Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Тиханской А.В, Ставича В.В,
при секретаре Петрове А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В, административное дело N2а-119/19 по апелляционной жалобе представителя административного истца ИФНС по г. Павловскому посаду Московской области Шуйковой Л.И. на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2019 года, которым постановлено:
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Павловскому Посаду Московской области к Савич В.А. о взыскании земельного налога и пени - удовлетворить частично.
Взыскать с Савич В.А. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Павловскому Посаду Московской области земельный налог за 2016 год в размере ***, пени в сумме ***, всего: ***.
В остальной части административных исковых требований - отказать.
Взыскать с Савич В.А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере ***,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области обратилась в суд с административным иском к Савич В.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 год в сумме ***. и пени в сумме ***, мотивируя требования тем, что в указанный период Савич В.А. являлась собственником земельных участков по адресу: ***, с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, в связи с чем был исчислен земельный налог в сумме ***, который своевременно и до настоящего времени не уплачен. Направленное требования осталось без удовлетворения.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области Ключникова Е.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Савич В.А. в судебное заседание явилась, административные исковые требования признала частично, пояснила, что земельные участки с кадастровыми номерами *** и ***, за которые начислен налог, были объединены и фактически являются земельным участком с кадастровым номером ***, однако старые кадастровые номера продолжают дублироваться в реестре. Земельный налог за земельный участок с кадастровым номером *** она не оспаривает.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца, указывая на то, что согласно сведениям Росреестра по Московской области земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** объединены в единый 20.06.2017 года, в связи с чем суд ошибочно пришел к выводу о том, что в 2016 году административному ответчику принадлежал только один земельный участок, в который объединены два вышеуказанных.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного ответчика Савич В.А, против доводов апелляционной жалобы возражавшей, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения административного иска, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из материалов административного дела усматривается, что с 07.10.2002 года Савич В.А. являлась собственником земельного участка общей площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***; с 25.09.2003 года - собственником земельного участка общей площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.
В связи с объединением указанных участков в один 20.06.2017 года право собственности Савич В.А. на земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** прекращено, зарегистрировано право на земельный участок с кадастровым номером ***.
ИФНС России по г. Павловскому Посаду начислен земельный налог, подлежащий уплате Савич В.А. за 2016 год за земельные участки с кадастровыми номерами ***, ***, *** в размере ***; в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление с сообщением о необходимости уплаты налога в срок, не позднее 01.12.2017 года.
Требованием N *** от 22.02.2018 года налоговый орган сообщил налогоплательщику о невыполнении обязанности по своевременной уплате земельного налога и числящейся за ней задолженности.
Мировым судьей судебного участка N 134 района Выхино-Жулебино г. Москвы от 07 августа 2018 года по заявлению налогового органа был вынесен судебный приказ о взыскании с Савич В.А. недоимки по земельному налогу и пени.
30 августа 2018 года судебный приказ мировым судьей отменен, после чего налоговый орган обратился в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, удовлетворил заявленные требования частично, взыскав с административного ответчика задолженность за 2016 год по уплате земельного налога, исчисленного за земельный участок с кадастровым номером ***, и исходил из того, что указанный земельный участок представляет собой два объединенных земельных участка, тогда как налоговым органом неправомерно исчислен налог на них, как на отдельные объекты.
Вместе с тем, суд не учел, что объединение земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** произошло согласно сведениям Управления Росреестра по Московской области 20.06.2017 года, а согласно положениям части 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, в 2016 году Савич В.А. принадлежали два земельных участка с кадастровыми номерами ***, ***, земельный участок с кадастровым номером *** был образован 20.06.2017 года. При таком положении вывод суда о взыскании с Савич В.А. задолженности по земельному налогу на указанный земельный участок за 2016 год носит ошибочный характер, он основан на неверном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, в связи с чем решение суда на основании пункта 1 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене.
Рассматривая требования административного иска, судебная коллегия приходит к выводу о его частичном удовлетворении в силу следующего.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога ( пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом ( пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса ( пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ).
При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом ( пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом признается календарный год ( пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса РФ; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами ( пункты 1 и 3 статьи 396 Налогового кодекса РФ), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога ( статья 52 Налогового кодекса РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога ( статья 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Земельный налог и порядок его уплаты в Павло-Посадском муниципальном районе Московской области на территории Улитинского сельского поселения установлен решением Совета депутатов сельского поселения Улитинское о земельном налоге N 55/14 от 16.02.2016 года.
Учитывая, что в 2016 году Савич В.А. являлась собственником двух земельных участков: общей площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***; общей площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, обязанность по уплате земельного налога за 2016 год не исполнила, то с нее в пользу ИФНС России по г. Павловскому Посаду подлежит взысканию задолженность в сумме ***.(***.(за земельный участок с кадастровым номером ***) +***.(за земельный участок с кадастровым номером ***). На указанную задолженность начислены пени в сумме ***, которые также подлежат взысканию с административного ответчика.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований в части взыскания с Савич В.А. земельного налога за 2016 год в сумме ***. и пени в сумме ***. Вместе с тем, принимая во внимание, что сведения о том, что в 2016 году Савич В.А. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером ***, который образован в 2017 году в связи с объединением двух земельных участков, то в указанной части требования удовлетворению не подлежали.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска в части требований о взыскании с Савич В.А. задолженности по земельному налогу за 2016 год за земельные участки с кадастровым номером *** и ***, к роме того, с административного ответчика подлежит уплате госпошлина в бюджет города Москвы в сумме ***.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2019 года отменить, постановить по делу новое решение, которым требования административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Павловскому Посаду Московской области к Савич В.А. о взыскании земельного налога и пени удовлетворить частично.
Взыскать с Савич В.А. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Павловскому Посаду Московской области недоимку по земельному налогу за 2016 год в сумме ***, пени в сумме ***, в остальной части иска отказать.
Взыскать с Савич В.А. госпошлину в бюджет города Москвы в сумме ***.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.