Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Ставича В.В,
при секретаре Черевичной Т.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по частной жалобе Некоммерческого партнерства "Республиканское юридическое общество" на определение Останкинского районного суда г. Москвы от 17 июля 2019 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора г. Москвы Манакова О.Ю. к Некоммерческому партнерству "Республиканское юридическое общество" о ликвидации некоммерческой организации - оставить без рассмотрения",
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Москвы обратился в суд с административным иском к Некоммерческому партнерству "Республиканское юридическое общество" о ликвидации некоммерческой организации.
Определением Останкинского районного суда г. Москвы от 17 июля 2019 года административное исковое заявление оставлено без рассмотрения.
Административный ответчик не согласился с определением и подал частную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав объяснения прокурора Оглио Е.Ф, представителя Некоммерческого партнерства "Республиканское юридическое общество" - Дрындину Е.Л, судебная коллегия считает обжалуемое судебное постановление подлежащим отмене, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пункта 5 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Согласно части 7 статьи 125 КАС РФ административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" общие положения об участии прокурора в административном деле закреплены в статье 39 КАС РФ, которая предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в процесс и дачу им заключения по административным делам, указанным в Кодексе и других федеральных законах (часть 1 статьи 2, части 1, 7 статьи 39 КАС РФ).
Административное исковое заявление прокурора и прилагаемые к нему документы должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к ним частями 6, 7 статьи 125, пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ. В частности, к административному исковому заявлению прокурора прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
В силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 126 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора; документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя.
Как следует из материалов административного дела (л.д.4), прокурором при подаче административного иска в суд были приложены копии административного иска с приложением материалов для лиц, участвующих в деле.
Оставляя заявление без рассмотрения, суд исходил из того, что административное дело возбуждено с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 КАС РФ, прокурором не представлено уведомление о вручении копии иска и приложенных к нему документов.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может.
Суд не принял во внимание, что в качестве выполнения административным истцом, положений пункта 1 части 1 статьи 126 КАС РФ прокурором были представлены копии административного иска и приложенных к нему материалов по числу, участвующих в деле лиц.
Кроме того, выявив данное обстоятельство, суд не был лишен возможности предоставить административному истцу срок для устранения нарушений, и лишь в случае их неустранения на основании пункта 5 части 1 статьи 196 КАС РФ оставить заявление без рассмотрения.
При таких данных, вывод суда о неустранении административным истцом нарушений ст. 125, 126 КАС РФ является неверным, у суда отсутствовали правовые основания для оставления административного искового заявления прокурора г. Москвы без рассмотрения, положения пункта 5 части 1 статьи 196 КАС РФ применены судом ошибочно, в связи с чем обжалуемое определение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением административного дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь ст. 313, ст. 315, ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Останкинского районного суда г. Москвы от 17 июля 2019 года об оставлении административного иска исполняющего обязанности прокурора г. Москвы Манакова О.Ю. без рассмотрения отменить, административное дело - направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.