Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Удова Б.В.,
судей Мухортых Е.Н, Астафьевой Е.А,
при секретаре Яковлеве Д.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Удова Б.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Щербатого Н.В. по доверенности Лабора Е.В. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 27 мая 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан к Щербатому Н.В. о взыскании суммы ущерба удовлетворить.
Взыскать с Щербатого Н.В. в пользу бюджета Республики Башкортостан сумму ущерба в размере 150904,93 рублей.
Взыскать с Щербатого Н.В. в доход бюджета города Москва государственную пошлину в размере 4218 руб,
установила:
ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан обратилось в суд с иском в суд к Щербатому Н.В. о взыскании в пользу бюджета Республики Башкортостан 150 904, 93 рублей в счет суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, при перевозке тяжеловесного груза, согласно акта N7535 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 05 апреля 2016 года.
В качестве обоснования требований в иске указано, что 05 апреля 2016 года при осуществлении весового контроля на 67 км автодороги Уфа - Инзер - Белорецк сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан произведено взвешивание транспортного средства *** с полуприцепом ***, принадлежащих ООО "Бест логистик Сервис", находившихся под управлением Щербатого Н.В, и используемых им на основании договора аренды от 15 марта 2016 года.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлен акт от 05 апреля 2016 года N7535 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 163 088 рублей.
ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан направило претензионное письмо N 4890 от 09 июня 2016 года о необходимости уплаты суммы ущерба. В свою очередь, ответчик признал требования и произвел частичную оплату в размере 12 183 рублей 07 копеек.
Суд постановилвышеприведенное решение, об отмене которого на основании доводов апелляционной жалобы просит представитель Щербатого Н.В. по доверенности Лабор Е.В.
В заседание суда апелляционной инстанции явился представитель ответчика Щербатого Н.В. по доверенности по доверенности Чифонов А.В, который поддержал доводы апелляционной жалобы и просил об отмене решения.
Представители ГКУ "Служба весового контроля Республики Башкортостан" и ООО "Бест логистик Сервис" в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", тяжеловесным грузом является груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2 к указанному постановлению.
Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством РФ в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N272).
В силу пункта 2.1 статьи 30 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года N50 "О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения" утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (Порядок).
Согласно пунктам 1.2 - 1.5 Порядка, акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 года N 1321-р на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 01 по 30 апреля 2016 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования РФ причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июля 1998 года N22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
Согласно частям 1, 3 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ" предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В специальном разрешении, таким образом, указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства ущерб, от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения.
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта РФ (на основании пункта 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 395).
Приказом Минтранса РФ от 27 апреля 2011 года N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (Порядок).
Согласно пункту 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2013 года N 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан
В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (ГКУ УДХ РБ) и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан (ГКУ Служба весового контроля РБ), утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27 ноября 2012 года, ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года N28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения".
В силу подпункта "а" пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных от 27 апреля 2011 года N 125 полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется на пунктах весового контроля, оснащённых весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.
Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 года N 1321-р или указанными в специальном разрешении.
Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года N 125.
При этом согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ", из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причинённый автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов.
Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 года N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения".
Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из материалов дела следует, что 05 апреля 2016 года при осуществлении весового контроля на 67 км автодороги Уфа - Инзер - Белорецк сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки ***, модель ***, г.р.н. ***, с полуприцепом марки ***, г.р.н. ***, принадлежащих ООО "Бест логистик Сервис", под управлением Щербатого Н.В, принадлежащих ему на основании договора аренды от 15 марта 2016 года, заключенного между "Бест логистик Сервис" и Щербатым Н.В. Указанный договор расторгнут 30 апреля 2016 года.
В ходе взвешивания выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт N7535 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 05 апреля 2016 года.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 163 088 рублей 00 копеек.
ГКУ Служба весового контроля РБ направила претензионное письмо N 4890 от 09 июня 2016 года о необходимости уплаты суммы ущерба.
Щербатый Н.В. оплатил ООО "Бест Логистик Сервис" 12 183 рублей 07 копеек, в счет возмещения ущерба, ООО "Бест Логистик Сервис" свою очередь перевел указанную сумму в бюджет Республики Башкортостан.
В обоснование возражений ответчиком представлена трудовая книжка, согласно которой Щербатый Н.В. 05 мая 2015 года был принят на работу в должность водителя ООО "Бест Логистик Сервис", уволен по собственному желанию 25 мая 2016 года, которая не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку 05 апреля 2016 года Щербатый Н.В. являлся владельцем седельного тягача марки ***, модель ***, г.р.н. ***, с полуприцепом марки ***, г.р.н. *** на основании договора аренды от 15 марта 2016 года и по закону на него возлагается обязанность возмещения ущерба.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости взыскания с Щербатого Н.В. в пользу бюджета Республики Башкортостан суммы ущерба в размере 150904,93 рублей.
На основании положений статьи 333.19 НК РФ, исходя из размера удовлетворенных судом требований имущественного характера, с ответчика в бюджет г. Москвы подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4218 руб.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что транспортное средство и полуприцеп принадлежат ООО "Бест логистик Сервис", работником которого является ответчик.
По состоянию на дату составления акта от 05 апреля 2016 года, транспортное средство с полуприцепом находились в аренде у ответчика на основании договора от 15 марта 2016 года.
Согласно пунктам 1.1, 2.1. договора аренды от 15 марта 2016 года, транспортное средство и полуприцеп переданы ответчику во временное владение и пользование на неопределенный срок.
С учетом того, что на момент составления акта от 05 апреля 2016 года предмет договора аренды находился у ответчика, выводы суда о взыскании денежных средств с ответчика являются правильными.
При этом судебная коллегия отмечает, что ответчик частично возместил ущерб в размере 12 183, 07 рублей, что потверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру и платежным поручением.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что весы, используемые истцом, предназначены для взвешивания в движении, а не в статичном состоянии.
В соответствии с материалами дела, транспортное средство и полуприцеп проходили взвешивание 05 апреля 2016 года на автомобильных весах ВА-40Д с заводским номером 103.
Из пункта 1 паспорта весов следует, что они предназначены для взвешивания в статическом состоянии и в движении, могут использоваться, в том числе для определения осевых нагрузок.
В нарушение положений части 1 статьи 56 ГПК РФ, в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих неправильность измерения, отраженную в акте от 05 апреля 2016 года.
Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что акт от 05 апреля 2016 года не отражает фактических обстоятельств дела и не мог учитываться судом первой инстанции.
Вопреки указанному доводу, названный акт полностью соответствует требованиям приказа Минтранса РФ от 27 апреля 2011 года N 125 и содержит исчерпывающие сведения, подлежащие указанию в нем.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств, а так же иное толкование закона.
Данное обстоятельство, равно как и само по себе несогласие с выраженным в решении мнением суда первой инстанции по существу спора, основанием для отмены решения не является.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального права коллегией не установлено.
Ссылок на какие-либо иные процессуальные нарушения, указанные в части 4 статьи 330 ГПК РФ, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, судебная коллегия не установила.
Таким образом, постановленное судом первой инстанции решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 27 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Щербатого Н.В. по доверенности Лабора Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.