Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В,
судей Рачиной К.А, Климовой С.В,
при секретаре Ильиной Д.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А,
гражданское дело по апелляционной жалобе Елдзаровой А.Н.
на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 12 декабря 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Елдзаровой А.Н. к
Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда
Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области о
признании решения комиссии по пенсионным вопросам незаконным и
обязании назначить страховую пенсию по старости отказать,
УСТАНОВИЛА:
Елдзарова А.Н. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области, просила признать решение от 06 декабря 2017 года об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, признать за ней право на страховую пенсию по старости, обязать включить в подсчет ее страхового стажа периоды работы: с 30.08.1984 г. по 10.12.1985 г. в Эстонском судоремонтном объединении "Эстремрыбфлот"; с 27.12.1985 г. по 30.12.1987 г. в Ремонтно-строительном управлении МПСН ЭССР; с 29.01.1988 г. по 21.08.1991 г. в Таллинском объединенном предприятии "Глория"; с 07.04.1992 г. по 11.02.1998 г. в Государственном акционерном обществе "Лембиту" (АО "Лембиту"); с 01.10.1998 г. по 10.10.1998 г. в Паевом товариществе "Феркоон"; с 01.02.2002 г. по 20.09.2002 г. в АО "Бальбийно"; с 23.09.2002 по 30.06.2005 в ОА "СВ Мебель", обязать назначить ей страховую пенсию по старости с 15.06.2017 г, взыскать расходы на юридические услуги в размере 81 700 руб, госпошлину в размере 1 200 руб. Указанные требования Елдзарова А.Н. обосновала тем, что 15 июня 2017 года обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, рассмотрев которое ответчик 06 декабря 2017 года неправомерно, по ее мнению, не включил в ее страховой стаж указанные периоды трудовой деятельности на территории Эстонской ССР (Эстонской Республики, далее - Эстонии), что привело к нарушению ее пенсионных прав.
В судебном заседании истец и ее представитель заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика в удовлетворении иска просила отказать.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит Елдзарова А.Н. по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения истца и ее представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец 15 июня 2017 года обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, рассмотрев которое ответчик 06 декабря 2017 года решением комиссии по пенсионным вопросам N ****** отказал в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа - 8 лет, при этом включил в подсчет стажа период работы истца в Конотопском РПС "Универмаг" (Украина) с 01.08.1980 г. по 07.08.1984 г. - 4 года 06 дней. Не включены в подсчет страхового стажа периоды трудовой деятельности на территории Эстонской ССР (Эстонии): с 30.08.1984 г. по 10.12.1985 г. в Эстонском судоремонтном объединении "Эстремрыбфлот"; с 27.12.1985 г. по 30.12.1987 г. в Ремонтно-строительном управлении МПСН ЭССР; с 29.01.1988 г. по 21.08.1991 г. в Таллинском объединенном предприятии "Глория"; с 07.04.1992 г. по 11.02.1998 г. в Государственном акционерном обществе "Лембиту" (АО "Лембиту"), Таллин Эстония; с 01.10.1998 г. по 10.10.1998 г. в Паевом товариществе "Феркоон", Таллин Эстония; с 01.02.2002 г. по 20.09.2002 г. в АО "Бальбийно", Таллин Эстония; с 23.09.2002 по 30.06.2005 в ОА "СВ Мебель", Таллин Эстония.
Их материалов дела следует, что трудовая книжка истца с переводом не содержит сведений о других периодах работы, кроме поименованных выше периодов работы в г. Конотоп (Украина) и г. Таллин (Эстония).
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
На основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
С учетом ч. 2 ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.
При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию ( статья 2 Договора).
Согласно статье 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию ( пункты 1, 2 статьи 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения ( пункт 3 статьи 5 Договора).
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров ( подпункт 4 пункт 1 статьи 1 Договора).
Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
В соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
Из смысла положений пункта 3 статьи 5 Договора также следует, что суммирование пенсионного стажа, приобретенного на территориях Договаривающихся Сторон, производится в том случае, если при решении вопроса о праве лица на пенсию по российскому законодательству или законодательству Эстонской Республики пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации или территории Эстонской Республики, недостаточно.
Разрешая требования истца, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку страхового стажа, приобретенного на территории РСФСР или Российской Федерации истец вообще не имеет, соответственно суммирование в данном случае невозможно, как и самостоятельное включение в подсчет страхового стажа только периодов работы в Эстонии, что в силу положений Договора было бы возможно только в случае наличия недостаточного для назначения пенсии стажа, приобретенного на территории РСФСР или Российской Федерации.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.
Применение к спорным отношениям пункта 8 рекомендаций, содержащихся в распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р, вопреки доводам апелляционной жалобы, противоречит положениям специального международного акта - Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенного 14 июля 2011 г, правила имеют приоритет в регулировании спорных отношений.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановилправильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 12 декабря 2018 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Елдзаровой А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.