Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, В.В. Ставича,
при секретаре А.В. Чариковой,
с участием прокурора Р.К. Бокова,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе административного истца П.С. Саркисяна на решение Перовского районного суда г. Москвы от 25 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного иска П.С. Саркисяна к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской думы по одномандатному избирательному округу N19, председателю комиссии И.И. Никитиной о признании незаконными действий (бездействий),
УСТАНОВИЛА:
постановлением Московской городской думы от 5 июня 2019 года N99 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской городской думы седьмого созыва.
Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Московской городской думы седьмого созыва возложены на территориальные избирательные комиссии (решение Московской городской избирательной комиссии от 28 марта 2019 года N90/2).
Решением Московской городской избирательной комиссии от 10 декабря 2015 года N115/50 И.И. Никитина назначена на должность председателя территориальной избирательной комиссии района Ивановское г. Москвы.
П.С. Саркисян, являясь членом окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, 18 июля 2019 года обратился с заявлением к председателю окружной избирательной комиссии с просьбой предоставить ему для ознакомления финансовый отчет, подписные листы, представленные кандидатами И.А. Назаровой и Р.А. Ильина, но ему было предложено ознакомиться с документами только 26 июля 2019 года в течение двух часов с 15 до 17 часов. П.С. Саркисян полагает предложенное ему время явно недостаточным для ознакомления с большим объемом документов, что привело к нарушению его прав, в связи с чем просил суд признать действия (бездействия) председателя избирательной комиссии незаконными.
Решением Перовского районного суда г. Москвы от 25 июля 2019 года П.С. Саркисяну в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе П.С. Саркисян просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований.
В судебном заседании административный истец П.С. Саркисян настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель окружной избирательной комиссии К.И. Махота по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, заключение прокурора Р.К. Бокова, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации ( пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон)
Согласно пункта 4 статьи 20 этого же Закона комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
В соответствии с п одпунктом "г" пункта 23 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
В порядке статей 20, 23, 26 Закона, а также статей 15, 18 Избирательного кодекса г. Москвы окружная избирательная комиссия 7 июня 2019 года утвердила Регламент, которые предусматривает порядок ознакомления членов комиссии с документами и материалами комиссии и получения соответствующих копий этих документов.
Регламентом предусмотрено, что письменное заявление члена избирательной комиссии об ознакомлении с документами и материалами подлежит рассмотрению председателем избирательной комиссии в течение трех рабочих (статья 61).
Статьей 62 Регламента утверждено время для ознакомления с документами и материалами - два раза в неделю (понедельник: с 16.00 до 18.00; пятница: с 15.00 до 17.00).
18 июля 2019 года П.С. Саркисян, являясь членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса, обратился к председателю избирательной комиссии с просьбой о предоставлении документов.
20 июля 2019 года решением председателя окружной избирательной комиссии П.С. Саркисяну предоставлено время для ознакомления с документами, о которых шла речь в его обращении в пятницу 26 июля 2019 года с 15.00 до 17.00.
Изложенное свидетельствует об отсутствии нарушений закона со стороны избирательной комиссии.
Не могут изменить правовую судьбу обжалуемого решения доводы апелляционной жалобы о недостаточности времени для ознакомления с документами, поскольку у председателя избирательной комиссии отсутствовала возможность предоставить П.С. Саркисяну иное (более раннее) время для ознакомления с документами, так как 22 июля 2019 года (в понедельник) с указанными документами знакомился другой член избирательной комиссии П.Ю. Князев, который подал соответствующее заявление раньше С.П. Саркисяна.
Вместе с тем, предоставление С.П. Саркисяну каких-либо преимуществ в ознакомлении с материалами по сравнению с другими заинтересованными лицами, повлекло бы нарушение принципа равенства условия предвыборной деятельности для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, обязанность обеспечения которого возложена на окружную избирательную комиссию пунктом 3 статьи 17 Избирательного кодекса г. Москвы.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела не следует, что кем-либо из должностных лиц избирательной комиссии созданы препятствия в ознакомлении с документами.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание аудиозапись разговоров, о которой заявлял П.С. Саркисян, когда такое доказательство не относиться к допустимым доказательствам, подтверждающим факт обращения в избирательную комиссию, так как не соответствуют требованиям статьи 61 КАС РФ.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано соблюдение избирательного законодательства.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда г. Москвы от 25 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.