Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Вишняковой Н.Е,
судей Лемагиной И.Б, Мошечкова А.И,
при секретаре Каспар А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе ЗАО "РАЛЛИ - СЕРВИС" на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 5 марта 2019 г, которым постановлено:
Исковые требования Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы к Комаровой Надежде Геннадьевне, Насоновой Светлане Юрьевне, ИП Шкуропат С.Д, ИП Фролову В.А, ООО "БЭККОМПАНИ", ЗАО "РАЛЛИ-СЕРВИС", ООО ЧОП "ЧОА-ОЛИМП" о признании постройки самовольной, зарегистрированного права отсутствующим, обязании произвести снос самовольно возведенных построек, удовлетворить частично.
Признать пристройки (постройки) общей площадью 443,6 к кв.м, 80,3 кв.м, 69,2 кв.м, к зданию с адресным ориентиром: *** (стр.1, стр.2, стр.3) самовольными.
Обязать ЗАО "РАЛЛИ-СЕРВИС" в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу привести здание в первоначальное состояние путем сноса самовольной пристройки (постройки) обшей площадью 443,6 кв.м, 80,3 кв.м, 69,2 кв.м, к зданию по адресу: *** (стр.1, стр.2, стр.3) и освобождения земельного участка, предоставив в случае неисполнения решения суда согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ право Правительству Москвы в лице Префектуры Северо-Западного административного округа с участием Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги Северо-Западного административного округа осуществить мероприятия по сносу самовольной пристройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории, осуществить мероприятия по демонтажу строений с дальнейшим возложением на ЗАО "РАЛЛИ-СЕРВИС" расходов.
В удовлетворении остальной части иска - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы обратились в суд с иском к Комаровой Н.Г, Насоновой С.Ю, ИП Шкуропат С.Д, ИП Фролову В.А, ООО "БЭККОМПАНИ", ЗАО "РАЛЛИ - СЕРВИС", ООО ЧОП "ЧОА-ОЛИМП" о признании объектов, площадью 443,6 кв.м, 80,3 кв.м, 69,2 кв.м, расположенных по адресу: *** (стр.1, стр.2, стр.3), самовольными постройками, обязании ответчиков привести здание, расположенное по адресу: ***, в первоначальное состояние, путем сноса самовольно возведенных построек, предоставив в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента вступления его в законную силу, право Правительству Москвы в лице Префектуры СЗАО г. Москвы, с участием ГБУ г. Москвы Автомобильные дороги СЗАО г. Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением на ответчиков всех расходов, признании зарегистрированного права собственности ответчиков на объекты, расположенные по адресу: ***, отсутствующим, обязании ответчиков освободить земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: *** от спорных объектов, предоставив в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента вступления его в законную силу, право Правительству Москвы в лице Префектуры СЗАО г. Москвы, с участием ГБУ г. Москвы Автомобильные дороги СЗАО г. Москвы осуществить мероприятия по освобождению земельного участка от незаконно возведенного объекта самовольного строительства, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением всех расходов на ответчиков.
Требования мотивировали тем, что Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства и при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности, и сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости. Объект, расположенный по адресу: ***, включен в Перечень объектов, утвержденный приложением N2 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819, под номером 949. В ходе проведения обследования земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы выявлено, что на указанном земельном участке без разрешительной документации, при отсутствии надлежащим образом оформленных земельно-правовых отношений, произошла реконструкция здания, а именно с тыльной части здания возведена пристройка площадью около 450 кв.м.; с тыльной часта здания возведена пристройка площадью около 90 кв.м.; с левой стороны от нежилого здания возведена пристройка площадью около 50 кв.м. В результате строительных работ, в помещении II произошла выемка грунта, в следствии чего образовался котлован под обустройство подвального помещения. На вышеуказанное здание зарегистрировано право собственности: Комаровой Н.Г, Насоновой C.Ю, ООО ЧОП "ЧОА-ОЛИМП", ООО "БЭККОМПАНИ", ЗАО "РАЛЛИ-СЕРВИС", ИП Шкуропат С.Д, ИП Фролова В.А. Указанный земельный участок находится в собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы (неразграниченной государственной) собственности, правом на распоряжение которой обладает город Москва.
Земельный участок был предоставлен Московским земельным комитетом по договору аренды земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу*** от 19.08.2003 N М-08-020688, сроком на 49 лет, на условиях аренды для проектирования: строительства и дальнейшей эксплуатации многофункционального комплекса по обслуживанию автомобилей с выкупом прав аренды земельного участка в размере 146066 долларов США. Органы исполнительной власти города не издавали распорядительных актов, разрешающих осуществление строительства спорного объекта недвижимости на указанном земельном участке, не разрабатывали и не рассматривали проектно-сметную документацию на строительство объекта недвижимости, не выдавали разрешение на строительство спорного объекта, а также не выдавали разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, следовательно, спорный объект обладает признаками самовольной постройки.
