Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 07 мая 2019 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление акционерного общества "Научно-исследовательский институт точных приборов" к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии города Москвы об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в рыночном размере по состоянию на 1 января 2018 года удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2018 года на период с 1 января 2019 года и до установления новой кадастровой стоимости кадастровую стоимость соответствующую рыночной земельных участков, расположенных по адресу: *********:
общей площадью 69 547 кв.м с кадастровым номером *********:84 в размере 567 681 000 (пятьсот шестьдесят семь миллионов шестьсот восемьдесят одна тысяча) руб.;
общей площадью 60 903 кв.м с кадастровым номером *********:1002 в размере 497 124 000 (четыреста девяносто семь миллионов сто двадцать четыре тысячи) руб.
Датой обращения акционерного общества "Научно-исследовательский институт точных приборов" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости является 13 февраля 2019 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
УСТАНОВИЛА:
АО "Научно-исследовательский институт точных приборов" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просило установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: *********:84 и *********:1002, в размере их рыночной стоимости, определенной по итогам проведенной по делу судебной оценочной экспертизы по состоянию на 01 января 2018 года.
В обоснование требований административный истец указал, что кадастровая стоимость земельных участков, собственником которых он является, завышена, что влечет необоснованное увеличение размера налоговых платежей.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: *********:
общей площадью 69 547 кв.м с кадастровым номером *********:84;
общей площадью 60 903 кв.м с кадастровым номером *********:1002.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года.
В отношении указанных земельных участков утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 720 271 851 руб. 84 коп. и 635 375 419 руб. 74 коп. соответственно.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административный истец представил в суд отчет об оценке NМ2018/12-69, подготовленные ООО "ВЕЛЕС", согласно которому по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость земельных участков, расположенных по адресу: *********, определена: общей площадью 69 547 кв.м с кадастровым номером *********:84 в размере 442 949 000 руб.; общей площадью 60 903 кв.м с кадастровым номером *********:1002 в размере 387 895 000 руб.
Возражая против удовлетворения административного истца, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы указали на несоответствие отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, представленных истцом, требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также требованиям федеральных стандартов оценки.
Определением Московского городского суда по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам АНО "Институт судебных экспертиз".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты, представленные административным истцом, требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки не соответствует.
По состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость земельных участков, расположенных по адресу: *********, определена: общей площадью 69 547 кв.м с кадастровым номером *********:84 в размере 567 681 000 руб.; общей площадью 60 903 кв.м с кадастровым номером *********:1002 в размере 497 124 000 руб.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельных участков в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Судебная коллегия полагает, что доводы административных ответчиков об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка основаны на неправильном толковании норм материального права.
Указанное право предусмотрено в силу требований статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 07 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.