио действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего фио, фио фио И.Ш. на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио, фио действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего фио, фио к Департаменту городского имущества адрес (далее -Департамент) о признании распоряжения о снятии с жилищного учета незаконным, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истцы фио, фио действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего фио, фио, обратились в суд с исковыми требованиями о признании незаконным действия Департамента по снятию с жилищного учета, мотивируя их тем, что распоряжением Департамента городского имущества адрес N 39322 от дата истцы сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований для получения жилого помещения по договору социального найма (безвозмездного пользования), поскольку имущественная обеспеченность больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, что не соответствует действительности.
Представитель истцов в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, по доводам подробно изложенным в письменном виде.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель истцов фио по доводам апелляционной жалобы и просит постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.
Истцы фио, фио действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего фио, фио в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили в суд своего представителя фио, которая в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес фио в заседание судебной коллегии явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, выражал согласие с решением суда первой инстанции, просил оставить его в силе.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в главе 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определены основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 49 ЖК РФ право на предоставление жилого помещения по договору социального найма имеют малоимущие граждане, признанные по установленным вышеуказанным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок признания граждан малоимущими в целях признания их нуждающимися в жилых помещениях определен Законом адрес от дата N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (далее - Закон N 7). Постановлением Правительства Москвы от дата N 362-ПП "О мерах по реализации Закона адрес "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" определена методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей адрес малоимущими.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 7 малоимущими гражданами признаются жители адрес, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона N 7 в редакции Закона адрес от дата N 55 общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, либо является нанимателем по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что фио датар. в составе семьи из 4 человек (она, дочь фио датар, внук фио датар, внучка фио датар.) зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, где на основании договора социального найма от дата N 5920-01-2018-18005591 занимает двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 45,5 кв. м.
фио одна состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях с дата, учетное дело N 59-01-959160-2005-1107.0. фио в браке не состоит.
дата проведена перерегистрация учетного дела истца, в процессе которой было установлено следующее.
Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека (Ст.пл.ж) - жилищная обеспеченность, устанавливается по формуле:
Ст.пл.ж = Щкв.м адреснеобх,
где:
Пл.необх - общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления, определяемая в соответствии с пунктом 2.2 Методики;
Ц 1кв.м - цена, устанавливаемая для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность (п. 2.1 Методики).
адрес жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека (Пл.необх), определяется по формуле:
Пл.необх = (Пл. чел адрес) - Пл.соб.сем, где:
Числ.чл.сем - число членов семьи, определяемое в соответствии с пунктом 3.3 Методики;
Пл.чел - норма предоставления на одного человека (18 квадратных метров);
Пл.соб.сем - общая площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых члены семьи обладают правом собственности либо являются нанимателями по договору социального найма.
В случае если размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности либо является нанимателем по договору социального найма, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме, установленной законом адрес на каждого члена семьи, выносится решение об отказе в признании малоимущими (п. 2.2 Методики).
Жилищная обеспеченность - стоимость жилого помещения, которое необходимо приобрести для обеспечения по норме предоставления общей площади жилого помещения на одного человека, составляет сумма (18x4- 45,5) х 91 670), где:
- 18 кв. м - норма предоставления на одного человека;
- 4 - число членов семьи;
- 45,5 кв. м - площадь жилого помещения, занимаемого семьей фио,
- 91 670 - цена, устанавливаемая для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность. Указанная цена соответствует средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий, утвержденной Межведомственной комиссией по определению величины средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для определения размера субсидий.
Имущественная обеспеченность:
- стоимость имущества, находящегося в собственности заявителей и подлежащего налогообложению ? сумма (автомобиль);
- сумма дохода членов семьи за расчетный период сумма, где: (1 339 040,55 : 24 - 4 х 16 463) х 240), где:
- 2 426 324, 66 - совокупный доход истцов за два календарных года (24 мес);
- 24 - период, за который учитываются доходы членов семьи, претендующих на признание их малоимущими (в месяцах);
- 16 463 - прожиточный минимум на дату издания распоряжения;
- 240 - расчетный период (в месяцах) принимается равным 240 (20 лет) и может быть изменен Правительством Москвы в зависимости от темпов обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма жителей адрес.
Имущественная обеспеченность заявителей за расчетный период составляет сумма, что больше стоимости общей площади жилого помещения, которое необходимо приобрести для обеспечения по норме предоставления на одного человека.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес oт дата N 39322 фио снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований для получения жилого помещения по договору социальной: найма (безвозмездного пользования).
Из представленных документов по результатам расчетов следует, что имущественная обеспеченность за расчетный период фио составляет больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения.
Таким образом, имущественная обеспеченность заявителя больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
При таких обстоятельствах, оспариваемое истцами распоряжение N 39322. вынесено Департаментом обосновано, с соблюдением требований закона, поскольку фио не признана малоимущей с целью подтверждения оснований для дальнейшего пребывания на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.
В ходе судебного заседания в силу ст. 56 ГПК РФ истцы не представили, а судом не добыта иная имущественная обеспеченность заявителя, необходимого семье для признания малоимущим в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что расчет имущественной обеспеченности заявителя был правильно произведен ответчиком в соответствии с законом адрес от дата N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Поскольку имущественная обеспеченность заявителя, в соответствии с вышеуказанным расчетом превышает стоимость общей площади жилого помещения, необходимого семье заявителя, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению позиции истца по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем не могут быть признаны состоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд при вынесении решения неверно применил нормы права, неверно установилфактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неправильном токовании норм права.
Конституция РФ, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу дата, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 ст.49 ЖК РФ условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления ( п.3 ч.1 ст.14, п.3 ч.2 ст.52 ЖК РФ), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований для иной оценки доказательств не установлено, в связи с чем оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов фио, фио действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего фио, фио фио И.Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.