Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Михайловой Р.Б, Тиханской А.В,
при секретаре Цыганковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-760/2018 по административному исковому заявлению Понарьина Максима Александровича к ФСИН России о признании решения незаконным, обязании устранить допущенное нарушение прав
по апелляционной жалобе административного истца Понарьина М.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 сентября 2018 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, возражения представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности Парамонова С.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Понарьин М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России, в котором просил признать незаконным решение от 29 мая 2018 года, обязать устранить допущенное нарушение его прав, рассмотреть надлежащим образом его обращение и перевести для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение, расположенное ближе к месту жительства, месту жительства его родственников.
В обоснование требований административный истец указал на то, что осужден к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, отбывает наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО на значительном удалении от места проживания до ареста (Ставропольский край) и места жительства его близких; это нарушает социальные и семейные связи, затрудняет свидания с родственниками; административный истец полагал, что административный ответчик формально рассмотрел его заявление о переводе для дальнейшего отбывания наказания в ближайшее к месту жительства его родственников исправительное учреждение, отказывается его перевести для дальнейшего отбывания наказания в другое исправительное учреждение.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 сентября 2018 года в удовлетворении заявленных Понарьиным М.А. требований было отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене указанного судебного акта как незаконного, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении норм материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав возражения явившегося в судебное заседание представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности Парамонова С.И, полагавшего решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не просившего об обеспечении его участия в заседании суда апелляционной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд установил, что Понарьин Максим Александрович, * * * года рождения, до ареста проживал по адресу: * край, * район, станица *, ул. *, д. *, кв. *, был осужден вступившим в законную силу приговором Шатойского районного суда Чеченской республики по ст. 317 УК РФ (в редакции ФЗ-73 от 21 июля 2004 года) к 13 годам лишения свободы и на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений по данному приговору и приговору Московского городского суда от 02 февраля 2007 года (ст. * ч. *, ст. * ч. *, ст. * ч. * (4 преступления), ст. * ч. *, (4 преступления), ст. * ч. * п. "А,Д,Е,Ж,З" ст. * ч. *, ст. * ч. * п. "А,Д,Е,Ж,З" (4 преступления), ст. *, ч. * п. "Д,Е,Ж,З", ст. * ч. *, ст. * ч. * УК РФ путем частичного сложения наказаний ему назначено пожизненное лишение свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы.
Начало срока - 08 мая 2005 года; УДО возможно через 25 лет (08 мая 2030 года).
Размещение осужденного в исправительных учреждениях Ставропольского края являлось невозможным; после вступления приговора 2007 года в законную силу Понарьин М.А. персональным нарядом ФСИН России N 10/12/6-214 от 31 октября 2007 года был направлен для отбывания наказания в исправительное учреждение ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО (п. Харп), куда прибыл из ИЗ-77/2 г. Москвы УФСИН России по г. Москве; с 05 февраля 2008 года отбывает наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО (п. Харп). В 2010 году и 2016 году убывал в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Дагестан (для участия в судебном заседании) и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю (на следствие и в суд).
Понарьин М.А. обращался к административному ответчику по вопросу перевода для отбывания наказания в другое исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников; заявление административного истца от 23 апреля 2018 года было рассмотрено ФСИН России 29 мая 2018 года, о чем Понарьину М.А. направлен ответ за N ОГ-12-19262, получение которого не оспаривается, о том, что место отбывания наказания ему определено в соответствии с частью 4 статьи 73 УИК РФ и в настоящее время предусмотренных законом оснований для перевода в исправительное учреждение другого субъекта Российской Федерации не имеется.
Медицинских показаний и иных указанных в законе оснований, препятствующих нахождению Понарьина М.А. в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, не установлено; медицинское обеспечение истца организовано в соответствии с действующим законодательством; медицинских противопоказаний для отбывания наказания в исправительном учреждении ЯНАО у осужденного не имеется; отдаленность места нахождения исправительного учреждения от места жительства родственников о безусловном разрыве социальных и семейных связей с близкими не свидетельствует.
Оценив собранные по административному делу доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления и исходил при этом из того, что оснований полагать оспариваемое решение от 29 мая 2018 года незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы осужденного и его близких родственников не имеется.
Названные суждения судебная коллегия признает правильными, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Так, статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу статьи 43 УК РФ состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 155-О).
В соответствии с частью 1 статьи 75 УИК РФ порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В силу части четвертой статьи 73 УИК РФ осужденные за преступления, предусмотренные ст.ст. 208-211 УК РФ направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы (часть 4).
Данные нормы направлены на индивидуализацию наказания и дифференциацию условий его отбывания с учетом характера преступления, его опасности для защищаемых Конституцией Российской Федерации и уголовным законом ценностей, интенсивности, причин и иных обстоятельств его совершения, а также данных о лице, его совершившем, и тем самым создают предпосылки для достижения целей наказания, которыми согласно части второй статьи 43 УК Российской Федерации являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2009 года N 59-О-О, от 23 сентября 2010 года N 1218-О-О и от 16 декабря 2010 года N 1716-О-О).
