Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пильгуна А.С,
и судей Дементьевой Е.И, Шипиковой А.Г,
при секретаре Игнатовой Е.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С,
дело по апелляционной жалобе истца Тишиной Е.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 мая 2019 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Тишиной Е*В*, Носовой В*И*, Тишина О*И* к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о признании незаконным распоряжение о снятии с жилищного учета, восстановлении на жилищном учете, рассмотрении вопроса о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, взыскании компенсации морального вреда, отказать",
УСТАНОВИЛА
Тишина Е.В, Носова В.И, Тишин О.И. обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжение о снятии с жилищного учета, восстановлении на жилищном учете, рассмотрении вопроса о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы Тишина Е.В, Носова В.И, Тишин О.И. на основании договора социального найма зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире по адресу: ***, площадью жилого помещения 54,4 кв.м. С 1998 года истцы в составе семьи из четырех человек (Тишина Е.В, Носова В.И, Тишин О.И, Тишин И.Г.) состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом льгот Носовой В.И. и Тишина О.И. "инвалиды второй группы". В 2017 году Тишин И.Г. умер, распоряжением Департамента городского города Москвы N 31506 от 21 сентября 2018 года семья истцов была снята с жилищного учета ввиду обеспеченности площадью жилых помещений более нормы предоставления с учетом принадлежащей Тишиной Е.В. 1/8 доли в праве собственности и принадлежащих Тишину О.И. 1/8 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: ***. Полагая свои права нарушенными, истцы просили суд признать незаконным указанное распоряжение N 31506 от 21 сентября 2018 года, обязать Департамент городского имущества города Москвы восстановить семью истцов на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассмотреть вопрос о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, взыскать с Департамента городского имущества г.Москвы компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб, а также судебные расходы.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Тишина Е.В, а также представитель истцов исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд иск удовлетворить.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит истец Тишиной Е.В. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Тишиной Е.В, ее представителя Перовой Т.Н, а также представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Алексанян А.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит, поскольку постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела при правильном применении и соблюдении норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, семья истцов из трех человек (Носова *** г.р, дочь Тишина Е.В. *** г.р, внук Тишин О.И. *** г.р.) зарегистрированы по месту жительства по адресу: ***, где на основании договора социального найма от 08 июля 2016 года N ***занимают двухкомнатную квартиру, площадью жилого помещения 54,4 кв. м.
С 1998 года Носова В.И, Тишина Е.В, Тишин О.И, муж дочери Тишин И.Г. *** г.р. состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом льгот Носовой В.И, Тишина О.И. "инвалиды 2-й группы", учетное дело N ***.
В связи со смертью Тишин И.Г. снят с регистрационного учета по месту жительства (актовая запись от 06 марта 2017 года N ***).
На основании свидетельства о праве на наследство по закону Тишина Е.В, Тишин О.И. являются собственниками по 1/8 доле в праве на квартиру общей площадью 38,0 кв. м. по адресу: ***, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 31 июля 2018 года сделаны записи о регистрации N ***, N ***.
Распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы N 31506 от 21 сентября 2018 года Тишин И.Г. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи со смертью, а истцы Носова В.И, Тишина Е.В, Тишин О.И. сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как обеспеченные площадью жилого помещения по норме предоставления.
Разрешая заявленные истцами требования, суд руководствовался положениями ст. 56 ЖК РФ, ст.ст. 9, 15, 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", оценил в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ и пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
При этом суд верно исходил из того, что совокупность имеющихся у семьи истцов на праве собственности и пользования площадей жилых помещение составляет 63,9 кв.м. в связи с чем на каждого члена семьи истца приходится по 21,3 кв.м площади жилых помещений, что превышает установленную в г. Москве норму предоставления площади жилых помещений в размере 18 кв.м.
Таким образом, правовых оснований для признания незаконным распоряжения о снятии семьи истцов с жилищного учета и возложении обязанности восстановить их на жилищном учете, обязании рассмотреть вопрос об обеспечении семьи истцов жилым помещением во внеочередном порядке суд первой инстанции объективно не усмотрел.
В связи с этим в удовлетворении производных требований о компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов суд первой инстанции также отказал.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со статьей 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что суд не принял во внимание, что истцы состояли на жилищном учете при наличии льгот, дающих право на внеочередное обеспечение жилым помещением и дополнительную площадь, а именно в связи с тем, что Тишин О.И. являлся ребенком-инвалидом по заболеванию, входящему в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, занятой разными семьями, судебная коллегия находит несостоятельными и подлежащими отклонению.
В соответствии с положениями ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Как следует из извещения Управы района Новокосино семья истцов была принята на жилищный учет распоряжением главы Управы района Новокосино N НКР-645 от 10 декабря 1998 года по категории учета "семьи, имеющие детей инвалидов", однако распоряжением главы Управы района Новокосино N НКР-518 от 30 декабря 2003 года были внесены изменения в учетное дело и указанная льгота была снята.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного кодекса перечне.
Между тем, каких-либо доказательств, что истцы состояли на жилищном учете как семья, в составе которой имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, суду первой инстанции представлено не было.
При этом из материалов дела следует, что истцы Носова В.И, Тишина Е.В, а также Тишин О.И. занимают на основании договора социального найма отдельную двухкомнатную квартиру, в которую все они были вселены на основании ордера N *** от 28 апреля 2019 года в качестве членов одной семьи, в связи с чем по смыслу положений действующего жилищного законодательства не являются разными семьями.
При таком положении, учитывая, на каждого члена семьи истцов на дату принятия Департаментом городского имущества г.Москвы оспариваемого распоряжения в соответствии с действующим законодательством приходилось более установленной в г.Москве нормы предоставления площади жилого помещения, каких-либо законных оснований продолжать состоять на жилищном учете у них не имелось.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 мая 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Тишиной Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.