Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского судав составе:
председательствующегосудьи-Акульшиной Т.В,
судей-Мищенко О.А, Демидовой Э.Э,
при секретаре -Сорокиной С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мищенко О.А,
материал по частной жалобе представителя СНТ "Орленок" по доверенности Малкова М.М,
на определение судьи Гагаринскогорайонного суда г. Москвы от 22 апреля 2019 года, которым постановлено:
Отказать СНТ "Орленок" в принятии искового заявления к ОАО "Гипрогор", Администрации городского округа Самара о признании муниципального контракта ничтожным, взыскании денежных средств в пользу бюджета Самарской области.
Разъяснить истцу, что с иском он имеет право обратиться в Арбитражный суд города Москвы,
УСТАНОВИЛА:
СНТ "Орленок" обратилось в Гагаринскийрайонный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "Гипрогор", Администрации городского округа Самара о признании муниципального контракта ничтожным, взыскании денежных средств в пользу бюджета Самарской области.
Определениемсудьи Гагаринскогорайонного суда г. Москвы от22 апреля 2019 года в принятии заявления отказано по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку данный спор подлежит рассмотрения в Арбитражном суде г. Москвы.
Не согласившись с указанным определением,представитель СНТ "Орленок" по доверенности Малков М.М. обратился с частной жалобой, в которой просит отменить определение судьи Гагаринскогорайонного суда г. Москвы от 22 апреля 2019 года, по доводам, изложенным в частной жалобе.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела,обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегияполагает, что определение судьи первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права.
Вынося определение об отказе в принятии заявления судья, исходила из положений п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, указав, что данный спор подведомственен арбитражному суду.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами судьи об отказе в принятии заявления по указанным основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Как усматривается из заявления, СНТ "Орленок" обращается в суд с указанным иском в рамках осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, что установлено п. 1 ст. 102 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом судебная коллегия полагает, что у СНТ "Орленок" отсутствует право на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 102 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по следующим основаниям.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, установлены Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
Согласно ч. 4 ст. 3 данного Закона общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля в соответствии с данным федеральным законом и другими федеральными законами.
При этом, согласно ст. 9 Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" субъектами общественного контроля являются: общественная палата Российской Федерации;общественные палаты субъектов Российской Федерации;общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: общественные наблюдательные комиссии; общественные инспекции;группы общественного контроля;иные организационные структуры общественного контроля.
Так, ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с указанным федеральным законом.
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеуказанных норм права, под организацией, осуществляющей общественный контроль в сфере закупок, понимаются общественные объединения или объединения юридических лиц, к числу которых с учетом положений ст. 9 Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" СНТ "Орленок" не относиться.
В данном случае СНТ "Орленок" подал иск в защиту интересов неопределенного круга лиц, как орган общественного контроля, однако исходя из изложенного, характера заявленных исковых требований, СНТ "Орленок" не обладает таким правом в интересах неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах судье надлежало в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ отказать в принятии заявления, поскольку заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Учитывая изложенное судебная коллегия, разрешая вопрос по существу, приходит к выводу о необходимости отказать в принятии искового заявления СНТ "Орленок" к ОАО "Гипрогор", Администрации городского округа Самара о признании муниципального контракта ничтожным, взыскании денежных средств в пользу бюджета Самарской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 22 апреля 2019 года об отказе в принятии заявления СНТ "Орленок" отменить.
Отказать СНТ "Орленок" в принятии искового заявления к ОАО "Гипрогор", Администрации городского округа Самара о признании муниципального контракта ничтожным, взыскании денежных средств в пользу бюджета Самарской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.