Представитель истцов Дегтяренко Е.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представители ООО "БЭККОМПАНИ" Демещенко Ю.В. и Бакланов В.В. в судебном заседании против требований возражали.
Представители ЗАО "РАЛЛИ-СЕРВИС" Манаенкова О.А. и Цыбульский А.К. в судебном заседании против требований возражали.
Представитель ИП Фролова В.А. Воробьева О.А. в судебном заседании против требований возражала.
Ответчики Комарова Н.Г, Насонова С.Ю, ИП Шкуропат С.Д, ООО ЧОП "ЧОА-Олимп" в судебное заседание не явились, извещены.
Представитель третьего лица АКБ "Абсолют Банк" Мелихова М.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представители третьих лиц Управления Росреестра, Префектуры СЗАО г. Москвы, Комитета государственного строительного надзора г. Москвы, Госинспекции по недвижимости г. Москвы в судебное заседание не явились, извещены.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе ЗАО "РАЛЛИ - СЕРВИС".
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя истцов ДГИ г. Москвы, Правительство г. Москвы Дегтяренко Е.И, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что 19.08.2003 Московский земельный комитет предоставил по долгосрочному договору аренды N М-08-020688 ЗАО "РАЛЛИ - СЕРВИС" сроком на 49 лет земельный участок площадью 4400 кв.м с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***.
Пунктом 1.1. данного договора предусмотрено, что земельный участок предоставляется в пользование на условиях аренды для проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации многофункционального комплекса по обслуживанию автомобилей с выкупом прав аренды земельного участка в размере 146066 долларов США.
В соответствии с п.3.7. арендатор обязан использовать участок в соответствии с целью и условиями его предоставления и надлежащим образом исполнять все условия настоящего договора.
Согласно п.5.13. арендатор обязан не осуществлять на земельном участке работы без разрешения соответствующих компетентных органов (архитектурно-градостроительных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов), для проведения которых требуется соответствующее разрешение.
Договор имеет статус действующего, изменения в условиях договора аренды земельного участка не вносились.
Указанный земельный участок находится в собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы (неразграниченной государственной) собственности, правом на распоряжение которой обладает город Москва.
В ходе проведения обследования земельного участка, расположенного по адресу: ***, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы выявлено, что на указанном земельном участке без разрешительной документации, при отсутствии надлежащим образом оформленных земельно-правовых отношений, произошла реконструкция здания, а именно: на крыше нежилого здания на уровне второго этажа возведена пристройка площадью около 1620 кв.м.; с тыльной части здания возведена пристройка площадью около 450 кв.м.; с тыльной часта здания возведена пристройка площадью около 90 кв.м.; с левой стороны от нежилого здания возведена пристройка площадью около 50 кв.м. В результате строительных работ, в помещении II, произошла выемка грунта, в следствии чего образовался котлован под обустройство подвального помещения.
На вышеуказанное здание зарегистрировано право собственности: Комаровой Н.Г, Насоновой C.Ю, ООО ЧОП "ЧОА-ОЛИМП", ООО "БЭККОМПАНИ", ЗАО "РАЛЛИ-СЕРВИС", ИП Шкуропат С.Д, ИП Фролова В.А.
Истцом в адреса ответчиков были направлены претензии от 06.09.2017 N ДГИ-И-43808/17, N ДГИ-И-43814/17, N ДГИ-И-43814/17, об устранении нарушения использования земельного участка в приведении здания, расположенного по адресу: *** в первоначальное состояние, путем сноса самовольно возведенных объектов, однако исполнены они не были.
Комитет государственного строительного надзора города Москвы заявления об оформлении разрешения на строительство/реконструкцию и ввод объекта в эксплуатацию по адресу: ***, в Мосгосстройнадзор не принимал.
Мосгосстройнадзор полагает, что подобные объекты представляют собой потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы исходно-разрешительную документацию на объект по адресу: ***, не разрабатывал.
Префектуры СЗАО города Москвы распоряжения о принятии объекта законченного строительства приемочной комиссией, о вводе в эксплуатацию объекта законченного строительства по адресу: ***, не издавали.
01.02.2018 был составлен акт N 9087719 Госинспекцией по недвижимости, которым подтверждается факт незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
01.02.2018 Госинспекцией по недвижимости был составлен рапорт о результатах планового (рейдового) обследования N 9087719, в котором отражено, что с внешней стороны вышеуказанного здания возведены постройки, которые обладают признаками капитального строения, разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию не оформлялось, также как и земельно-правовые отношения; информация об оформлении исходно-разрешительной документации для строительства (реконструкции) объектов на земельном участке отсутствует; информация о постановке зданий на кадастровый учет на публичной кадастровой карте отсутствует.
