Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Михайловой Р.Б, Коневой С.И,
при секретаре Петрове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-884/2018 по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице ГУ Банка России по Центральному федеральному округу к КПК "СТОЛИЧНЫЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ", ООО "ПРОЕКТ СТ", Лапенкову Евгению Владимировичу, Цаплину Алексею Викторовичу, Гончар Алексею Николаевичу, Ходяковой Ольге Васильевне, Омельченко Ефиму Алексеевичу, Сугробкину Вячеславу Викторовичу о принудительной ликвидации КПК "СТОЛИЧНЫЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ"
по апелляционной жалобе административного ответчика Лапенкова Е.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 декабря 2018 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, возражения представителя административного истца по доверенности Радченко А.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу (далее - ЦБ РФ в лице ГУ Банка России по ЦФО) обратился в суд с административным исковым заявлением к КПК "СТОЛИЧНЫЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ", ООО "ПРОЕКТ СТ", Лапенкову Е.В, Цаплину А.В, Гончар А.Н, Ходяковой О.В, Омельченко Е.А, Сугробкину В.В. о принудительной ликвидации КПК "СТОЛИЧНЫЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ", ссылаясь на то, что осуществляет регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями в сфере финансовых рынков; в нарушение пункта 2 части 1 статьи 35 Федерального закона от 19.07.2009г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" КПК "СТОЛИЧНЫЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ", являясь действующим юридическим лицом, зарегистрированным 19 июля 2017 года МИФНС N 46 по г. Москве (ОГРН *, ИНН *), не состоит ни в одной из саморегулируемых организаций.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 декабря 2018 года постановлено:
"Заявленные требования удовлетворить.
Ликвидировать кредитный потребительский кооператив "СТОЛИЧНЫЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ" (ОГРН 1177746729786, ИНН 9705103724).
Возложить обязанности по ликвидации на учредителей: ООО "ПРОЕКТ СТ", Лапенкова Евгения Владимировича, Цаплина Алексея Викторовича, Гончара Алексея Николаевича, Ходякову Ольгу Васильевну, Омельченко Ефима Алексеевича, Сугробкина Вячеслава Викторовича, обязав в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить утвержденный ликвидационный баланс и завершения ликвидационной процедуры".
В апелляционной жалобе административный ответчик Лапенков Е.В. просит об отмене данного судебного акта, утверждая о нарушении судом норм процессуального права, заявляя о своем неизвещении о времени и месте рассмотрения дела, отсутствие у административного истца полномочий на обращение в суд с административным иском о ликвидации.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения.
Исследовав материалы дела, выслушав возражения представителя административного истца, полагавшего решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 9.1 статьи 4, статьей 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно пункту 12 статьи 76.1 названного Федерального закона, лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", статьи 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России, в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О кредитной кооперации".
Саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов (далее - саморегулируемые организации), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации").
Кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом "О кредитной кооперации", прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации").
Кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с названным Федеральным законом "О кредитной кооперации", подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения части 3 вышеназванного Федерального закона (часть 4 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации").
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (статья 4 названного Федерального закона N 129-ФЗ).
При рассмотрении дела судом было установлено, что КПК "СТОЛИЧНЫЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ" (ОГРН 1177746729786, ИНН 9705103724, адрес: г. Москва, Садовническая ул, д. 82, стр. 2, офис 2082) по данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) был зарегистрирован МИФНС N 46 по г. Москве 19 июля 2017 года; не является кредитным кооперативом второго уровня, критерии которого установлены пунктом 4 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации".
Согласно сведениям, предоставленным саморегулируемыми организациями кредитных кооперативов, внесенными в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка по запросам Центрального банка РФ, КПК "СТОЛИЧНЫЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ" не состоит ни в одной из таких саморегулируемых организаций кредитных кооперативов, внесенных в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
Неисполнение кооперативом обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию в силу закона является самостоятельным и достаточным основанием для ликвидации КПК "СТОЛИЧНЫЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ".
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии со статьями 62-64 ГК РФ (назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом; поместить в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации; принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока предъявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого кооператива; после окончания срока предъявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне требований, предъявленных кредиторами, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационной комиссии осуществить продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; ликвидационной комиссии произвести выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого кооператива в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссии составить ликвидационный баланс; ликвидационной комиссии завершить ликвидацию кооператива внесением об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц).
Согласно пункту 5 статьи 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) (пункт 2 части 3 статьи 1); кредитный кооператив осуществляет свою деятельность на основе, в том числе принципа добровольности вступления в кредитный кооператив и свободы выхода из него независимо от согласия других членов кредитного кооператива (пайщиков) (пункт 3 части 3 статьи 3); при прекращении членства в кредитном кооперативе в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится соответствующая запись (часть 2 статьи 12); заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кредитного кооператива; порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива; выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) (часть 2 статьи 14).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 10 ноября 2016 года N 2371-О, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (часть 2 статьи 30 Конституции Российской Федерации). Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя, что потребительские кооперативы, к числу которых относятся кредитные кооперативы (пункт 3 статьи 50), являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) (пункт 1 статьи 65.1), устанавливает правило, согласно которому в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (пункт 2 статьи 65.1). Одной из обязанностей членов кредитного потребительского кооператива является обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица. Такое правовое регулирование, возлагающее на участников (членов) корпоративного юридического лица обязанности осуществить его ликвидацию служит достижению основной цели ликвидации любого юридического лица - завершению его деятельности и удовлетворению требований кредиторов - и направлено на защиту прав и интересов всех участников гражданского оборота.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, учредителями КПК "СТОЛИЧНЫЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ" значатся административные ответчики - ООО "ПРОЕКТ СТ", Лапенков Е.В, Цаплин А.В, Гончар А.Н, Ходякова О.В, Омельченко Е.А, Сугробкин В.В.
Учитывая изложенное, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении административного иска, поскольку установленные фактические обстоятельства дела, не опровергнутые административными ответчиками, свидетельствуют о наличии правовых оснований для ликвидации КПК "СТОЛИЧНЫЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ" по причине допущенного нарушения законодательства, а также возложил обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей (участников) потребительского кооператива, что прямо предусмотрено действующим законодательством.
Названные суждения суда первой инстанции признаются судебной коллегией, подробно исследовавшей материалы дела и представленные сторонами доказательства, оценившей доводы сторон по существу спора, правильными, соответствующими закону и фактическим обстоятельствам.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным; принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; они не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Утверждения в апелляционной жалобе об отсутствии полномочий у административного истца на предъявление в суд требований о принудительной ликвидации юридического лица, а также аргументы о том, что ликвидация кооператива возможна только на основании решения его участников, основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, устанавливающего, что неисполнение кооперативом обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию является основанием для ликвидации в принудительном порядке; а Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в том числе вправе обращаться в суд с административным исковым заявлением о ликвидации такого вида юридического лица.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Лапенков Е.В. не был извещен о времени и месте судебного заседания, проверенные судебной коллегией, признаются несостоятельными, они опровергаются материалами административного дела, из которых следует, что судебное извещение по адресу места жительства направлялось административному ответчику (л.д 180-182), возвращено за истечением срока хранения без вручения адресату.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю; извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что суд принял надлежащие меры к извещению административного ответчика о времени и месте судебного разбирательства и обоснованно пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, определены и установлены в полном объеме, нормы материального права судом применены верно; доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ; нарушений процессуального характера не допущено.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, принятого с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Лапенкова Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.