При этом, по общему правилу, осужденные к лишению свободы, за исключением лиц, указанных в части 4 статьи 73 УИК РФ, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены; осужденные к лишению свободы отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения (часть первая статьи 73 и часть первая статьи 81 УИК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осуждённых в имеющихся исправительных учреждениях осуждённые направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Разъясняя данные законоположения, Конституционный Суд РФ в Определении от 16 декабря 2010 года N 1700-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Таранова Ивана Васильевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" указал, что часть вторая статьи 73 УИК Российской Федерации в системной связи с частью первой той же статьи допускают возможность направления осужденных для отбывания наказания за пределы субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, в случае отсутствия в данном субъекте Российской Федерации исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях. Указанные нормы корреспондируют положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейским пенитенциарным правилам (2006 год), согласно которым заключённые должны по возможности направляться для отбытия наказания в пенитенциарные учреждения, расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации. Названные правила имеют рекомендательный характер и подлежат реализации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (часть четвертая статьи 3 УИК Российской Федерации).
Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения (утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2005 года N 235), действовавшей на период возникновения рассматриваемых правоотношений (далее - Инструкция) предусматривалось, что направление осуждённых к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения, их перевод в другие исправительные учреждения осуществляются на основании приговоров либо изменяющих их определений или постановлений судов, вступивших в законную силу (п. 3); направление осуждённых к лишению свободы для отбывания наказания, осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены (п. 5); при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (п. 6); осужденные за преступления, предусмотренные перечисленными в части четвертой статьи 73 УИК РФ статьями уголовного закона, как правило, направляются для отбывания наказания в пределах субъекта Российской Федерации, где они были осуждены; в случае невозможности содержания таких лиц по месту осуждения они направляются для отбывания наказания в другой субъект Российской Федерации по решению ФСИН России (пункт 8).
В соответствии с частью второй статьи 81 УИК РФ, пунктами 10,11 Инструкции перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении; вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии вышеуказанных оснований по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.
Приказом Минюста России от 26.01.2018 N 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое"; именно этим нормативным правовым актом в настоящее время регламентируется перевод осужденных из одного исправительного учреждения в другое; нормативные положения Порядка имеют одинаковое правовое регулирование с вышеприведенным, основано на нормах ст.ст. 73,75,81 УИК РФ.
Не оспаривается, что Понарьин М.А. направлен для отбывания наказания в исправительное учреждение в соответствии с частью 4 статьи 73 УИК РФ, где имелись условия его размещения как лица, осужденного к пожизненному лишению свободы; условия для его размещения по месту осуждения (жительства) отсутствуют; это соответствует требованиям уголовного исполнительного законодательства; при этом, место отбывания осужденным наказания определено административным ответчиком не произвольно; соответствует приговорам суда.
Осужденные к лишению свободы, как правило, должны отбывать наказание в одном исправительном учреждении. Предусмотренных статьей 81 УИК РФ оснований для перевода административного истца в другое исправительное учреждение, не установлено; причин для этого, в том числе медицинских противопоказаний, иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению административного истца в данной колонии, не установлено.
Административный истец не лишен возможности иметь свидания с близкими и родственниками, получать почтовые отправления, вести телефонные переговоры; права административного истца нельзя полагать нарушенными.
При таких данных, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении требований; решение суда является законным и обоснованным, соответствует статье 227 КАС РФ, принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела (части 9 и 11 статьи 226 КАС РФ), и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права, являются мотивированными; доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы, по сути, направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем не могут быть приняты во внимание, явиться основанием для отмены или изменения решения суда.
Само по себе местоположение ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО и его удаленность от места жительства осужденного и его близких родственников (Ставропольский край) о нарушении административным ответчиком статьи 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 года) не свидетельствуют; непреодолимые препятствия для административного истца иметь свидания с близкими и родственниками, получать почтовые отправления, вести телефонные переговоры, которые регламентированы нормами УИК РФ и не зависят от места нахождения исправительного учреждения, не установлены; оспариваемые действия (бездействие) не противоречат государственной политике сохранения семьи; оснований полагать, что в отношении административного истца и членов его семьи допущено чрезмерное вмешательство государства в личную (семейную) жизнь, не имеется.
Понарьин М.А. направлен для отбывания наказания ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Доводы жалобы об обратном не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании закона.
Обсуждая доводы апелляционной жалобы о нарушении права на судебную защиту, судебная коллегия находит их несостоятельными; суд, исходя из предмета и оснований административного искового заявления, определяет обстоятельства, имеющие значение для дела; собранные по административному делу доказательства достаточны для принятия законного и правомерного решения; все юридически значимые обстоятельства нашли в них свое объективное подтверждение и оснований не доверять им у судебной коллегии не имеется; заявленные Понарьиным М.А. ходатайства об истребовании доказательств, его полном медицинском обследовании верно отклонены судом как необоснованные и не относящиеся к рассматриваемому делу; медицинское обеспечение осужденного организовано в соответствии с законодательством; препятствий и медицинских противопоказаний для отбывания наказания в ЯНАО истец не имеет; представленные административным ответчиком доказательства в подтверждение указанных обстоятельств, оцененные в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, сомнений не вызывают.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Понарьина М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.