Согласно справке МосгорБТИ по данным технического учета на дату последней инвентаризации 19.04.2013 учтено трехэтажное нежилое здание с подвалом и надстройкой, общей площадью 6579,0 кв.м, 2004 г. постройки.
В технической документации имеется запись о правообладателях: ЗАО "Ралли-Сервис", площадью 2952,6 кв.м.; ООО "БЭККОМПАНИ", площадью 225,3 кв.м.; ООО "ИнтерБизнес", площадью 1105,3 кв.м.
Согласно заключения судебной строительно-технической экспертизы N195/2-2/18-16 от 03.12.2018 ФБУ Московская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, следует, что н адстройка обшей площадью 1620 кв.м, к зданию по адресу: *** отсутствует. Пристройки (стр.1-3) площадью 443,6 к кв.м, 80,3 кв.м, 69,2 кв.м, к зданию по адресу: *** имеют следующие технические характеристики: площадью 443,6 кв.м. состоит из листов металлических профилированных на болтах по металлическому каркасу, листы ГКЛ (внутренние); площадью 80,3 и 69,2 кв.м. сэндвич-панели. Пристройки (стр. 1,2,3) площадью 443,6 к кв.м, 80,3 кв.м, 69,2 кв.м. к зданию по адресу: *** не являются капитальными, прочно связанными с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Возведение пристроек к зданию по адресу: *** произошло в результате работ по техническому перевооружению объекта по указанному адресу. Исследуемые объекты - пристройки к зданию по адресу: *** на момент осмотра соответствуют строительным и градостроительным, противопожарным (в части соблюдения противопожарных расстояний до соседних зданий, возможности проездов пожарных машин и конструктивных особенностей, препятствующих выходу из строений) нормам и правилам. По результатам произведенного экспертом, в рамках экспертной специальности, исследования установлено, что пристройки (стр.1-3) площадью 443,6 к кв.м, 80,3 кв.м, 69,2 кв.м. к зданию по адресу: *** не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Отделение (демонтаж) пристроек (в целях сохранения конструкций первоначально возведенного здания с сохранением его функционального назначения и возможности эксплуатации) возможен.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Самовольной постройкой согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В силу п. 2 вышеназванной статьи лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Разрешая заявленные требования, районный суд исходил из того, что органы исполнительной власти города Москвы не издавали распорядительных актов, разрешающих осуществление строительства (пристройки) объекта недвижимости на спорном земельном участке, не согласовывали исходно-разрешительную документацию, не разрабатывали и не рассматривали проектно-сметную документацию на строительство, не выдавали разрешение на строительство спорного объекта, в связи с чем пришел к выводу о том, что возведенные пристройки общей площадью 443,6 к кв.м, 80,3 кв.м, 69,2 кв.м, к зданию с адресным ориентиром: *** являются самовольными, и обязал ЗАО "РАЛЛИ-СЕРВИС" снести их в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Оснований для удовлетворения требования истцов о признании зарегистрированного права собственности на спорный объект недвижимости отсутствующим районный суд не усмотрел, поскольку данные постройки в Управлении Росреестра по городу Москве не зарегистрированы. Оснований для применения к заявленным требованиям срока исковой давности районный суд не обнаружил.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы истца, судебная коллегия оснований для его отмены, изменения не находит.
В ывод районного суда, о том, что подлежащие сносу пристройки являются капитальными строениями не соответствует выводам судебной экспертизы, однако на правильность судебного постановления не влияет, поскольку в силу п. 2 ст. 187 ГПК РФ, з аключение эксперта оценивается судом наряду с другими доказательствами и не имеет для него заранее установленной силы. Т ак, площадь спорных пристроек 443,6 к кв.м, 80,3 кв.м, 69,2 кв.м. к основному зданию и их функциональное назначение указывает на то, что они не являются вспомогательными, представляют собой самостоятельные объекты, тогда как договор аренды предусматривает целевое использование земельного участка - для строительства и эксплуатации многофункционального комплекса по обслуживанию автомобилей, то есть для создания капитального объекта с получением необходимых разрешений. Таким образом, возведенные постройки не соответствуют целям договора аренды. Кроме того, выводы эксперта о том, что спорные объекты, которые выполнены в отсутствие архитектурно-градостроительного решения, не представляют собой угрозы жизни и здоровью граждан, не основаны на исследованиях, не являются бесспорными. На проведение земляных работ по рытью котлована требовалось получение разрешений уполномоченного органа. Между тем, органы исполнительной власти города не согласовывали проведение указанных работ и возведение спорных объектов на указанном земельном участке. Как следует из объяснений представителя истцов, на дату апелляционного рассмотрения дела, спорные объекты ответчиком снесены в добровольном порядке.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 5 марта 2019 г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.