Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Гордеевой О.В.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства материал N Ма-338/19 по административному исковому заявлению Маслова Данилы Евгеньевича к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения об оспаривании решения о снятии с жилищного учета, восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания
по частной жалобе Маслова Д.Е. на определение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 21 июня 2019 года об отказе в принятии административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б,
УСТАНОВИЛА:
Маслов Д.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения об оспаривании решения о снятии с жилищного учета, восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания.
Определением судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 21 июня 2019 года в принятии данного административного искового заявления было отказано.
В частной жалобе Маслов Д.Е. просит об отмене указанного судебного акта как незаконного.
В силу части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства; обстоятельств, установленных частью 3 статьи 315 КАС РФ, для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не установлено.
Судебная коллегия, исследовав в порядке упрощенного (письменного) производства представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, проверив определение, находит его подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского судопроизводства.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья районного суда руководствовался приведенным положением процессуального закона и исходил из того, что между сторонами имеется спор о праве на предоставление жилого помещения, заявленные Масловым Д.Е. требования, которые касаются защиты его жилищных прав, в связи с чем заявление подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Согласиться с таким выводом судьи суда первой инстанции не представляется возможным, поскольку неправильно определен характер возникших между сторонами правоотношений.
Так, Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1 названного кодекса).
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце четвертом пункта 1 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам поименованного кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации обратил внимание, что не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства споры о признании незаконными актов государственных органов и органов местного самоуправления, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей (абзац пятый пункта 1 названного постановления).
Обращаясь в суд, Маслов Д.Е. оспаривает решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о снятии его с жилищного учета.
Форма и порядок реализации военнослужащими конституционного права на жилище установлены статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации права на жилище военнослужащих.
Согласно пункту 2 Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 1888, Департамент предназначен для обеспечения реализации права на жилище военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей.
В силу пункта 7 названного Положения основными задачами Департамента являются: организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; участие в разработке правовых актов по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; организация работы в Министерстве обороны по выполнению государственных программ жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; координация и контроль деятельности организаций.
Таким образом, административный ответчик реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов в отношении заявителя, в спорных правоотношениях отсутствует автономия воли и имущественная самостоятельность сторон, они не основаны на принципе равенства.
Следовательно, заявленные Масловым Д.Е. требования вытекают из публичных правоотношений, реализуемых органом государственной власти, для целей оспаривания которых законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства, кроме как в порядке, установленном КАС РФ (глава 22 КАС РФ); требования Маслова Д.Е. не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве.
С учетом изложенного, определение судьи суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ оно подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству и рассмотрения заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства.
Руководствуясь статьями 310, 315-316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 21 июня 2019 года от менить, материал по административному исковому заявлению Маслова Д.Е. направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству и рассмотрения заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.