Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Михайловой Р.Б, Коневой С.И,
при секретаре Агаевой Г.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-5487/18 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Калининградской области к Фролову Игорю Анатольевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика Фролова И.А. на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2018 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения административного ответчика Фролова И.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Калининградской области (далее по тексту - МИФНС России N 2 по Калининградской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Фролову И.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере * руб. и пени в сумме * руб, указывая на то, что ответчик является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных в Калининградской области; самостоятельно обязанность по уплате налоговых платежей в установленный для этого в налоговом уведомлении срок не исполнил, требование о погашении задолженности оставил без удовлетворения; определением мирового судьи судебный приказ о взыскании с Фролова И.А. налоговой недоимки и пени был отменен, налог в бюджет не уплачен.
Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2018 года постановлено:
"исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Калининградской области к Фролову Игорю Анатольевичу о взыскании задолженности по налогам - удовлетворить.
Взыскать с Фролова Игоря Анатольевича в пользу бюджета города Советск Калининградской области сумму недоимки по уплате налога на имущество физических лиц и пени в размере * рублей * копеек.
Взыскать с Фролова Игоря Анатольевича в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере * рублей * копеек".
В апелляционной жалобе административный ответчик Фролов И.А. просит об отмене указанного судебного акта как незаконного, утверждая о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении норм процессуального права, неизвещении о времени и месте рассмотрения дела, заявляя об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере * руб. 30 ноября 2016 года, отсутствии задолженности.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного ответчика Фролова И.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки, не просившего об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Так, частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налогового органа (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления и исходил при этом из того, что Фролов И.А. в спорный налоговый период 2015 года являлся собственником следующих объектов недвижимого имущества:
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: Калининградская область, г. *, ул. *, * (кадастровый номер *:*:*:*); доля в праве 3/10;
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: Калининградская область, г. *, ул. *, * (кадастровый номер *:*:*:*); доля в праве 3/10;
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: Калининградская область, г. *, ул. *, * (кадастровый номер *:*:*:*); доля в праве 3/10;
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: Калининградская область, г. *, ул. *, * (кадастровый номер *:*:*:*); доля в праве 3/10;
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: Калининградская область, г. *, ул. *, * (кадастровый номер *:*:*:*/*); доля в праве 3/10.
Согласно налоговому уведомлению N 137231695 от 09.09.2016 г. Фролову И.А. в связи с данными объектами недвижимости рассчитан налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере * руб, установлен срок их уплаты - не позднее 01 декабря 201 6 года.
В связи с неуплатой налога в полном объеме в установленный срок Фролову И.А. направлено требование N 7639 от 13 декабря 2016 года об уплате * руб, начислены пени, предложено погасить задолженность в срок до 21 февраля 2017 года.
Факт направления налогового уведомления и требования подтверждается списками почтовых заказных отправлений, представленными в дело (л.д. 11, 13).
Определением мирового судьи судебного участка N 175 района Митино г. Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 173 района Митино г. Москвы, от 27 марта 2018 го д а был отменен судебный приказ от 02 марта 2018 года о взыскании с Фролова И.А. указанной налоговой недоимки и пени.
З а ответчиком числится задолженность в размере * руб. * коп. из расчета: сумма налога на имущество физических лиц по вышеуказанным объектам недвижимости в размере * руб, пени в сумме * руб.
Доказательств, свидетельствующих об исполнении надлежащим образом обязанности по уплате налоговых платежей, опровергающих расчет задолженности, ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, оценив собранные по административному делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что налогоплательщиком не исполнена предусмотренная налоговым законодательством обязанность по уплате налога, в связи с чем посчитал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению; произведенный налоговым органом расчет суммы налога и пени признал правильным. Кроме того, суд взыскал с ответчика в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере *,* рублей за рассмотрение дела в суде.
Названные суждения суда первой инстанции признаются судебной коллегией, подробно исследовавшей материалы дела и представленные сторонами доказательства, оценившей доводы сторон по существу спора, правильными, соответствующими закону и фактическим обстоятельствам.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев (при уплате, в том числе земельного налога налогоплательщиком - физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса РФ).
Объектом налогообложения признается расположенная в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) объекты недвижимого имущества - иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 401 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 409 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Установленные по делу обстоятельства, оцениваемые применительно к закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, в том числе ст. 111 КАС РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, свидетельствуют о правомерности выводов суда, изложенных в решении, об удовлетворении требований; налоговым органом после отмены судебного приказа приняты надлежащие меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке и сроки, выражена воля на взыскание в принудительном порядке неуплаченной суммы налога и пени; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания задолженности, административным истцом исполнена, полномочия на обращение в суд с указанными требованиями подтверждены; расчёт задолженности проверен и оснований полагать его неправильным не имеется, он сделан на основании сведений компетентных органов о кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом верных величин налоговой ставки и коэффициента, которые налогоплательщиком не оспариваются.
Судебная коллегия считает, что суд верно удовлетворил административные исковые требования; решение суда об этом является законным и обоснованным; оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, неисполнении судом обязанности по своевременному и заблаговременному извещению административного ответчика о времени и месте рассмотрения административного дела, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, из которых следует, что судебная повестка о судебном заседании, назначенном на 21 декабря 2018 года, Фролову И.А. была направлена 04 декабря 2018 года; судебное извещение возвращено без вручения адресату за истечением срока хранения 10 января 2019 года (л.д. 34).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю; извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что суд принял надлежащие меры к извещению административного ответчика о времени и месте судебного разбирательства и обоснованно пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, оснований полагать, что Фролов И.А. уплатил налог на имущество физических лиц за 2015 год, не имеется; представленный чек-ордер (л.д. 62) этого обстоятельства не подтверждает, поскольку денежные средства в размере * руб, которые не были персонифицированы применительно к конкретному налоговому переиоду были учтены налоговым органом в счет уплаты налога на имущество физических лиц за налоговый период 2014 года и частично в счет уплаты налога за налоговый период 2015 года; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год составляла *, * руб. и оплачена Фроловым И.А. не была.
Утверждения ответчика об отсутствии налоговой задолженности за 2014 год со ссылками на соответствующую квитанцию об уплате налога, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку установлено, что данный платеж охватывает налог на имущество физических лиц только в отношении двух из принадлежащих Фролову И.А. объектов недвижимости.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений,
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований к отмене или изменению решения суда не установлено, заявителем жалобы не приведено. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, принятого с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Фролова И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.